Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма
статья по логопедии

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов творчества на логопедических занятиях  у детей с нарушением речи и письма

В настоящее время  в общеобразовательных организациях обучается большое количество детей речевые нарушения которых  препятствуют овладению основной  образовательной программы  начального общего образования.В специальной помощи учителя –логопеда  нуждаются учащиеся с тяжелыми нарушениями речи,не имеющие статуса обучающихся с ОВЗ,и их количество не только не уменьшается,но и степень тяжести структуры  речевых нарушений усложняется. Следует,четко понимать,что логопедическая работа в школе-это не дополнительная  образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному овладению программным материалом определенных категорий учащихся.

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха, развитие  пространственного восприятия,: например: лепить буквы, нарисовать  буквы, складывать  их из палочек, делать аппликации, разбирать буквы на запасные части и собирать новые, играть с буквами – дать ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое – буква и др.

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Развитие речевого творчества ведущая  задача работы      по развитию связной речи  на логопедических занятиях.  Развитие речевого  творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств. В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает.

Использование элементов творчества на уроке помогает добиться учителю-логопеду поставленных целей, хороших результатов коррекционной работы. На логопедических занятиях применяю разные речевые игры для развития связной устной речи младших школьников.«Буквы вокруг меня»,«Картина»,«Портреты букв»,«Цепочка»,«Замените букву» и др. Дидактическая цель этих игр -в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

На моих логопедических занятиях обучающиеся развивают зрительную память; зрительное, буквенное восприятие (Например: «Рассмотри предметы и назови их форму», «Найди и назови буквы зеленого цвета» и др.), тренируются в различении правых и левых частей предмета, закрепляют умения ориентироваться в схеме собственного тела (Например: «Рассмотри, какие предметы находятся справа от тебя» и др.).

Обучающиеся угадывают буквы закрытыми глазами («Закрой глаза, ощупай буквы и назови их»), выкладывают их из спички на бумаге, буквы из элементов и т.д. На занятиях дети находят связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Обучающиеся различают смешиваемые и взаимозаменяемые буквы на письме.

Реализация творческой способности и развитие творческой мысли у школьников является важными обстоятельствами полноценного и гармоничного развития личности, что делает его жизнь более богатой, духовной, интересной и содержательной. Учащийся, у которого присутствует постоянный и осознанный интерес к творчеству, который обладает умением реализовывать свои творческие задумки, намного успешнее адаптируется к различным ситуациям и требованиям жизни, имеет способность создавать свой индивидуальный стиль и вид деятельности, больше открыт миру, а также способен к самопознанию, самосовершенствованию и самовоспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедических занятий с неуспевающими учащимися в начальных классах. (дети с нарушением речи )

Организация  логопедических  занятийс  неуспевающими  учащимися в  начальных классах....

«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»

Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства уча...

Пояснительная записка к рабочей программе " Коллективное творчество детей с нарушениями речи"

СоставительВоспитатель ГБОУ Школа №2124 СП28 И.Н.СазоноваВысшая квалификационная категория Пояснительная записка к рабочей программеКоллективное творчество детей с нарушением речи.Развитие у дете...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...