«Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии. Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению».
материал по логопедии

Рязанова Юлия Александровна

В публикации освещены некоторые приёмы работы с обучающимися с ОВЗ на занятиях по артикуляторно-акустичнской дисграфии. Цель публикации- рассказать о тех педагогических привычках, которые помогают организовать работу на внеурочном занятии по развитию речи, помогают обучающимся усвоить полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к презентации.

1 слайд. «Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии. Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению».

2 слайд. Обратимся к понятию творческой активности, что это такое. Творческая активность- это стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование Т.А. личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение.

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. В основе ариткуляторно-акустической дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме. На письмо переносятся замены и реже пропуски. Замены, пропуски букв соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи.

3 слайд образец работы обучающегося.

4 слайд. Работа по коррекции акустической дисграфии опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры). В процессе работы дети учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

5 слайд. Настроить обучающихся на занятие, помочь им проявить свои способности и навыки в процессе коррекции помогают педагогические привычки:

  1. Форма занятий (индивидуальные, групповые, фронтальные).
  2. Эмоциональный настрой (стихи, загадки, короткие сказки, картинки,  беседа). Например, сказка про буквы и звуки.

6 слайд. Например, начало занятия по теме «Звонкие и глухие согласные. Ж-Ш». Перед ребятами вывешивается картинка и предлагается прослушать коротенькое стихотворение, которое поможет им самим сформулировать тему занятия, ответив на вопрос-  какие звуки чаще других встречаются в этом стихотворении?

7 слайд. 3. Использование звуковой наглядности. Например, на вводном занятии по изучению звуков речи, помимо объяснения логопеда о том, что существуют речевые и неречевые звуки, используется звуковая наглядность: скрип двери, шуршание бумаги, стук каблуками, звон колокольчика, хлопки в ладоши, звук отъезжающей машины и т.д.

8 слайд. 4. Использование игровых технологий. Игры с буквами, слогами. (написание буквы в воздухе, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Урожай» и т.д.). Эта привычка помогает отработать с детьми правильное написание букв, умение находить место буквы или звука в словах. Одновременно способствует   профилактике оптической дисграфии и развитию фонематического слуха, слогового анализа.

9 слайд. Игра «Урожай» направлена на отработку правильного произношения звука С в слогах, а также помогает определить место звука в слоге, развивая фонематический слух.

10 слайд.  Использование графических элементов. Данная привычка развивает логическое мышление, память, внимание, помогает усвоить материал.

11 слайд. Образец.

В карточке со стрелочками задание заключается в том, чтобы правильно написать букву, заменённую стрелкой. Задание направлено на дифференциацию звуков С-Ш. Стрелка вниз- это звук  С (т.к. при произношении этого звука кончик языка упирается в нижние резцы, а при произношении звука Ш, язык поднимается чашечкой вверх, соответственно графически это стрелка вниз и вверх. Предварительно с обучающимся объясняется эта графическая задумка.

12 слайд.  В целом, пантомимика и мимика  развивают коммуникативные навыки. На наших занятиях эта привычка помогает детям усвоить артикуляционные особенности произношения звуков, а также научиться характеризовать звуки, находить в них сходство и различие, чтобы не допускать ошибок при чтении и на письме. Например, произношение гласных губами, без звука. После того, как гласные первого ряда изучены, обучающимся можно предложить узнать по артикуляции, какие гласные вы изучили, показать. А при характеристике звонких и глухих, используем жесты, например, ж(ш)-согласный, твёрдый, звонкий. Если учащийся затрудняется в определении звонкости звука,  подсказкой для него будет жест- ладошка на горле, то есть ощущение вибрации, участия голосовых связок; если глухой- закрываю руками уши. (на примере ж-ш).

13 слайд. Использование здоровьесберегающих технологий. Пальчиковая гимнастика, физминутка, дыхательная гимнастика. Эта привычка несёт и здоровьсберегающий эффект, и даёт детям немножко отдохнуть, переключить внимание.

