Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях на лексическом материале "Морские обитатели"
план-конспект по логопедии

Климачева Гульнара Ильгизаровна

Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнять  артикуляционные и акустические признаки звука (р).

2. Закреплять навык правильного произношения  звука  (р) в словах, предложениях в разных позициях: в начале, середине, в конце слова.

3.Расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели».

4.Развивать  фонематический  анализ путём выполнения упражнений на определение места звука (р) в слове (начало, середина, конец), необходимых  для своевременной подготовки артикуляционных органов к правильному произнесению звука (р).

5.Развивать структуру предложения при работе над восстановлением  деформированных предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Коррекция и развитие артикуляционной моторики, нормализация мышечного тонуса артикуляционной моторики, формирование кинестетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленного звука (р) в словах, предложениях путём выполнения артикуляционной гимнастики.

2.Корригировать произвольное  внимание путём выполнения задания «На что похожи облака?»

3. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путём отгадывания загадок, выполнения задания «Четвёртый лишний».

4.Коррекция и развитие планирующей функции речи при выполнении задания на уточнение артикуляционных и акустических признаков звука (р) по опорной таблице.

5. Коррекция и развитие грамматического строя, навыков словоизменения путём выполнения упражнений на согласование существительного с числительным.

6. Коррекция и развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса при работе с разрезной картинкой.

7. Коррекция и развитие интонационной окраски речи, голоса, речевого выдоха при выполнении физминутки с оречевлением, таетрализации, продолжить формирование нижнедиафрагмального дыхания.

5.Коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, положительную мотивацию  через использование  ситуации успеха, игровых моментов, награждения  за правильный ответ, создания на занятии хорошего рабочего настроения.

2.Воспитание позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация к уроку, магнитофон, аудиозапись  - звуки моря, диск «Подводный мир», ракушки для награждения, предметные картинки с изображением краба, рака, кальмара, кораллов, пособие звуковая схема для упражнения в определении  местоположения звука (р), карточки с деформированными предложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Индивидуальное логопедическое занятие

на тему:

«Автоматизация звука «Р» в словах, предложениях

на лексическом материале «Морские обитатели»

Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнять  артикуляционные и акустические признаки звука (р).

2. Закреплять навык правильного произношения  звука  (р) в словах, предложениях в разных позициях: в начале, середине, в конце слова.

3.Расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели».

4.Развивать  фонематический  анализ путём выполнения упражнений на определение места звука (р) в слове (начало, середина, конец), необходимых  для своевременной подготовки артикуляционных органов к правильному произнесению звука (р).

5.Развивать структуру предложения при работе над восстановлением  деформированных предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Коррекция и развитие артикуляционной моторики, нормализация мышечного тонуса артикуляционной моторики, формирование кинестетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленного звука (р) в словах, предложениях путём выполнения артикуляционной гимнастики.

2.Корригировать произвольное  внимание путём выполнения задания «На что похожи облака?»

3. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путём отгадывания загадок, выполнения задания «Четвёртый лишний».

4.Коррекция и развитие планирующей функции речи при выполнении задания на уточнение артикуляционных и акустических признаков звука (р) по опорной таблице.

5. Коррекция и развитие грамматического строя, навыков словоизменения путём выполнения упражнений на согласование существительного с числительным.

6. Коррекция и развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса при работе с разрезной картинкой.

7. Коррекция и развитие интонационной окраски речи, голоса, речевого выдоха при выполнении физминутки с оречевлением, таетрализации, продолжить формирование нижнедиафрагмального дыхания.

5.Коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, положительную мотивацию  через использование  ситуации успеха, игровых моментов, награждения  за правильный ответ, создания на занятии хорошего рабочего настроения.

2.Воспитание позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация к уроку, магнитофон, аудиозапись  - звуки моря, диск «Подводный мир», ракушки для награждения, предметные картинки с изображением краба, рака, кальмара, кораллов, пособие звуковая схема для упражнения в определении  местоположения звука (р), карточки с деформированными предложениями.

     

Ход занятия.

                                                 

  1. Организационный момент: приветствие, мобилизация внимания, эмоциональное вхождение в занятие.

Раз, два, три, четыре, пять,

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Занятие начинается.

-Здравствуй, Таня! Я рада тебя видеть. Какое сегодня прекрасное осеннее утро! Давай поделимся друг с другом  гостями улыбкой и хорошим настроением.

(Добиваюсь улыбки и радостного настроения у обучающегося). Хорошее настроение – залог здоровья и успешной работы  на занятии.

