Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения
материал по логопедии

Мартынова Галина Геннадьевна

Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся,  влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения Учитель-логопед Мартынова Г.Г.

Слайд 2

Кабинет логопеда создан в нашем общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, т.к. дети с речевыми нарушениями не способны полноценно осваивать программу по этим предметам. .Что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Слайд 3

Дети с речевыми нарушениями - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Часто речевые нарушения негативно сказываются на качестве образования. Эти дети попадают в группу риска. Нарушения речи многообразны. Они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Слайд 4

Данные логопедического обследования (сентябрь 2019 г.) МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова» 1-е классы: нарушение звукопроизношения (фонетическое недоразвитие)– 37 %; ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) - 13 %; ФН (фонематическое недоразвитие)– 6 % НВОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи)– 1,6 %.

Слайд 5

1.Самая многочисленная группа - дети с нарушением звукопроизношения (С нормальным фонематическим слухом и строением речевого аппарата). У некоторых детей этот дефект не влияет на качество обучения. Такие дети могут быть отличниками. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Слайд 6

Вовремя неисправленное фонетико-фонематическое и фонематическое нарушение может стать причиной неуспеваемости по русскому языку и чтению. Вследствие этого ребенок будет страдать 1)а кустической формой дисграфии . Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие парные звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д.

Слайд 7

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей , страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: - пропуски букв и слогов; - перестановка букв и (или) слогов; - недописывание слов; - написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; - персевирации (итерация ) - повторение букв и (или) слогов; - контоминация - в одном слове слоги разных слов; - слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (" настоле ", "на ступила").

Слайд 8

Наименьшая группа – дети с НВОНР. Чаще всего эти дети страдают аграмматической дисграфией . Эта форма дисграфии связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики ("красивы й сумка", "веселы е день", «ветер ду ю т» ). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Слайд 9

Оптическая дисграфия . В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М ; Х вместо Ж , и вместо у и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв. Все эти нарушения сказываются на качестве образования.

Слайд 10

Дети группы риска 1. Ребенок - левша. 2. Переученный правша. 3. Ребенок, посещавший логопедическую группу. 4. Ребенок – билингвист . 5. Ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии .) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6.У ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. (не запоминает стихи)

Слайд 11

Дизорфография Дизорфография , проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).

Слайд 12

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, которые помогут в преодолении дисграфии 1) Упражнение "Корректурная правка". Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы. 2) Найди слова. Составь из них предложения. Пивхырсадуцтръдружноьычцветутсщяблоникга . Трклетоцфчимбылоьойфэжаркое . Карандашъютчзакатилсяаыезподцгрышкафждар .

Слайд 13

Дифференциация букв п-т Вставь пропущенные буквы Т или П НА КРА….ИВЕ, КАК НА …ЛИ…КЕ ВСКИ…Я…ИЛИ ЧАЙ УЛИ…КИ. ЗАХОДИ ЧАЙКУ НА…И…ЬСЯ, К…О КРА…ИВЫ НЕ БОИ…СЯ.

Слайд 14

Дети с дисграфией , как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить допущенные ошибки. Нельзя заставлять ребенка читать на время.

Слайд 15

По какому признаку слова записаны в два столбика Цена свеча Целый косой Кольцо маска Яйцо люстра

Слайд 16

Поэтапное формирование операций фонематического анализа и синтеза, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей учащихся с речевой патологией повышает эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и создает предпосылки для успешного обучения. ЕГЭ – спасение для дисграфиков .

Слайд 17

Известные дислексики Одной из особенностей Леонардо да Винчи был его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала Проблемы с усвоением информации или иными словами дислексия , это Том ощутил на самом первом этапе обучения. Были бесконечные внеклассные занятия, но Том не видел разницы между буквами, не умел складывать из них слова, не понимал смысла прочитанного.

Слайд 18

Литература Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. "Организация и методы коорекционной работы логопеда на школьном логопункте " 1991 г . Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников" 1998 г. Ястребова А.В. "Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы" 1984 г.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

Родительский всеобуч в начальной школе «Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению» (по ФГОС)

Знакомство родителейс с тем, как попытаться правильно подготовить детей (будущих первоклассников) к  обучению письму и чтению в рамках ФГОС....

Советы логопеда родителям учащихся начальной школы

В данной методической разработке даются практические советы родителям детей, у которых есть следующие проблемы: нарушение внимания, концентрации, памяти, мышления, речи.Опираясь на данный материал, ро...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...