Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Кушнарёва Лариса Николаевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_disgrafiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Кушнарёва Лариса Николаевна, учитель-логопед

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок.

К ним относятся:

  • ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез);
  • ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);
  • ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

Основные этапы формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

  • Выделение первого ударного гласного в слове.
  • Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
  • Выделение гласного из середины слова.
  • Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

  • Определение последовательности звуке  в слове.
  • Определение количества звуков.
  • Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

а)        с опорой на вспомогательные средства;

б)        в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только проговаривание;

в)        во внутреннем плане.

Речевые материалы подбираются с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

  • односложные слова без стечения согласных;
  • двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;
  • двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова;
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова;
  • двусложные слова со стечением согласных в начале слова;
  • двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова; трехсложные слова.

Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопедическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

  1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).
  2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
  3. Определение последовательности и количества звуков в слове.

4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.

  1. Анализ обратного или закрытого слога (ИЛ, УМ). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.
  2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.
  3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП - ПА, УМ - МУ...).

2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К.  Марковой и З.Е. Агранович.

1.Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.

2. Этап. Коррекиионный. (Вербальный уровень)

Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.

Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:

  • двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;
  • трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;
  • односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;
  • двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, ка-бан;
  • двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;
  • двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик;
  • трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор;
  • трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
    слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;
  • трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;
  • односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд,
    лифт;
  • двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;
  • четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.

3. Коррекция специфических ошибок на уровне

словосочетания, предложения и текста

Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:

  • -знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;
  • дифференциацию словосочетания и предложения;
  • развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;
  • знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
  • знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок;
  • дифференциацию предлогов и приставок;
  • знакомство с текстом — определение основных признаков текста;
  • дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с занятиями в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.

Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом анализа и синтезе.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

  • работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
  • развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);
  • развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);
  • развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

К концу обучения дети должны знать.

  1. Названия гласных и согласных звуков и букв.
  2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
  3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
  4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
  5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь.

  1. Различать гласные и согласные звуки.
  2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

  1. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
  2. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
  3. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
  4. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использование в работе  различных материалов и пособий позволит учителю-логопеду в течение года пронести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Литература:

- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006, 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Система коррекционно- педагогического воздейстия при дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза.

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза ...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием.

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием....

Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза. Памятка для учителя.

В последнее время в начальной школе увеличивается количество детей., у которых наблюдаются специфические нарушения процесса чтения и письма. Самой распространенной формой нарушения письма является дис...

Направления логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В статье рассматривается работа по трём направлениям.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.Целью  логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового...