Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.
презентация к уроку по логопедии
Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра, является одним из основных направлений современного образования. Для данной категории детей обучение является одним из важных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Неподготовленность ребенка с РАС к обучению влечет за собой негативные последствия, в первую очередь поведенческие проблемы. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и организаций дошкольного образования должна существовать преемственность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Высовень Лариса Анатольевна,
учитель - логопед
МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7»
г. Курчатова Курской области
Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра
Слайд 1. Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра, является одним из основных направлений современного образования. Для данной категории детей обучение является одним из важных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Неподготовленность ребенка с РАС к обучению влечет за собой негативные последствия, в первую очередь поведенческие проблемы. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и организаций дошкольного образования должна существовать преемственность.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана развитием преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания детей с РАС дошкольного и начального школьного образования.
Слайд 2. В МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7» города Курчатова Курской области в настоящее время обучается 73 ребенка. Из них детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой умственной отсталостью которые учатся по АООП (вариант 8.3) 3 человека (что составляет 4, 1 %), и 8 детей (11,9%) с расстройствами аутистического спектра осложненными умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, количество детей с РАС составляет 11 человек (16 %) от общего количества обучающихся.
В образовательную организацию дети пришли из семьи (1 человек), из групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР (2 человека) и большинство из АНО «ЦППМСП «Добрыня» (8 человек). Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. При этом дошкольное учреждение обеспечивает базис для развития детей с РАС, а начальная школа способствует его дальнейшему становлению. С точки зрения школы преемственность – это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка. Для дошкольных образовательных организаций преемственность это как ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые, в первую очередь, необходимы самому ребенку с РАС, а уже потом для обучения в школе.
Слад 3
Не секрет, что родители детей с ОВЗ особенно детей с РАС, долго сомневаются: в какую школу должен идти учиться их ребенок. Выбор родителей не часто склоняется к выбору школ для детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Поэтому в нашей школе сформировались следующие формы работы с педагогами и семьями, детей посещающими группы компенсирующей направленности АНО ЦППМП «Добрыня».
Слайд 4. В марте – апреле обучающиеся школы выезжают с концертом в детский сад. Концерт проходит в вечернее время, когда родители приходят забирать детей. На этом мероприятии родители видят, учеников нашей школы и у них во многом снимается страх перед заключением ПМПК «умственная отсталость». После этого для всех детей выпускной группы и их родителей в школе проводится «День открытых дверей». Дети вместе с воспитателями и родителями приезжают в школу на экскурсию, знакомятся с помещениями школы, организацией учебного процесса. Для экскурсантов организуется просмотр выставок, мастер – классы. Воспитатели же с радостью узнают своих бывших воспитанников и радуются их успехам. Эти мероприятия стараемся проводить до посещения детьми ПМПК и решения вопроса об их дальнейшем обучении. Кто–то из родителей во время Дня открытых дверей или сразу после этого мероприятия получает индивидуальные консультации.
Слайд 5. Взаимодействие педагогов происходит в рамках методических объединений. Уже на протяжении многих лет ежегодно проходят совместные заседания методических объединений учителей – логопедов ДОУ и школ, на которых обсуждаются вопросы преемственности. В рамках данных ГМО обсуждаются вопросы, связанные с особенностями школьных программ, в том числе и адаптированных. Специалисты делятся методами и приемами работы с детьми с ОВЗ. Кроме того учителя – логопеды и дефектологи в течение года проводят взаимопосещения открытых занятий, делятся видео записями занятий. Данное общение, несомненно, позволяет лучше узнать ребенка приходящего в школу.
Слайд 6, Слад 7. Примером хорошей социальной адаптации может служит выпускник группы компенсирующей напрвленности - Алихан. Сейчас можно сказать, что Алихан успешный ученик, активный участник всех школьных мероприятий. У него есть друзья. В школе организована была выставка работ Алихана. Вот тут вы можете увидеть дома с множеством четко прорисованных окон. Все портреты учеников и учителей узнаваемы.
Когда ребенок с РАС поступает в школу тут уже учитель начальных классов, а также специалисты – сопровождения знакомятся с документами, с которыми прибыл ребенок: его характеристикой, заключением ПМП–консилиума, беседуют о семье и условиях проживания ребенка с родителями. Если возникает необходимость в разговоре со специалистами АНО ЦППМП «Добрыня» или ДОУ, то работники данной организации всегда подскажут, какие методы и приемы, они использовали в работе с данным ребенком с РАС, какова была динамика его развития.
Слайд 8. Большое внимание уделяется в нашей школе созданию единого учебно-воспитательного пространства и наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка с РАС, обеспечение единства требований, условий, подходов для оказания оптимальной психолого-педагогической помощи. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя педагогическую, психологическую, логопедическую помощь, а также социально-бытовую и социокультурную адаптацию.
Пребывание обучающихся в школе организовано следующим образом: 1) дети с РАС могут осваивать программу в классе наравне с другими обучающимися и после уроков находиться в группе продленного дня; 2) некоторые дети после уроков уезжают в АНО ЦППМП «Добрыня», 3) часть детей посещают центр «Добрыня» и обучаются на дому. К сожалению, школа не обеспечена тьюторами и дети нередко начав обучение в школе, через год или после окончания начальной школы, переходят на обучение на дому с посещением центра «Добрыня» конечно, бывает и наоборот.
Слайд 9. Для формирования учебного поведения и коммуникативных навыков в начале обучения ребенок может посещать уроки по выбору. Этот выбор определяется заинтересованностью и комфортностью пребывания: это уроки рисования, музыки, физкультуры. При этом счет, письмо, чтение могут осваиваться индивидуально с учителем. Постепенно ребенок вводится полностью в процесс обучения. Для детей, обучающихся на дому организуется комбинированное обучение, когда дети приходят в класс только для посещения каких либо определенных уроков определяемым учебным планом для данного обучающегося.
Слайд 10
Слайд 11. Ваня. На этом видео вы видите Ваню, который обучается в 1 классе по программе 8.3.
Слайд 12.
На следующем видео Коля. Программа 8.4. Ему почти 14 лет, говорить он стал только несколько месяцев назад. Вначале он разговаривал только дома, потом заговорил с воспитателем центра, а вот сейчас уже общается с учителем.
Таким образом, осуществляя принцип преемственности, заключающийся в едином подходе обучения и воспитания ребенка с РАС на всех этапах школьного обучения, мы достигаем главного – ребенок не присутствующий, а активный участник в урочной и внеурочной деятельности, что является важнейшей составляющей комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, направленного на социализацию и интеграцию.
Слайд 13. Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы; по содержанию обучения и воспитания. Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется
Взаимодействие между педагогами, родителями и воспитанниками ДОУ, АНО ЦППМП «Добрыня» и МКОУ «Школа №7»
Взаимодействие в рамках городских методических объединений между педагогами, специалистами ДОУ, АНО ЦППМП «Добрыня» и МКОУ «Школа №7»
МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7» г. Курчатова Курской области
При обучении детей с РАС используется: Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС 2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС 3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса ребенка с РАС заключается: – в социальном и личностно значимом характере результатов образования. Учащиеся с РАС являются полноценными участниками всех внеурочных мероприятий; – в прочном усвоении обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможности их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях. – в существенном повышении мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; – в обеспечении условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....
презентация "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования"
презентация к выступлению на педагогическом совете....
Выступление на семинаре "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования на примере УМК «Школа 2100»
выступление...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС
Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена всегда был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....