  1. Объявление темы занятия.

-Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука (р) в словах и предложениях.  Тебя ждут интересные, увлекательные  задания. Если ты будешь старательным и активным, то всё у тебя получится.

Введение в лексическую тему.

Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда, к кому,  сейчас ты узнаешь, если выполнишь задание   на развитие ума  «Четвёртый - лишний», нужно выбрать предмет, который не подходит к остальным. Назови, кто изображён на картинках?  (Заяц, рыба, дельфин, акула)

(картинка, где изображена рысь лишняя,  потому  заяц  -  дикое животное, живёт в лесу, рыба, дельфин, акула–  жители подводного мира)        

- Мы сегодня отправимся в морское путешествие к жителям подводного мира. У меня в шкатулке много ракушек, за каждое правильно выполненное задание ты будешь получать ракушку, а в конце занятия сосчитаем их количество.

3.Точечный массаж «волшебной точки», расположенной между указательным и большим пальцем апельсиновым маслом.

 - Но прежде, чем совершить путешествие, нам нужно  укрепить здоровье, выполнить точечный  массаж, усилит эффект массажа апельсиновое масло. Запах апельсинового масла поднимает настроение.

4. Изолированное произношение звука (р).

-Море от нас находится очень далеко, на чём полетим туда?

-Полетим на самолёте.

«Мотор самолёта ревёт, нас в путешествие зовёт»

-Давай изобразим, как работает мотор: крутим руками перед грудью как пропеллер самолёта. Произносить звук (р) длительно на одном выдохе  с переменой силой голоса (громко – тихо).

Молодец, хорошо работает мотор!  

5. Анализ артикуляции звука (р).

Пока летим, давай вспомним, что делает артикуляционный аппарат при произнесении звука (р) перед зеркалом. (Выбираем опорные картинки).

-Как расположены губы при произнесении звука (р)?

(Губы в улыбке)

-Как расположены зубы?

(Зубы сближены)

-Где находится язык?

(Язык в находится  вверху за верхними зубами  и вибрирует).

-Воздушная струя сильная.

6. Характеристика звука (р)  по мнемотаблице.

-Звук (р) согласный, т.к. воздушная струя встречает преграду в виде языка.

-Звук (р) – звонкий, т.к. голосовые связки дрожат.

-Звук (р) – твёрдый, имеет мягкую пару.

Молодец, звук (р) правильно охарактеризовала звук (р)

7. Артикуляционная гимнастика  и выполнение задания на развитие восприятия и внимания. Слайд (на голубом небе облака в виде лошадки, грибочка, зубной щётки, барабана)

Летим в самолёте, любуемся голубым небом, облаками. Посмотри внимательно на облака, на что они похожи?

(Облака похожи на лошадку, грибочек, зубную щётку, барабан)

-Что забыли сделать? (артикуляционную гимнастику)

Да, чтобы речевой аппарат был готов к произнесению звука (р) выполним артикуляционную гимнастику.

1.Упражнение для губ: «Забор» - «Трубочка»

2.Упражнения для языка:

«Чашечка»

Чашечку сейчас в ракушку превратим,
А в ракушку тайну морскую поместим.

-«Вкусное варенье»

На губах осталось вкусное варенье

Из морской капусты – всем на удивленье.
Губы мы оближем тщательно и чисто.

Наш язык работает правильно и быстро.

-«Маляр»

- «Лошадка»

-«Грибок»

-«Гармошка»

Осьминоги и кальмары поиграют на гармошке.

Так стараются ребята,

что глядишь, отрастут ножки.

-«Барабан»

-«Зубная щётка»

- «Фокус»

Молодец, постаралась  язык готов правильно произносить звук  слова со звуком (р).

7. Чтение слоговых рядов со звуком (р) 

(Слайд «Море», аудиозапись шум моря, музыка моря) Вот мы и на берегу моря, какое оно красивое, голубое! Нам очень интересно быстрее познакомиться с обитателями подводного царства. Как ты думаешь, на чём можно туда попасть?  (на маленькой подводной лодке, которая называется батискаф).

Но прежде чем опуститься на подводной лодке, надо правильно произнести коды.

Ра-Ра-Ра

Ро-Ро-Ро

Ру-Ру-Ру

Ры-Ры-Ры

Кра-Кра-Кра

Ор-Ор-Ор

А сейчас занимаем места в подводной лодке. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счёт три погружаемся, закрываем глаза. (Считаем громко до трёх, звучит шум моря). Вот уже слышен шум моря.  Мы с тобой погружаемся в подводное царство, открыли глаза. Вот мы и в подводном царстве. Сейчас будем знакомиться с морскими жителями, отгадывая загадки.

