Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda._golovnye_ubory.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Одежда. Головные уборы.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда. Головные уборы».

I. Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет во что он одет, используйте в ответе предложение из трех слов. Пример ответа: «На мне брюки.» 

II. Введение в тему.

- Какое сейчас время года?

- Как стали одеваться люди?

- Вы мне рассказали во что вы одеты. Все вещи очень красивые, модные.  

- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?

1. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – 

Будем вещи мы стирать:         

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем        

2. Д/и «Чья? Чьё? Чей? Чьи?»

- Я шла на занятие и нашла чемодан с вещами.  

- Чья это куртка?

- Чей это свитер?

- Чья это кофта?

- Чьи это брюки?

- Чей этот костюм?

3. Д/и «Чья? Чьё? Чей? Чьи?»

- Встаньте парами. Посмотрите, какие вы нарядные. Улыбнитесь друг другу.

- (Имя ребёнка), чья это юбка?

- (Имя ребёнка), чей это сарафан?

- (Имя ребёнка), чьи это брюки?

- (Имя ребёнка), чьи колготки?

4. Д/и «Одень Машу и Машеньку»

- У нас в гостях Маша и Машенька.

Мы с ними поиграем.

- Как вы думаете, кто это?

- А это кто?

- Будьте внимательны, отвечайте полным ответом.

- Что наденет Маша?

- Что наденет Машенька?

  1. Д/и «О чём я говорю?»

(работа по картинке, презентации)

Выставляются картинки: шуба, свитер, носки.

- О чём можно сказать: тёплая, тёплый, тёплые?

  1. Д/и «Какой, какая, какие?»

- Ещё раз посмотрите на свою одежду.

- Скажите, какая ваша одежда?

7. Д/и «Что мама делала?»

- А чтобы ваша одежда была такая чистая и аккуратная, воспитатель или мама что с ней делала?

8. Упражнения для язычка (артикуляционная гимнастика).  

1. «Застёгивание и расстёгивание молнии». 

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

2. «Большие пуговицы» --максимально округлить губы и «Маленькие пуговки» - вытянуть губы узкой «трубочкой».

3. «Иголочка» - вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

4. «Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

5. «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

6. «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

7. «Строчит машинка» - губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.

8. «Строчка» - кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.

9. Игра «Что из чего?»

- Одежду шьют из разных тканей.

- Перчатки из кожи, какие?

- Какую одежду ещё делают из кожи?

- Шуба из меха, какая?

- Какую одежду ещё делают из меха?

- Кофта из шерсти, какая?

- Какую одежду ещё делают из шерсти?

- Блузка из шелка, какая?

- Какую одежду ещё делают из шёлка?

- Сарафан из льна какой?

- Юбка их ситца какая?

- Ребята, но ведь кроме одежды для взрослых, есть одежда и для детей. Какая это одежда?

- Какую одежду надевают на улицу?

- Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник?

- Как называют одежду, которую мы надеваем каждый день?

- Как называют одежду, которую мы надеваем летом?

- Как называют одежду, которую мы надеваем зимой?

10. Физкультминутка.

Мамам дружно помогаем

Сами в тазике стираем.

И рубашки и носочки.

И штанишки и платочки.

Через двор натянем ловко.

Для одежды три верёвки.

Раз, два, три

Светит солнышко-ромашка.

Скоро высохнут рубашки.

  1. Игра «Что из чего?» (работа по картинке, презентации)

- Сейчас рассмотрим части одежды:

Платье: рукав, лиф, подол, оборка.

Рубашка: воротник, рукав, манжета, карман, пуговицы, петли, планка.

  1. Упражнение «Сравнение одежды».
  • Рубашка и футболка.

- Рассмотрите внимательно детали и назовите, что есть у рубашки, но нет у футболки.

  • Платье и сарафан.

- Что есть у платья, но нет сарафана.

  • Брюки и шорты.

- Чем отличаются брюки от шорт?

  • Пальто и куртка.

- Чем отличается пальто от куртки?

  1. Д/и «Оформление журнала «Модная одежда»

- Маша и Машенька хотели оформить журнал «Модная одежда».

- Они нарисовали модели одежды, хотели раскрасить, но так торопились к нам на занятие, что не успели. Они решили подарить вам модели одежды. Мы с вами раскрасим их и оформим журнал «Модная одежда».

- Выбирайте кто, что раскрасит. И назовите, каким цветом вы будете их раскашивать.

14. Игра «Лови и отвечай»

– Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду?

– Кто работает в магазине?

– Где шьют одежду?

– Кто шьет одежду?

– Из чего шьют одежду?

15. Игра «Один – много» (с мячом)  

– Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф – шарфы.                 рубашка – рубашки

сарафан – сарафаны

юбка - юбки

носок – носки

перчатка – перчатки

футболка – футболки

куртка - куртки

  1. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Шу-ба

Май-ка

Па-на-ма

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

  1. Упражнение «Скажи наоборот»

– Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Чистая -…(грязная)        

Мять -…(гладить)                

Новый – …(старый)        

Надевать -…(снимать)

Белая -…(черная)        

Покупать -…(продавать)

  1. Упражнение «Посчитай»

– Я буду показывать картинки, а вы будете считать:

Одна юбка, две юбки, три юбки, четыре юбки, пять юбок.

