Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта
презентация к уроку по логопедии

Калинина Ксения Михайловна

Система работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта Калинина К.М. Учитель-логопед, МОБУ Нижнекужебарская СОШ

Слайд 2

Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова, В.В.Воронкова , Р.И.Лалаева , Е.М. Мастюкова , С.Я. Рубинштейн и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха . Б ез специальной коррекционной работы преодолеть этот недостаток невозможно.

Слайд 3

Изучив научные труды Р.И. Лалаевой , Р.А. Юровой, Н.Х. Швачкина и других исследователей, посвященные развитию фонематического восприятия в онтогенезе и проблемам его формирования у школьников с нарушением интеллекта, нами была разработана система занятий, направленных на развитие фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Слайд 4

Подготовительный период. Цель : Развитие слухового внимания и восприятия Содержание : Развитие у детей интереса и внимания к звукам окружающим нас, в том числе к звукам речи. Установка на восприятие звуков неречевых и речевых через использование специальных игр и упражнений. Количество занятий: 8 -12 логопедических занятий, в течение 1-4 учебной недели во время уроков русского языка и литературного чтения по 2-3 минуты.

Слайд 5

Упражнения «Двигайся на звук» Логопед , спрятав за спиной погремушку (колокольчик, бубен) предлагает ребенку подпрыгнуть, если он услышит звук. «Тишина» Логопед предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать, что происходит вокруг них. Затем происходит обсуждение услышанного. «Шумовые баночки» Логопед гремит баночками (с рисом, кедровыми орехами, пшеном, семечками, гречкой, фасолью (количество видов круп от 2 до 6 ), а дети определяют вид крупы. «Какой предмет звучит?» Логопед играет на музыкальном инструменте . Дети определяют – на каком.

Слайд 6

Основной период. Цель: развитие фонематического восприятия 1 этап: Различение гласных звуков 1.1. Различение а, у, и 1.2. Различение э, о, ы. 1.3. Различение у-о, и-э. Содержание: Выделение из потока звуков гласных, после уточнения их артикуляции и слухового образа . Количество занятий: 8 -9 логопедических занятий; учителем в течение 2 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут

Слайд 7

2 этап: Различение согласных звуков 2.1. Различение согласных звуков раннего онтогенеза Количество занятий : 8 -9 логопедических занятий; учителем в течение 2 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут 2.2 . Различение твердых и мягких согласных Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут 2.3. Различение глухих и звонких согласных Количество занятий: 8-9 логопедических занятий; учителем в течение 2 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут 2.4. Различение шипящих и свистящих согласных Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут 2.5. Различение сонорных звуков Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут

Слайд 8

Содержание : Работа над каждым звуком, строится в такой последовательности: - Узнавание звука на фоне других звуков; - Определение наличия звука в слове; - Определить место звука в слове (начало, середина, конец слова ); - Определение количества звуков в слове (используются слова со звуками, над которыми уже была проведена работа). Работа по дифференциации согласных звуков осуществляется по следующему плану: а) уточнения артикуляторного и слухового образа звуков, акцентуация их отличий; б) Дифференциация изолированных звуков; в) Дифференциация изучаемых звуков в слогах; г) Дифференциация звуков в словах.

Слайд 9

3 этап: Формирование сложных форм фонематического восприятия. Содержание: На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков и их характеристику. Происходит постепенное усложнение речевого материала: -односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога ; - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов; - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога; -двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов; - односложные слова со стечением согласных в начале слова; - односложные слова со стечением согласных в конце слова; - двусложные слова со стечением согласных в начале слова; - двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова; - трехсложные слова и т.д. Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель во время уроков русского языка, чтения по 2-5 минут

Слайд 10

упражнения «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Логопед : Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А -- Э -- У --Ы -- Э -- А -- У -- О -- А -- Э -- Ы--Э «Разноцветные мячики» Красный -- гласный. Синий -- нет. Что за звук? Мне дай ответ! Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный -- если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Слайд 11

12. Назови место звука в слове Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование . Когда все картинки будут рассмотрены, можно предложить разложить картинки на группы: твердый-мягкий, звонкий-глухой 13 . Кто лучше слушает? Вариант 1. Логопед называет слова , а ребенок поднимает руку лишь тогда, когда услышит слова с заданным звуком. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Вариант 2. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слайд 12

« Сыщики» Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. « Мяч поймай -- слово составляй» Мы поймали три мяча -- Слово скажем мы сейчас. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М -- А -- К Д -- О -- М К -- О -- Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его. «Путаница» Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки . «Подбери картинки» Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Дети должны показать, подходящую картинку.

Слайд 13

Период «напоминания» Цель периода «напоминания» состоит собственно в напоминании образов звуков, поддержании состояния фонематических процессов (анализа и синтеза) в пределах нормы . В начале каждого учебного года проходит блок занятий, упражнения из которого помогают детям быстро выйти на уровень развития фонематического восприятия, который был в конце учебного года. Затем в последующие занятия, также необходимо включать упражнению для развития фонематического восприятия. Предлагаются следующие упражнения: «Подбери картинку», «Найди предметы», «Придумай слово», «Незаконченное слово», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Сортировщики», «Загадки». Также детям предлагается составить кроссворд по определенной лексической теме, это задание полифункциональное, оно направлено на развитие не только фонематических процессов, но и лексико-грамматической стороны речи, связной речи, расширению словаря.

Слайд 14

Успешность коррекционной работы зависит от целенаправленного взаимодействия логопеда и учителя, четкой преемственности работы. Совместная работа с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями и педагогами, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. Результатом такой работы является максимальная активизация и сплочение в единый союз учеников, педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии».

Развитие речи у детей занимает одно из ведущих направлений педагогики. Как показывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования речевых навыков...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....

Развитие фонематического восприятия у школьников с нарушением интеллекта.

Развитие фонематического восприятия у  школьников с нарушением интеллекта. Мастер-класс для педагогов начальной школы....

Особенности восприятия и внимания у детей с нарушениями интеллекта

Особенности восприятии и ощущений умственно отсталых детей детально изучены, начиная с академии И.П. Павлова и его школы (о корковом характере процессов восприятия и ощущения, которые коренным образом...