Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.
презентация к уроку по логопедии

Высовень Лариса Анатольевна

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной категории детей обучение является одним из важных  и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Неподготовленность ребенка с РАС к обучению  влечет за собой негативные последствия, в первую очередь поведенческие проблемы. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и организаций дошкольного образования  должна существовать преемственность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд 1                                                      Высовень Лариса Анатольевна,

 учитель - логопед

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7»

 г. Курчатова Курской области

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Слайд 1. Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной категории детей обучение является одним из важных  и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Неподготовленность ребенка с РАС к обучению  влечет за собой негативные последствия, в первую очередь поведенческие проблемы. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и организаций дошкольного образования  должна существовать преемственность.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана развитием  преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания детей с РАС дошкольного и начального школьного образования.

Слайд 2. В МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7» города Курчатова Курской области в настоящее время обучается 73 ребенка. Из них детей с расстройствами аутистического спектра,  осложненными  легкой умственной отсталостью которые учатся  по АООП (вариант 8.3) 3 человека  (что составляет 4, 1 %), и 8  детей (11,9%) с расстройствами аутистического спектра осложненными умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Таким образом,  количество детей с РАС составляет 11 человек (16 %) от общего количества обучающихся.

В образовательную организацию дети пришли  из семьи (1 человек), из групп компенсирующей  направленности для детей с ЗПР (2 человека)  и большинство из АНО «ЦППМСП «Добрыня» (8 человек). Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. При этом дошкольное учреждение обеспечивает базис для развития детей с РАС, а начальная школа способствует его дальнейшему становлению.  С точки  зрения  школы преемственность  это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка. Для дошкольных образовательных  организаций преемственность это как ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые, в первую очередь, необходимы самому ребенку с РАС,  а уже потом для обучения в школе.

Слад 3        

Не секрет, что родители детей с ОВЗ особенно детей с РАС,   долго сомневаются: в какую школу должен идти учиться их ребенок. Выбор родителей не часто склоняется к выбору школ для детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Поэтому в нашей школе сформировались следующие формы работы с педагогами и семьями,  детей посещающими группы компенсирующей направленности АНО ЦППМП «Добрыня».  

Слайд 4.  В марте – апреле  обучающиеся школы выезжают с концертом в детский сад. Концерт проходит в вечернее время, когда родители приходят забирать детей. На этом мероприятии  родители видят, учеников нашей школы  и у них во многом снимается страх перед  заключением ПМПК  «умственная отсталость». После этого для всех детей выпускной группы и их родителей  в школе  проводится «День открытых дверей». Дети вместе с воспитателями и родителями приезжают в школу на экскурсию, знакомятся с помещениями школы, организацией учебного процесса.  Для экскурсантов организуется просмотр выставок,  мастер – классы. Воспитатели же с радостью узнают своих бывших воспитанников и радуются их успехам. Эти мероприятия  стараемся проводить до посещения детьми ПМПК и  решения вопроса  об их дальнейшем обучении. Кто–то из родителей во время Дня открытых дверей или сразу после этого мероприятия получает индивидуальные консультации. 

Слайд 5. Взаимодействие педагогов происходит в рамках методических объединений.  Уже на протяжении многих лет ежегодно проходят совместные заседания методических объединений учителей – логопедов ДОУ и школ, на которых обсуждаются вопросы преемственности. В рамках данных ГМО  обсуждаются вопросы, связанные с особенностями школьных программ,  в том числе и адаптированных. Специалисты делятся методами и приемами работы с детьми с ОВЗ. Кроме того учителя – логопеды и дефектологи в течение года проводят взаимопосещения открытых занятий, делятся видео записями занятий. Данное общение, несомненно, позволяет лучше узнать ребенка приходящего в школу.

