Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Антошкина Нина Александровна

Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №1 ст. елизаветинской

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов»

        Разработала логопед

 Н.А. Антошкина

05.04.2023 г.

Цели:

Закрепить навык формирования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Развивать психические процессы, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитывать уважение к говорящему.

Оборудование: сундучок логопеда, прищепки и мячики разных размеров, деревянные предметные картинки, карточки с суффиксами, тетради, ручки.

Орг. момент.

- Ребята, что у меня на столе? (сундучок)

- В нем я нашла сегодня для вас такие предметы. Назовите, что это?

(прищепка, прищепочка; мяч, мячик)

Как получилось 2 слово? (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Сформулируйте тему нашего занятия.

Образование существительных с помощью ум.-ласк. суффиксов.

Запишите в тетрадь.

Какие суффиксы вы нашли в словах мячик, прищепочка.

Ик, очк. Что это за суффиксы? Зачем они нужны?

Артикуляционная зарядка. Фонематический слух.

Повторите за мной, как можно точнее:

ИК ОЧК : ИК ИК ОЧК ОЧК : ИК ОЧК ИК : ОЧК ОЧК ИК

Есть ли еще у-л суффиксы?

Послушайте сказку о суффиксах.

Жил-были братья  К, ИК И ЧИК. Жили они в маленьком домишке, и все у них было маленькое: и ложечки, и вилочки, и стульчики и кроватки…

Какие были предметы? (маленикие)

Перечислите в тетради по памяти. Какие суффиксы нашли?

 Проверка.

Раз они решили пойти в гости к двоюродным братишкам. У них братья увидели: котёнка, берёзоньку и всё у них было белёхонько и чистенько.

Отгадайте как звали двоюродных братьев? (оньк, е(ё)ньк)

Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.

Проверка.

Отведали они вкусненького кофейка и отправились к другим братишкам. У этих братьев была тумбочка, ленточка, а в гостях сидели Анечка и Ванечка.

Как звали этих братьев?

(очк, ечк)

Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.

Проверка.

Анечка и Ванечка рассказали, что есть еще братья, похожие на них. В их домишке есть соловушка, у которой круглая головушка, серое пёрышко, и клюёт она вкусное зернышко.

Как зовут этих братьев?

(ушк, ышк)

Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.

Проверка.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали пальчики играть.

Маски примеряли,

В зоопарк играли.

Тут и ёжик, тут и мишка,

Тут и заинька-плутишка,

Тут и рыжая лисица.

А кто волка не боится?

Почеши ему за ушком,

Потому, что он - игрушка.

Заметили в физминутке слова с нашими суффиксами?

Пальчики подготовили. Ручки приготовили.

Назовите предмет, который вы получили из пакета, используя у.л. суффиксы. (в пакете маленькие предметные картинки из дерева по теме транспорт и животные)

У каждого по 3 картинки. На какую тему? Сгруппируйте. Объясните свой выбор. Обведите 1 картинку из каждой группы. Устно составьте предложение, в котором будут сразу эти 2 слова.

Напомните, ребята, зачем нужны у.л.суффиксы?

Чтобы говорить ласковые слова.

Игра «похвали друга»

Дети наугад выбирают карточку с суффиксом.

С его помощью придумывают слова соседу по цепочке, начиная со слов:

«Какие (ая, ое, ой) у тебя …»

Например: - Какие у тебя красивые глазоньки, заботливые рученьки! И т.д.

Итог.

Чему было посвящено занятие?

Какие суффиксы вспомнили, зачем они нужны?

Домашнее задание по карточкам.

Каждый отвечает полным предложением.

Спасибо за занятие.

Приложение.

Карточка для домашнего задания.

Суффиксы для доски и игры.

-ИК-  

-ОЧК-

-К- -ИК-

-ЧИК-

-ОНЬК-

-ЕНЬК-

-ЕЧК-

-УШК-

-ЫШК-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...