14 слайд. Раздаточный материал. Почему эта привычка тоже актуальна? Потому что дети с большим интересом включаются в работу, если у них в руках, кроме ручки, есть ещё какой-то предмет. Обучающиеся очень любят работать с карточками, в которых задания направлены на закрепление конкретной темы. Например, слайд 15. Суть задания в том, чтобы вписать правильный ответ в листочек, не переписывая всё. Это легче для них. Пусть они впишут только один предлог подходящий по смыслу и грамматически верно, зато запомнят, чем при переписывании устанут, и работа остановится.

15 слайд. Система поощрений. Словесное одобрение, забавные наклейки, мелкие игрушки, оценка «отлично» по русскому языку. Поощрение не только результата, но мотив и способ деятельности.

Таким образом, подобные педагогические привычки помогают обучающимся активизировать мыслительные процессы, развить внимание, с интересом включиться в изучаемый материал, проявить свои волевые способности, что в конечном итоге, приведёт к сознательному усвоению знаний.

 Автор: Рязанова Ю.А.,

 учитель-логопед

 ГБОУ СОШ N208 Санкт-Петербурга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно -акустической дисграфии . Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению». Составитель: учитель-логопед Рязанова Ю.А. ГБОУ СОШ N208 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Творческая активность- это стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование Т.А. личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение. Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. В основе артикуляторно -акустической дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме. На письмо переносятся замены и реже пропуски. Замена, пропуски букв соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи.

Слайд 3

образец

Слайд 4

Работа по коррекции данного вида дисграфии опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: 1. Гласные звуки 2. Согласные звуки: - свистящие -шипящие -аффрикаты -сонорные

Слайд 5

Педагогические привычки: -форма занятий (индивидуальные, групповые фронтальные); -эмоциональный настрой (стихи, загадки, короткие сказки, картинки, беседа); Пример: « Сказка про звуки и буквы». Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел, только слышали. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами).

Слайд 6

Зашептала тихо мышь: « Что ж, сыночек, ты не спишь?» « Я дрожу,- сказал он мыши,- Шум в лесу я страшный слышу». « Ты не бойся, мой малыш, Это дождик,- шепчет мышь».

Слайд 7

- использование звуковой наглядности: реальные звуки; аудиозапись.

Слайд 8

- использование игровых технологий: игры с буквами, слогами. (написание буквы в воздухе, дидакт . игры «Чудесный мешочек», «Урожай» и т.д.).

Слайд 10

-графические элементы : схемы; условные обозначения.

Слайд 12

- мимика, жесты, пантомимика. помогает усвоить артикуляционные особенности произношения звуков, научиться их характеризовать . Используется на динамических паузах.

Слайд 13

- использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика; физминутка ; дыхательная гимнастика.

Слайд 14

-раздаточные материал: колокольчики; карточки ; Наклейки- колокольчики

Слайд 15

-карточки

Слайд 16

-система поощрений: - словесное одобрение; -забавные наклейки; -мелкие игрушки; -оценка «отлично» по русскому языку.

Слайд 17

Список литературы: 1. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Учебно-методическое пособие.- Москва, Педавгогический вестник, 2011. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Ч.3. выпуск 2. Издательство «Книголюб», 2008. 3. https://vk.com/wall-80164733?q=%23%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F 4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии . Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном», 2022. 5. крупа- Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста. Издательство «Феникс», 2011.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...

«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

Артикуляторно- акустическая форма дисграфии

В учебно - методической разработке " Артикуляторно-акустическая форма дисграфии " представлены : определение понятия " дисграфия " , причины появления данного нарушения , классифик...

Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.

Конспект логопедического занятия  по устранению артикуляторно – акустической  дисграфии во   2 классе.    ...

Конспект логопедического группового занятия по коррекции сложной формы дисграфии для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 2 класса (3 год обучения)

Логопедическая тема: Твердые и мягкие согласные звукиГрамматическая тема: ГлаголЦель: актуализация знаний о твердых и мягких согласных звуках.Задачи:Образовательныеактуализировать понятия «звук...