Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: "Обувь".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

В конспекте подробно расписана деятельность педагога и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuv.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Обувь.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь».

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет какая у него обувь на ногах, используйте в ответе предложение из трех слов. Пример ответа: «На мне ботинки.»

1. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять  

Будем обувь мы считать:

Раз – туфли,

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

  1. Введение в тему. 

- К нам пришла кукла, она плачет.

- Почему ты плачешь (спрашивает)?

(У меня ноги замерзли! Помогите мне, ребята! – ответить голосом куклы)

- Как нам помочь кукле?

- Какую вы знаете обувь?

- Что такое обувь?

2. Артикуляционная гимнастика 

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (окошко).

Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри, улыбаемся на три.

На четыре – ротик шире, барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять, сапоги пошли гулять

Шесть – почистим сапоги

Семь – мы звонко будем топать,

Восемь – к нам приходят в гости тапки.

3. Игра «Назови ласково»

Тапки – тапочки

Туфли – туфельки

Сандалии – сандалики

Ботинки – ботиночки

Сапоги – сапожки

Кроссовки – кроссовочки

Валенки – валеночки.

4. Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.  

Туфли, тапочки, сапожки    

Для Наташки и Серёжки

Да еще ботинки                      

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для

 малышки Галеньки.  

5. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, слухового внимания.

- Если услышишь правильное название частей обуви, хлопни в ладоши.

Снулки, шнулки шнурки;

канблук, канбук, каблук;

подосва, потосва подошва, гоянисе, голенище.

6. Физкультминутка

Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

Я ботинки принесу.

7. Игра «Что для кого» (работа над предложением). Дети должны отвечать полным предложением.

- Какая обувь бывает по цвету?

- Обувь, которую носят женщины, называется…?

- Обувь, которую носят мужчины, называется…?

- Обувь которую носят дома, называется…?

- Если эту обувь носят дети, какая это обувь?

8. Игра «Что из чего». 

(картинки – презентация, кусочки материала) 
У нас с вами много обуви, но некоторые не знают из чего она сделана. Обувь сделана из разного материала.
- Кто знает из чего делают обувь?

- Eсли обувь сделана из кожи, она какая?

- Какую обувь делают из кожи?

- Eсли обувь сделана из замши, она какая?

- Какую обувь делают из замши?

- Eсли обувь сделана из войлока, она какая?

- Какую обувь делают из войлока?

- Eсли обувь сделана из резины, она какая?

- Какую обувь делают из резины?

9. Игра «Назови детали обуви» Сравнивание обуви по внешнему виду. Презентация.

- Рассмотрите обувь, в которую вы обуты.

- Назовите детали вашей обуви.

(подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка)

Если дети что-то не перечислили, то сама показываю и называю эту деталь.

- Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?

- А слово «язычок» тоже имеет несколько значений.

- Какое еще слово имеет два значения?

- Какое значение имеет это слово ещё?

10. «Назови ласково»

(работа по картинке)

- Посмотрите, какие красивые туфли на картинке. Я буду показывать на части тУфель, а вы называть их ласково.

Каблук – каблучок

Носок - носочек

Застежка – застёжечка

Ремешок – ремешочек

Шнурок - шнурочек

11. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

(работа по картинке – презентация)

Картинка с изображением полки, на которой размещена обувь.

- Где находятся тапочки? 

- Что стоит справа от ботинок?  

-Что стоит слева от туфель?

Задается столько вопросов, сколько обучающихся в подгруппе.

12. Развитие фонематического слуха.

- Повторите за мной слоги

са-со-сы,

ша-шо-ши,

ра-ро-ры,

ла-ло-лы.

- Если услышите звук Ы хлопните в ладоши.

Мы, бы, ды, па, ло, сапог, тапок, кеды, боты, сланцы.

- Какой последний звук в слове слонЫ?

13. Игра «Скажи наоборот»

Большие туфли – маленькие

Короткий шнурок – длинный

Детский сапог – взрослый

Чистые кроссовки – грязные

Сухой ботинок – мокрый

Тёмные валенки – светлые

Чёрные кеды – белые

Зимняя обувь – летняя

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С чем познакомились?

- Что узнали нового?

Игра «Третий лишний»

сапоги, шуба, кеды

тапочки, юбка, чешки

валенки, майка, ботинки

босоножки, туфли, брюки

шуба, майка, кроссовки

Слово «бант» принадлежит к группе существительных второго склонения мужского рода с неподвижным ударением на основе слова. В таких словах во всех без исключения падежных формах, как в единственном, так и во множественном числе под ударением всегда оказывается один и тот же слог в корне слова. К этой группе принадлежат такие существительные, как, например, «торт», «шарф», «кран» или «склад» в них так же, как и в слове «банты», ударение всегда будет падать на основу («тОртов» «шАрфом», «крАнами» и т.д.).

Ответы детей.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Хлопки руками.

Поочерёдно загибают пальцы на руке.

Стряхивают кисти рук.

Ответы детей.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Выполняют 1-2-х ступенчатую инструкцию. 

Окошко – широко открыть рот.

Трубочка (хоботок) – вытянуть губы трубочкой.

Улыбочка (лягушата) – губы растянуты в улыбке, зубы не видны.

Барабанщик – рот открыт, языком за верхними зубами произносим звук Д-Д-Д.

«Приклеивают» язычок к нёбу.

Языком «чистят» верхние зубы.

Проговаривают - топ, топ, топ. 

Проговаривают - шлёп , шлёп, шлёп.

Образовывают существительные с уменьшительно- 
ласкательными суффиксами.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Попеременно хлопки ладонями и удары кулачками по столу. 

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Находят правильное слово, объясняют свой выбор.

Шнурки

Каблук

Подошва

Голенище

Координируют речь с движением. 

Импровизируют движения по тексту стихотворения.

Выполняют 1-2х ступенчатую инструкцию. 

Указательные пальцы приставить к голове сзади.

Прыгают на одной ноге,

поочередно.

Наклон вниз.

Образовывают относительные прилагательные.

Ответы детей.

Женской

Мужская

Домашняя

Детская

Образовывают относительные прилагательные.

Ответы детей.

Кожаная

Сапоги, туфли, ботинки, сандалии, босоножки…

Замшевая

Войлочная

Валенки, бурки, сапоги, ботинки.

Резиновая

Сапоги, галоши.

Рассматривают и перечисляют детали обуви. Сравнивают обувь.

Подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка.

Обозначает одежду, кончики пальцев ноги (встать на носки (носочки))

Язычок у людей (часть тела), язычок у колокольчика

Молния

Природное явление; срочный выпуск газеты, статьи.

Образовывают существительные с уменьшительно- 
ласкательными суффиксами. 

Тапочки находятся между сапогами и туфлями.

Справа стоят ботинки.

Повторяют слоги с оппозиционными звуками.

Выделяют заданный звук из слогов и слов.

Подбирают антонимы.

Маленькие туфли

Длинный шнурок

Взрослый сапог

Грязные кроссовки

Мокрый ботинок

Светлые валенки

Белые кеды

Летняя обувь

Ответы детей.

Называют лишнее слово. Обобщают и сравнивают предметы, находят лишний предмет, объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Разноцветный паровоз»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, зрительно – моторной координации.Задачи:1. Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе прак...

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Петрушка»

Цель:Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек....

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....