Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
план-конспект по логопедии

Тавлиханова Наталья Николаевна

 

Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья   по теме:  "Дифференциация звуков Р-Л".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya_2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                      Технологическая карта урока обучения грамоте для детей

                       с ограниченными возможностями здоровья   по теме:

                                      "Дифференциация звуков Р-Л".  

Цель:  формировать  знания о сходстве и различии звуков /Р – Л/ в процессе смены учебной деятельности.

 Задачи:

  1. Образовательные:  формирование умения различать звуки Р - Л в слогах, словах в процессе звуко-буквенного анализа; обучение выделению изучаемых звуков в словах в процессе выполнения практической работы.
  2. Развивающие:  развитие навыков  звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов в процессе составления схем слов,  умения осуществлять самопроверку и взаимопроверку в процессе выполнения физминутки.
  3. Воспитательные: воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности,  умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
  4. Коррекционные: развитие артикуляционной моторики в процессе создания, удержания, чередования определённых поз, коррекция и развитие слухового восприятия и слуховой памяти в процессе смены видов учебной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные УУД:  проявлять  познавательный интерес к правильному произношению, положительное отношение к учению.

Регулятивные УУД: оценивать правильность владения артикуляционной моторикой, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь различать звуки по характеру артикуляции, добывать новые знания, используя звуковые  схемы слов.

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в коллективе.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: план-схема для анализа звуков, фишки для звукового анализа, карточки с предложениями, артикуляционные профили звуков Р – Л, тетради, ручки, карандаши.

                                            Технологическая карта урока.

Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационно-мотивационный

Задача – организовать, подготовить учащихся к работе на уроке;

активизировать слуховое восприятие;

обеспечить благоприятный микроклимат на уроке.

 Форма – фронтальная.

 Средства – языковые.

 Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу.

 Приёмы контроля – зрительный, устный.

 Принцип – психологической комфортности.

Организует учащихся на работу. Создаёт мотивацию.

 

-Давайте поиграем в игру  «Попугай». Повторяйте за мной слова парами, как попугайчики:

Бал - бар

Дар – дал

Жар – жал

Мир – мил

-Какие звуки слышатся в конце этих слов? Тема сегодняшнего занятия – звуки Р и Л.

Настраиваются на урок.

 

Повторяют за учителем  слова.

 

Отвечают на вопросы учителя (диалогическая форма беседы).

  1. Артикуляционная гимнастика

Задача – обеспечение благоприятных условий для развития артикуляционной моторики.

 Форма – фронтальная.

 Средства – языковые.

Результат – выполнение предложенных артикуляционных упражнений.

 Приёмы контроля – визуальный.

 Принцип – деятельностный.

Артикуляционная гимнастика:

 Упражнения:

для челюсти – движение челюстью вправо-влево, резко опустить челюсть вниз; для губ – «улыбка», «рупор»; для языка – язык лопаточкой, «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик.

Работа по развитию дыхания и голоса. «Дровосек». Исходная позиция6 ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх-вдох, опустить вниз- медленный выдох с произнесением «уфф», «ухх»

Выполняют артикуляционные упражнения.

  1. Создание проблемной ситуации

Задача – сформулировать основополагающий вопрос, поставить задача.

 Форма – фронтальная.

 Средства – языковые, наглядные.

 Результат – формулировка проблемы в разных вариантах.

 Приёмы контроля – устный.

 Принцип – деятельностный.

Создаёт проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать основополагающий вопрос.

 -Ребята, давайте проговорим слоги со звуками Р и Л и послушаем, как они звучат:

Ра – ла

Ро – ло

Ру – лу

Ры – лы

-Давайте подумаем, чем они похожи, а чем отличаются!

 

Выдвигают свои предположения, гипотезы.

Анализируют звуки, выделяют признаки, ставят задачу урока.

  1. Ознакомление с новыми умениями

Задача – актуализировать знания учеников.

 Форма – фронтальная.

 Средства – языковые, наглядные.

 Результат- формулировка проблемы в разных вариантах.

 Приёмы контроля – устный.

