Родительское собрание. Что такое дисграфия?
методическая разработка по логопедии

Халтурина Анна Анатольевна

Знакомство с работой учителя - логопеда в общеобразовательной школе. Практические советы  профилактике дисграфий в конце 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie._chto_takoe_disgrafiya.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе конец года

Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.

Задачи:

  • ознакомить с системой логопедического сопровождения детей в МБОУ Мамонтовская СОШ;
  • познакомить родителей с термином «дисграфия», его основным содержанием; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии;
  • формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей;
  • дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Участники родительского собрания: классный руководитель, учитель-логопед, родители учащихся.

Предварительная работа:

  • диагностика письменной речи обучающихся;
  • изучение и анализ научно-методической литературы;
  • разработка памяток для родителей;
  • подготовка презентации.

Оборудование:  раздаточный материал по количеству участников.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Теоретическая часть - выступление учителя-логопеда: «Что такое дисграфия?» (понятие, виды ошибок, результаты диагностики письменной речи в классе, ответы на вопросы); 
  3. Практическая часть:
    - игра «Словесный мяч» (эмоциональный настрой на работу)
    - знакомство с методическими приемами, направленными на коррекцию речевой функции ребенка (
    мастер-класс (совместное изучение и отработка дидактических игр и упражнений для коррекции дисграфии, обсуждение роли и значимости каждого упражнения, обмен личным родительским опытом, возможность совместного обсуждения и решения проблемы конкретного родителя и т.д.)).
  4. Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми с дисграфией.
  5. Заключительное слово учителя.

 

 

Проведение родительского собрания

Теоретическая часть

   Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Халтурина Анна Анатольевна. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя-логопеда в школе и проблемах речи детей.

    В последнее время в школах отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности.

    К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.

    Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

    В конце первого учебного года, а также последующих классов, учитель-логопед  проводит индивидуальное обследование с письменного согласия родителей и представляет результаты обследования на школьный ПМПк.    Консилиум принимает решение о направлении детей на ТПМПК для установления диагноза, присвоения статуса ОВЗ и определения дальнейшего маршрута обучения (но в данное сопровождение уже не входит работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога). После прохождения ТПМПК по её заключению и рекомендациям учителем-логопедом разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Составляется расписание занятий. Занятия проводятся во внеурочное время, 20–30 мин.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. 

Симптоматика дисграфии:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. 

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;

– добавление лишних элементов;

– смешение букв по акустическому и  оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

– зеркальное написание букв.

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко

– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)

– добавления и повторение букв, слогов;

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова;

– слитное написание слов;

– повторения слов.

Можно  ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.

Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.

Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.

Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.

Практическая часть – дидактические игры и упражнения

1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д

Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.

(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):

  • Заштрихуй контур;
  • Соедини точки;
  • Дорисуй вторую половину;
  • Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
  • Игра «Найди выход из лабиринта»;
  • Нарисуй так же (по клеточкам).

3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)

Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.

Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):

  • Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
  • Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
  • Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

4. Физкультминутка.

Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.

Упражнение «Замок».

На двери висит замок,        
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).                
Потянули, потянули           (Руки тянутся в разные стороны)                 
Покрутили, покружили      (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали,      (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли!                        (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.

Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Упражнение «Реши примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о

Сок-к+ночи-но+ня+ет

Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

Упражнение «Сложи по заданным слогам».

Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Сложи 2-е слоги:

еда свеча

намочил горе

попона огород удача

Сложи

2 слог 1 слог 3 слог

Гроза платок намекать

2 слог 3 слог 3 слог

напугать березы подарили

Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту».

Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.

6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

Подведение итогов

Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.

Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.

 

Родительское собрание в 1 классе совместно с учителем – логопедом.

 

«Коррекционная работа учителя логопеда в школе: индивидуальный подход к детям в школе и в семье»

 Задачи:

Обучить на практике родителей педагогическим играм, способствующим формированию и развитию речевых процессов.

 Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения: 

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Теоретическая часть

Выступление учителя-логопеда

     Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

      Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность не формируется, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Для обеспечения содержания речи, необходимо много разговаривать, читать с ребёнком каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Необходимо выписывать и приучать детей читать детские журналы.

     После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

     Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

     Чтобы четко, ясно, интересно выразить свою мысль, необходим хороший словарный запас. Проверьте словарь ребенка сами. Попросите ребенка назвать 7-10 предметов по таким лексическим темам как «Транспорт», «Инструменты», «Головные уборы». Попросите сказать что можно делать пилой, топором, ножницами, молотком; для чего нужна сковорода, кастрюля, печка? Сыграйте в игру «Скажи наоборот» (н-р: узкий – широкий, длинный - …, узкий - … и т.д.). Вывод делайте сами.

     Пополнять словарный запас вам помогут игры (Приложение 1).

     Также благоприятное впечатление на речь производит и правильное произношение и хорошая дикция ребенка.

        Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

    Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…

     Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

      Поэтому первыми заданиями логопеда по исправлению произношения будут упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, т.е. языка, губ.

