Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии

Андрякова Екатерина Андреевна

Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_klub.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»

Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ,

имеющих речевые нарушения

 «Когда мы вместе, мы можем всё»

                                                                                                                          Андрякова

                                                                                                       Екатерина Андреевна

                                                                                                                 учитель-логопед

Нефтеюганск

2023

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психофизического  здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям (в частности, ЗПР, ТНР, нарушениями слуха и зрения, и другие).

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных  проблем логопедии.

Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с речевыми нарушениями, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с ОВЗ с нарушениями устной и письменной речи.

В настоящее время большое количество детей к началу школьного  обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.

В коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи  одним из основных принципов работы является принцип комплексности, предполагающий тесное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя начальных классов, учителя-логопеда и родителей (законных представителей). 

Таким образом, педагоги и родители должны быть равноправными и равноответственными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Цель работы клуба: 

Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и семей, в вопросах освоения детьми с речевыми нарушениями  адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

 Задачи:

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений через организацию взаимодействия учителя-логопеда  с родителями (законными представителями) в условиях образовательного учреждения.

Целевая аудитория:

 родители обучающиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, в том числе нарушения речи, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

     Методы, применяемые учителем – логопедом в работе с родителями в рамках клуба:

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

       Формы работы, применяемые учителем – логопедом в работе с родителями в рамках    клуба:

  • консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для родителей;
  • проведение логопедических занятий с детьми с приглашением родителей (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
  • мастер-классы для родителей;
  • размещение печатных материалов на информационных стендах, с целью разъяснение родителям (законным представителям) вопросов, связанных с особенностями логопедической работы.

Участники родительского Клуба:

  • родители;
  • обучающиеся с ОВЗ;
  • учитель-логопед;
  • учитель начальных классов.

 Принципы работы Клуба:

  • системность,
  • добровольность,
  • компетентность,
  • соблюдение педагогической этики,
  • удовлетворение познавательного интереса,
  • отказ от критики участников Клуба.

План мероприятий  работы  родительского клуба

Название мероприятия

Форма проведения

Сроки

1.

Организационная  встреча.

Ознакомление с результатами  стартовой диагностики

Индивидуальные консультации

Октябрь

2.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у младших школьников

Размещение печатных материалов на информационных стендах

Ноябрь

 

3.

Развитие навыка звукового анализа у детей младшего школьного возраста

Мастер-класс для родителей

Декабрь

4.

Почему у детей возникают сложности в овладении письмом и чтением

Размещение печатных материалов на информационных стендах

Февраль

5.

Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения

Мастер-класс для родителей

Март

6.

Профилактика и способы преодоления оптической дисграфии.

Открытое занятие для родителей

Апрель

   

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями  по  организации  коррекционной  работы  с  ребенком  по теме заседания, с практическими упражнениями, играми, заданиями.

Ожидаемые результаты:

1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

2. Родители самостоятельно используют материалы Клуба «Логопедическая школа»

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и коррекции речи дошкольников.

Используемая литература

1. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе/О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.-М.:ТЦ Сфера, 2006.

2. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн.ред. О.В.Защиринская/О.В.Елецкая; Н.Ю.Горбачевская. -СПб.: Издательство «Речь», 2005.

3. Ефименкова, Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/Л.Н.Ефименкова.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Коноваленко, В.В.; Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием . 1-3 периоды. Пособие для логопедов - 2-е изд/В.В.Коноваленко; С.В.Коноваленко.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5.  Лалаева, Р.И.; Серебрякова, Н.В.; Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Р.И.Лалаева; Н.В.Серебрякова; С.В.Зорина. - М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2003.

6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак.Л 69 пед.вузов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской[Текст]/-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.

7. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

8. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии.конспекты занятий для логопеда/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

9. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

10. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда. Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

11.  Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи /Е.Н.Российская.- 2-е изд. –М.:Айрис-пресс, 2005

12.  Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие/И.Н.Садовникова. –М.: «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.

13. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей/Т.А.Ткаченко.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников. Заседание клуба РиД (Родители и Дети). Тема: " Отблески вечного огня"

В истории человечества есть события, которым суждено жить в памяти поколений. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Какой долгожданной была победа для всего народа. И сейчас это один...

План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"

Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления  обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....

Программа работы клуба"Родители и дети"

Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми  в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...

Программа работы лагеря дневного пребывания детей

Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко".  Ребята в ходе игры-путешествия  «Космическое путешествие»побывают на разных планетах.  Планет  в городе 18. Кажд...

программа работы клуба юных журналистов "Пульс"

3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: иметь представление-  о технологии поиска информации:- текстовым материалом служат:- подписи к картинка...

Программа работы по проекту "Одаренные дети" во 2-м классе

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, возможность реализации их потенциальных способностей....

Программа работы клуба "7-я"

Цель: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принци­пах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного под­ходов....