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток.

- Сегодня к нам пришел необычный гость. Посмотрите, пожалуйста, что у него на голове?

- Как вы думаете, кто заглянул к нам сегодня?

(Читается отрывок стихотворения С.Я.Маршака «Вот такой рассеянный»).

- Чем же оказалась сковородка для Рассеянного?

- Правильно, конечно, он надел ее на голову вместо шляпы по ошибке. Давайте исправим его оплошность, вспомним все, что можно надевать на голову в разные сезоны.

19. Игра «У меня на голове» (с мячом).

Победителем становится тот, кто вспомнит нужное название последним.

20. Игра «Отгадай, что меня на голове».

- Вы вспомнили и назвали много разных головных уборов, а теперь мы попробуем отгадать тот, который каждый из вас увидит на картинке.

Раскладываются предметные карточки с головными уборами перед собой, вызывает каждого ребенка, просит выбрать одну из иллюстраций, но не называть ее. Ребенку предлагается рассказать о загаданном предмете. Другие дети должны угадать тот элемент гардероба, о котором идет речь.

21. Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Шитье одежды»

Шьем и напеваем песенки:

«Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!»,

а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»,

«Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

22. Физминутка (проводится за столом).

Хлопок дружно собирали,

Ткань мы из него соткали,

Раскроили.

Будем шить,

Чтоб в обновках всем ходить!

23. Упражнение: «Пазлы – предметы одежды».

- Откройте ваши конверты и соберите части картинки в целую картинку.

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С чем познакомились?

- Что узнали нового?

Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это. Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя брюки.

Мой платье.

Мое сарафан.

Моя юбка.

Моя шарф.

Мой колготки.

Мой куртка.

Мои футболка.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

соединяют пальцы

одной руки с пальцами другой руки.

кулачки имитируют стирку.

Согласовывают существительные с притяжательными местоимениями: моя, моё, мой, мои.

Образовывают притяжательные прилагательные и согласовывают их с существительными.

Это Наташина юбка.

Это  сарафан.

Образовывают уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Это Маша

Это Машенька

Маша наденет платье, юбку, кофту, блузку, брюки.

Машенька наденет платьице, юбочку, кофточку, блузочку, брючки.

Подбирают и согласовывают прилагательные с существительными.

шуба, свитер, носки.

Подбирают прилагательные к существительным.

Нарядная, новая, чистая, модная...

Образовывают глаголы прошедшего времени.

стирала, полоскала, отжимала, гладила, чистила…

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Улыбаются, крепко сомкнув губы, удерживают их в таком положении под счет до «пяти».

Размыкают губы.

Максимально округляют губы.

Вытягивают губы узкой «трубочкой».

Вытягивают «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживают его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Чередуют положения «широкого» и «узкого» языка. Кладут «широкий» язык на нижнюю губу. Вытягивают «острый» язык.

Широко открывают рот и прижимают кончик языка к верхним зубам, удерживают его в таком положении.

Широко открывают рот. Поднимают язык за верхние зубы, боковые края прижимают к коренным зубам и произносят: «Д-д-д-д-д», «Т-т-т-т-т».

Губы в улыбке, чистый пальчик - под язычок, произносят: др-р-р-р.

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка.

Образовывают относительные прилагательные.

Кожаные.

Ответы детей.

Меховая.

Ответы детей.

Шерстяная.

Ответы детей.

Шелковая.

Ответы детей.

Льняной.

Ситцевая.

Детская.

Верхнюю.

Праздничная

Повседневная

Летняя

Зимняя

Выполняют и оречевляют 1-2х ступенчатую инструкцию. 

Рассматривают одежду, выделяют её части.

Сравнивают одежду.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Я раскрашу синие брюки.

Я раскрашу жёлтое платье.

Я раскрашу красную блузку.

Образовывают и употребляют имена существительные во множественном числе.

Шарфы

рубашки

сарафаны

юбки

носки

перчатки

футболки

куртки

Ответы детей.

Делят хлопками слова на слоги.

Подбирают антонимы.

грязная        

гладить                

старый

снимать

черная

продавать

Согласовывают числительные с существительными.

Сковородка, сковорода.

Человек рассеянный.

Слушают отрывок стихотворения.

Головным убором.

Ответы детей.

Дети передают друг другу мяч и называют головные уборы, приговаривая: «У меня на голове…». Все отвечают по очереди.

Угадывают головной убор, о котором идет речь.

Выполняют физминутку.

Активно двигают руками, («собирают» коробочки)

Двумя руками двигаем вперед-назад, имитируем работу ткацкого станка.

Имитируют «резку» ножницами

Имитируют «строчим на машинке»

Руки на талию, слегка поворачиваемся в стороны.

Собирают из частей – целое.

Ответы детей.

Практическое употребление местоимений.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Разноцветный паровоз»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, зрительно – моторной координации.Задачи:1. Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе прак...

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Петрушка»

Цель:Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек....

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...