8. Знакомство с морскими обитателями. Отгадывание загадок. Упражнение в определении местоположения звука (р). Отгадав загадку, картинки с морскими жителями  мы будем располагать на синем листе бумаги.  Если в названии морского обитателя звук (р) стоит вначале,  кладём картинку в начале листа, если в середине – на  середину листа, если в конце – в конце листа. Определять местоположение звука (р) нам поможет звуковая схема.

1. На мели сидит

  Усами шевелит,

  А гулять пойдёт-

  Задом наперёд. (Рак)  (Дополнительные сведения: раки живут на мелководье, могут жить на суше; питаются червями, погибшей рыбой)

2. Краб - известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет.

В драках шумных не робеет.  (Краб) (Крабы обитают в море, могут двигаться по суше. У крабов маленькая голова. Есть крабы маленькие, есть огромных размеров, до 5 метров достигают).

3. Они живут на морской глубине
На уютном и синем причудливом дне растут.
Похожи на кусты и деревья, как будто лес под водой. (Кораллы) (кораллы – маленькие полипы, питаются ночью с помощью щупальцев на маленьких рачков, размножаются, эти древние организмы существуют 550 млн. лет. Коралловые бусы делают из их  скелетов)

4Морское животное, похожее на осьминога, но с 10 ногами щупальцами. (Кальмар) Это с 10 ногами моллюск, размером  в полметра,  доходит до 20 метров. Они похожи на торпеду, двигаются с большой скоростью, хвостом вперёд.

5. Она  хвостиком виляет,
Грациозно проплывает,
По течению реки,
Не страшны ей рыбаки! (Рыбы)

Рыб в море очень много.

Разные рыбы на свете живут,

Плавают так, как их с детства зовут.

Те, кто назвал их,  словами играли.

Вы этих рыбок не встречали.

 (Слайд: рыба – молот, рыба – игла, рыба – ёж и т.д.)

Чтение названий рыб, объяснение, почему их так назвали.        
Проверим, правильно ли ты расположила картинки, в зависимости от положения звука (р)

Мы с тобой познакомились с некоторыми морскими обитателями, ты правильно определила положение звука (р) в словах.  Молодец.

9. Физминутка с оречевлением по музыкальное  сопровождение.

После умственной работы нам надо отдохнуть, сделать физминутку.

«По бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Рыбки весело резвятся

В тихий солнечный денёк,

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песок.

(Имитация  движений руками и корпусом тела в соответствии с текстом)

10. Работа с деформированными предложениями

Таня, ты научилась правильно произносить отдельные слова- названия морских обитателей,  сейчас будем тренироваться в произнесении звука в предложениях.  Я сейчас прочитаю слова (читаю 4 слова, не связанные между собой грамматически: вода, чайки, летать, над) Понятно ли то, что я хотела сказать. (не понятно). Я назвала слова, между которыми     не  было согласия, и они не были расположены в нужном порядке. Поставь слова в нужном порядке,  

Подружи слова, чтобы они в предложении были согласованы. (Над водой летают чайки) Такое же задание нужно выполнить с другими словами.

  1. плавать, разноцветные, море, в, рыбки
  2. морском, на, дне, растут, кораллы
  3. в, обитать, краб, рак, кальмар

Проверка: слайд.

Молодец, твоя речь обогатилась предложениями о морских жителях.

Подбор предложений к картинке.

Какие предложения подойдут к картинке?

В море плавают разноцветные рыбки.

На морском дне растут кораллы.

11. Домашнее задание.

Раскрасить картинку с изображением морских обитателей, запомнить предложения, тренироваться в правильном произнесении звука (р) в названиях морских обитателей.

12.Рефлексия. Итог занятия.

Понравилось ли тебе занятие.

Чему научилась? Что было на занятии интересным для тебя?

Что вызвало затруднение?

 Ты старалась при выполнении всех заданий, набрала много ракушек. Давай сосчитаем их количество.

Упражнение на согласование существительного ракушка с числительными.

13. Театрализация. Мы начали занятие с улыбки и закончим улыбкой. Покажем  юмористическую сценку о рыбках. (на голове полоски с изображением рыбок)

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ ч ] в словах и предложениях".

Занятие направленное на автоматизацию звука [ ч ] в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, п...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...