Слайд 6, Слад 7.  Примером хорошей социальной адаптации может служит  выпускник группы компенсирующей напрвленности -  Алихан. Сейчас можно сказать, что Алихан успешный ученик, активный участник всех школьных мероприятий.  У него есть друзья.  В школе организована была выставка работ Алихана. Вот тут вы можете увидеть дома с множеством четко прорисованных окон. Все портреты учеников и учителей узнаваемы.

Когда ребенок с РАС поступает в школу тут уже учитель начальных классов,  а также специалисты – сопровождения знакомятся  с документами, с которыми прибыл ребенок: его характеристикой,  заключением ПМП–консилиума,  беседуют о  семье и условиях проживания  ребенка с родителями.  Если  возникает необходимость в разговоре со специалистами  АНО ЦППМП «Добрыня» или ДОУ, то работники  данной организации всегда подскажут,  какие методы и приемы,  они использовали в работе с данным ребенком с РАС, какова была динамика его развития.

Слайд 8. Большое внимание уделяется в нашей школе  созданию единого учебно-воспитательного пространства и  наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка с РАС, обеспечение единства требований, условий, подходов для оказания оптимальной психолого-педагогической помощи. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя педагогическую, психологическую, логопедическую помощь, а также социально-бытовую и социокультурную адаптацию.

Пребывание обучающихся в школе организовано следующим образом: 1) дети с РАС могут осваивать программу в классе наравне с другими обучающимися и после уроков находиться в группе продленного дня;  2) некоторые дети после уроков  уезжают в АНО  ЦППМП «Добрыня»,                          3) часть детей посещают центр «Добрыня» и обучаются на дому.  К сожалению,  школа не обеспечена тьюторами и дети нередко начав обучение в школе,  через год или после окончания начальной школы,  переходят на обучение на дому с посещением центра «Добрыня» конечно, бывает и наоборот.    

Слайд 9. Для формирования учебного поведения и коммуникативных навыков в начале обучения ребенок может посещать уроки по выбору.  Этот выбор определяется заинтересованностью и комфортностью пребывания: это уроки рисования, музыки, физкультуры. При этом счет, письмо, чтение могут осваиваться индивидуально с учителем. Постепенно ребенок вводится полностью в процесс обучения. Для детей, обучающихся на дому организуется комбинированное обучение, когда дети приходят в класс только для посещения каких либо определенных уроков определяемым учебным планом для данного обучающегося.

Слайд 10

Слайд 11. Ваня. На этом видео вы видите Ваню,  который обучается в 1 классе по программе 8.3.

Слайд 12.  

На следующем видео Коля.  Программа 8.4.  Ему почти 14 лет, говорить он стал только несколько месяцев назад. Вначале он разговаривал только дома, потом заговорил с воспитателем центра, а вот сейчас уже общается с учителем.

Таким образом, осуществляя принцип преемственности, заключающийся в едином подходе обучения и воспитания ребенка с РАС на всех этапах школьного обучения, мы достигаем главного – ребенок не присутствующий, а активный участник в урочной и внеурочной деятельности,  что является важнейшей составляющей комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, направленного на социализацию и интеграцию.

Слайд 13. Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для детей с ОВЗ №7» г. Курчатова Курской области Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра Высовень Лариса Анатольевна учитель - логопед

Слайд 3

по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы; по содержанию обучения и воспитания. Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется

Слайд 4

Взаимодействие между педагогами, родителями и воспитанниками ДОУ, АНО ЦППМП «Добрыня» и МКОУ «Школа №7»

Слайд 5

Взаимодействие в рамках городских методических объединений между педагогами, специалистами ДОУ, АНО ЦППМП «Добрыня» и МКОУ «Школа №7»

Слайд 8

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7» г. Курчатова Курской области

Слайд 9

При обучении детей с РАС используется: Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС 2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС 3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС

Слайд 10

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса ребенка с РАС заключается: – в социальном и личностно значимом характере результатов образования. Учащиеся с РАС являются полноценными участниками всех внеурочных мероприятий; – в прочном усвоении обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможности их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях. – в существенном повышении мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; – в обеспечении условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....