 Принцип – деятельностный.

Уточнение представлений об артикуляции звука Р.

Уточнение представлений об артикуляции звука Л.

Артикуляция каждого звука, его развёрнутая характеристика.

Сравнение артикуляций и характеристик звуков Р – Л.

 

 

Анализируют артикуляционные профили, соотносят с положением своих органов артикуляции.

  1. Упражнения на  закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача – закрепление и расширение знаний по дифференциации звуков Р и Л\ в словах;

 Форма – фронтальная.

  Средства – языковые, наглядные.

  Результат – решение  учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера.

  Приёмы контроля – устный.

  Принцип – деятельность в режиме диалога.

 

Игра «Новое слово»

-Я бросаю вам мяч и называю слово со звуком Л, а вы должны заменить его в слове на звук Р, и получится новое слово.

Лак – рак

Лов – ров

Лад – рад

Ложки – рожки

-А теперь наоборот, заменяем Р на Л, и слушаем, что получится.

Рама – лама

Рука – Лука

Розы – лозы

Пир – пил

Жир – жил

(по ходу игры объясняется значение непонятных слов).

 Организует работу учащихся по решению поставленного вопроса по обобщению и закреплению знаний.

 

-Посмотрите на доску. Нам с вами нужно заполнить таблицу, используя слова со звуками Р и Л.

(На доске таблица с графами «Транспорт», «Игрушки», «Спорт», «Фрукты»)

Дети играют в предложенную игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание на доске, выделяют в словах буквы Р и Л.

 

 

 

 

 

 

      6.  Физминутка

Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся.

 Форма – фронтальная.

 Средства – языковые.

 Результат – выполнение предложенных физических упражнений.

 Приёмы контроля – визуальный.

 Принцип – деятельностный.

 -Теперь отдохнём. Встаём, выходим из-за парт, повторяем за мной движения, проговариваем стихотворение со звуками Р и Л:

 

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега, из муки!

Дети повторяют слова и движения за учителем.

     7.   Тренировочные

      упражнения  по                                          

            инструкции

Задача: развитие внимания,    звуко-буквенного анализа,  зрительного восприятия

Форма – индивидуальная.

  Средства – языковые, наглядные.

  Результат – решение  учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера.

  Приёмы контроля – письменный.

  Принцип – деятельностный

Задание на развитие зрительного восприятия.

-На ваших карточках написаны длинные и ложные слова с буквами Р и Л. В словах первого столбика  нужно зачеркнуть букву Р и указать, на каком месте в слове она стоит. В словах второго столбика то же самое делаем для буквы Л.

 

 

Дети выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

 8. Офтальмологическая пауза

Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся.

Форма – фронтальная.

 Средства – языковые.

 Результат – выполнение предложенных офтальмологических упражнений.

 Приём контроля – визуальный.

 Принцип – деятельностный.

Офтальмологическая зарядка.

 

Дети повторяют движения за учителем.

  1. Работа творческого

      характера

Задача: формирование  умения работать  с предложением

Форма – индивидуальная.

 Средства –наглядные.

 Результат- формулирование четверостишья .

 Приёмы контроля – письменный

 Принцип – деятельностный

Актуализация и закрепление полученных на занятии знаний.

 -Ребята, у каждого из вас есть карточка с четверостишием, где пропущены буквы Р и Л. Вам нужно написать его в тетради, вставляя пропущенные буквы, и подчеркнуть Р одной чертой, Л – двумя.

Дети выполнят задания на карточках.

Индивидуальная работа, самопроверка.

  1. Рефлексия

 Задача: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Озвучивает результаты работы на уроке.

 

-Наш урок подошёл к концу. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя (диалог) по решению учебной задачи. Подводят итоги урока с направляющей помощью учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Буквы К, к, звуки [к] и [к\']»

Данная методичекая разработка содержит технологическую карту урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

технологическая карта урока обучения грамоте по теме:ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г

Номинация:«Авторские программы и разработки занятий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования».Автор: Власова Светлана...

Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"

Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...