Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие признаки предмета" (4 класс)
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Уточнение понятия о словах, обозначающих признаки предмета, их грамматических признаков, отработка навыка их практического использования в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_4kl_slova_priznaki.docx12.45 КБ
Файл priznaki_predmeta_4_kl.pptx442.96 КБ

Предварительный просмотр:

Слова, обозначающие признаки предмета.

Цели:

1) уточнить понятие о словах, обозначающих признаки предмета, упражнять в постановке вопросов к словам-признакам, подборе признаков к предметам; учить выделять признаки среди других слов,

2) развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, формировать грамматический строй речи; активизировать словарь прилагательных,

3) воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал.

Ход занятия.

Этапы

Содержание

Действия учащихся

Орг. момент

-приветствие

-проверка готовности к занятию

-нацеливание на успешность

-напоминание о правильной организации своего ответа («отвечать, не кричать, только руку поднимать»)

Подготовительный этап

Учащимся предлагается выбрать среди слов слова со значением наоборот («неприятели») – устно

-друг, печаль, враг

-ночь, день, сутки

-радость, разлука, печаль

-старость, улыбка, молодость

-зима, грязь, чистота

- Какой вопрос можно задать к данным словам?

-Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО? или КТО?

-Сегодня мы продолжаем работу со словами. Но чтобы точно определить тему нашего урока, вы должны узнать, про кого или что говорится в следующем задании.

Сл.1

Что?

Предметы

Сообщение темы занятия

Уч-ся анализируют группы слов-признаков, угадывают по ним предмет:

-высокий, пятнистый –

-лохматый, косолапый –

-голодный, серый, злой -

-хищный, сильный, полосатый –

-серый, колючий, маленький –

 - Какие слова помогли вам понять, о ком идёт речь?

Зададим вопрос от названий животных (КАКОЙ?)

Это слова, обозначающие признаки предмета.

- Сегодня на уроке мы:

Уточним понятие о словах – признаках предмета,

Будем учиться подбирать признаки, выделять их среди других слов.

Сл.2

Жираф

Медведь

Волк

Тигр

Ёж

Их описание

Сл.3

Работа по теме

а) Анализ грамматических признаков слов, обозначающих признаки предмета (таблица)

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

б) Анализ категорий, обозначаемых признаками предмета:

  • цвет
  • размер
  • форму
  • материал
  • вкус
  • возраст
  • качества характера и т.п.

в) Подбор слов-признаков к предметам, относящихся к теме «Зима»:

-Напомните, какое время года идёт? Выберите слова-признаки, относящиеся к описанию зимы. (на инд.карточках)

-Солнце (какое?)

-Небо (какое?)

-Морозы (какие?)

-Снег (какой?)

-День (какой?)

     Слова для справок:   серое,  белый, лютые,  короткий,  тусклое.

г) Узнать слова-признаки (хлопнуть, если услышишь признак предмета):

*СТЕКЛО, МОРОЗ, ХОЛОДНЫЙ, ДУЕТ, ЛЁД, БЕЛЫЙ, БЛЕСТЯЩАЯ, КОПАЕТ, БОЛЬШОЙ, СИЛЬНЫЙ, СУГРОБ, МЕТЕЛЬ, МЯГКИЙ

д) Подбор слов-признаков со значением наоборот (учащиеся уточняют, какое время года последует за зимой, как будет изменяться природа с приходом весны)

-Тропинка узкая, а дорога …

-Зима холодная, а весна …

-Зимой день короткий, а весной …

-Зимой небо серое, а весной …

-Зимой снег чистый, а весной …

е) Работа в тетради (текст с пропущенными словами-признаками). Учащиеся дополняют предложения недостающими признаками, анализируют получившиеся предложения (на карточках, затем записать в тетрадь)

*В феврале подули ______ ветры. С ветрами пришли ______ морозы. _______ птички попрятались в гнёзда. _______ сугробы замели кормушки. Помогите _______ друзьям пережить зиму!

-Какой вариант текста вам больше понравился? Почему?

Сл.4

Сл.5

Сл.6

Зима

Сл.7

Широкая

Тёплая

Длинный

Голубое

грязный

Сл.8

Признаки украшают предложения.

Итог занятия

-На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Оценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выбери слова- «неприятели» - друг, печаль, радость ночь, день, сутки радость, разлука, печаль старость, улыбка, молодость зима, грязь, чистота

Слайд 2

Узнай по описанию -Высокий, пятнистый -Лохматый, косолапый -Голодный, серый, злой -Хищный, сильный, полосатый -Серый, колючий, маленький

Слайд 3

Цели урока: Уточним: понятие о словах, обозначающих признаки предмета; Будем учиться: подбирать слова- признаки , выделять их среди других слов

Слайд 4

Слова, обозначающие признаки предметов Какой? Какая? Какое? Какие? голодн ый сер ый зл ой (кто?) волк хитр ая рыж ая пушист ая (кто?) лиса ярк ое ласков ое жарк ое (что?) солнце вкусн ые полезн ые свеж ие (что?) овощи

Слайд 5

Слова-признаки предмета могут называть: цвет размер форму материал вкус возраст качества характера и т.п.

Слайд 6

Подбери слово-признак к предмету Солнце (какое?) Небо (какое?) Морозы (какие?) Снег (какой?) День (какой?) Слова для справок: серое, пушистый, лютые, короткий, тусклое.

Слайд 7

Подбери слова-признаки «неприятели» Тропинка узкая, а дорога широкая. Зима холодная, а лето тёплое. Зимой день короткий, а весной длинный. Зимой небо серое, а весной голубое. Зимой снег чистый, а весной грязный.

Слайд 8

Работа в тетради. Дополни предложения подходящими словами – признаками по вопросам В феврале подули _______ ветры. С ветрами пришли _______ морозы. ________ птички попрятались в гнёзда. _______ сугробы замели кормушки. Помогите __________ друзьям пережить зиму!

Слайд 9

Найди слова-признаки «приятели» Весёлый, крепкий, прочный Грустный, печальный, глубокий Храбрый, звонкий, смелый Слабый, неловкий, неуклюжий Большой, красивый, огромный Сладкий, румяный, сахарный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов

Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов.  отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...

Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"

Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...

Конспект открытого занятия по теме: "«Слова, обозначающие признак предмета»

В данном файте представлен конспект коррекционного логопедического фронтального занятия в 1 классе по теме "Слова, обозначающие признак предмета"....

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Логопедическое занятие для младших школьников 2-3 класса Тема: «Слова –предметы и слова-признаки»

Логпедическое занятие для младших школьников с ОВЗ предназначено для усвоения программного материала по русскому языку  в соответсвии с Адаптированной Основной Образовательной Программой для учащ...