       Очень важным фактором в развитии артикуляционных движений является систематичность занятий, а именно ежедневность. Ведь известен факт о том, что чтобы закрепить и автоматизировать правильное движение и положение языка необходимо повторять это движение до 1000 раз. Это же можно сказать и о закреплении правильно поставленного звука. Ведь всем известна сила привычки. А произнесение звука определенным образом это и есть всего лишь привычка.

     Но привычку очень просто преодолеть в игре. Например, звук можно автоматизировать в словах, перекидывая мяч друг другу и называя слова, в которых есть нужный звук. Играя с песком во дворе, на пляже или в специально изготовленной из коробки песочнице, включите фантазию. Ведь в игре с вашей помощью могут появиться и герои сказок и мультфильмов на нужный звук, которые в песке закопали клад из предметов на тот же звук, и разыграться целая фантастическая история с инопланетянами, которые посетили нашу планету и не знают как называются те или иные предметы, и многое-многое другое. Подобные игры могут проводиться и в воде.

Помните о том, что ребенку нужна ваша помощь в формировании правильного произношения. Ведь у него все еще недостаточно развито такое качество как самоконтроль, очень нужное в процессе автоматизации правильного произношения. Логопед формирует навык, привычку формирует окружение.

     И, наконец, самое большое преимущество игровых технологий – их простота и доступность. Вы с легкостью сможете применять дома все приемы и техники, с которыми сегодня познакомитесь. А поскольку лучше всего человек запоминает и усваивает то, что прочувствовал на собственном опыте, я предлагаю вам поиграть, а остальные игры выполните с детьми в кругу семьи!

Практическая часть

Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

 

Игра «Слово потерялось»

Найдите слова в последовательности букв:

вркотанлошадья

 

Игра «Волшебные превращения»

Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов:

Почка (бочка, ночка, кочка, дочка)

 

Игра «Запрещенная буква»

Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Я буду задавать простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

 

Запрещена бука Щ.

Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? ( полезная еда) Чем чистят обувь? (губкой) Хищная рыбы? (окунь)

 

Игра «Королевская буква»

Выбирается любая буква, которая будет королевой. Я задаю вопросы, все Ваши ответы (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

 

Королева – буква М.

Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

 

Игра «Буквы рассыпались»

Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:

кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

 

Игра «Кубик»

Игроки по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

 

Игры и упражнения по обогащению речи детей

в кругу семьи.

 

  • Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?
  • Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.)
  • Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)
  • Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…”
  • Игра “Я – ласка”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п
  • Составление парных созвучных слов. Мишка – шишка и т.д.
  • Антонимы. Предложите ребенку сказать следующие слова "наоборот". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Север – юг, зима – лето, жара – холод, польза –вред; трудный – легкий, гладкий – шершавый, гасить – зажигать, помогать – мешать и т.д. Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).
  •  Синонимы. Предложите ребенку (5-7 лет) сказать следующие слова "по-другому". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Читающим детям можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках. Дорога – путь, прохлада – свежесть, холодок; метель – вьюга, буран, пурга, ураган; страшный – ужасный, чудовищный; быстрый – проворный, резкий. Делать – мастерить, сооружать, творить, создавать; сердиться – злиться.
  • Что из чего делают? Что делают из муки? – хлеб макароны.

...из шерсти овец? (нитки)
...из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
...из песка? (стекло)
... из глины? (посуду, кирпич)
...из металла (инструменты, посуду)
... из нефти? (бензин)
...из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

  • Что с чем делают? Песок сыплют, а воду ... ;

Котлеты жарят, а суп ...;

Стол накрывают, а постель ...

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...

Стол может сломаться, а стакан ...

Воду можно разлить, а горох ...

Сено косят, а волосы ...

Нитки прядут, а холст ...

Платье шьют, а шарф ...

  • Что лишнее? Прочитайте ребенку одну строчку слов. Предложите на слух указать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор.
    Пример: молоко, булка, сливки, сметана.
    Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.
    Нож, блюдце, миска, тарелка.

Молоток, удочка, пила, клещи.

Грузовик, баржа, лодка.

Речевые примеры

 

Подведение итогов:

«Весело играем – речь развиваем!» Желаю вам активно использовать на практике со своими детьми полученные знания и навыки.


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Что такое дисграфия?"

Эта презентация будет полезна учителям-логопедам для выступления на собрании перед родителями учащихся начальных классов....

Лекция на родительском собрании: «Что такое внимание и как его развивать»

Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. Об э...

Родительское собрание "Что такое способности"

Родительское собрание "Что такое способности"...

Родительское собрание "Что такое родительская любовь"

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет видеть и чувствовать ее....

Родительское собрание "Что такое родительская любовь"

Для ребенка самое главное, чтобы его любили таким, какой он есть....

Родительское собрание "Что такое родительская любовь"

Для ребенка самое главное- чтобы его любили таким , какой он есть....

Родительское собрание "Унас такие дети - которых мы заслуживаем"

Родительское собрание по программе "Путь к успеху"...