Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 2 класс
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс)

Тихонова Оксана Анатольевна

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

   Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_2_kl.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

учитель-дефектолог: Тихонова Оксана Анатольевна

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

2 класс

Пояснительная записка

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

   Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

В учебной программе для 1-4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М., «Владос», 2001 г. представлена программ «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л. А., Удалова Э. Я

   Цель программы:

  1. Формирование у детей знаний об окружающем мире.
  2. Формирование (развитие) математических представлений.
  3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

 

   Задачи:

1.          Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2.          Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3.          Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика развития детей. Заполнение документации.

 

     В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю по классам, индивидуально ежедневно.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

1.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

2.      Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

3.      Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005

4.      Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

5.      О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011

6.       И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.

7.      А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

8.      Использованная литература

9.      В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

10.  Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

11.  И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

12.   Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

13.  Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

14.  Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

15.  Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.

16.  Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.

17.  Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

18.  Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

 2 класс I полугодие

Тема

 

Окружающий мир

Коррекция высших психических функций

(внимание, память, мышление)

Пространственная ориентировка

Мелкая моторика

Графо-моторная координация

Развитие элементарных математических представлений

Развитие связной устной речи

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

 

Наша школа

Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов  в школе.

Дидактические игры:

«Чего не стало» [22]

«Назовем одним словом»»[7]

 

- Пальчиковая гимнастика

-Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги

- Обводка и штриховка геометрических фигур

Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. Понятие «сверху», «снизу».

 

- Составление предложений по сюжетной картинке

 

Игрушки и учебные принадлежности

 

Формировать знания детей об игрушках и учебных принадлежностях, формировать обобщающие понятия «игрушки», «учебные принадлежности».

Дидактические игры:

«Чего не стало» [22]

«Назовем одним словом»»[7]

 «Разложи и расскажи»[20]

-Пальчиковая гимнастика

-Узнавание предметов в условиях шума

-Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги

- Обводка и штриховка геометрических фигур

Понятия большой-маленький. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади».

- Учить составлять  описательные предложения,

- формировать умение узнавать предмет по описанию

Осень. Признаки осени

 

Формировать представления об осени, признаках осени.

Дидактические игры:

-«Что изменилось» [1]

-«Назовем одним словом» [7]

- «Найди и вычеркни» [34]

- Пальчиковая гимнастика

- Ориентировка в схеме собственного тела (по вертикали)

геометрических фигур

 Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам.

Игра «Вверх-вниз» [61]

- Составление предложений по сюжетной картинке

Овощи

 

Формировать представления детей об овощах (форма, цвет, размер, вкус)

 «Чудесный мешочек»

Игра на внимание [65]

 «Разложи и расскажи» [20]

-  д/и « Назовем одним словом» [7]

-Пальчиковая гимнастика

- Составление целого из частей

- Штриховка

Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте».

Игра «Сравни овощи» [66]

Учить составлять  описательные предложения,

- формировать умение узнавать предмет по описанию

Фрукты

 

Формировать представления детей о фруктах (форма, цвет, размер, вкус)

«Чудесный мешочек»

Игра «Поймай звук»

(произношение  слов со звуками «а, у, о»)

-д/и «Запомни и скажи правильно»

- «Четвертый лишний и почему»

-Пальчиковая гимнастика

- Закрепление «правая-левая рука»

-  расположение «фруктов» на парте (вверху-внизу, справа-слева, посередине)

Понятия «левое», «правое». Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»)

Игра «Что где?» [68]

Учить составлять  описательные предложения,

- формировать умение узнавать предмет по описанию

Домашние животные

 

 

Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах.

- д/и «Найди отличия» [15]

- д/и «Нелепицы» [5]

- д/и «Парочки» [33]

 

-Пальчиковая гимнастика

-Закрепление представлений «правая-левая рука»

-д/и «Правый глаз» усвоение понятий справа-слева. [39]

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи».

Игра «У кого какой длины хвост?» [81]

 - Учить составлять  описательные предложения,

- формировать умение узнавать предмет по описанию

- «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши) [27] Использование глаголов звучания (мычит, мяукает, лает, хрюкает)

Дикие животные

 

Формировать представления о диких животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах.

- Выкладывание цветных полосок по образцу

- «Хлопни, если услышишь» [35]

-Пальчиковая гимнастика

- д/и «Обезьянка» усвоение или автоматизация понятий справа-слева. [8]

-Составление целого из частей

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов

Игра «Отсчитай столько же» [84]

- Учить составлять  описательные предложения,

- формировать умение узнавать предмет по описанию

- «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши) [27]

-д/и «Чья морда и чей хвост» [29]

Дом. Мебель.

 

Формировать представления о видах домов, назначении комнат и предметах мебели.

- д\и «Запомни и скажи правильно» [36]

- Упр. «Раскрась вторую половину» [16]

- «Что было сначала, а что потом» [37]

- Пальчиковая гимнастика

- д/и «Что изменилось» [1]

- «Продолжи ряд» (ритмический рисунок)

Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат.

Игра «Назови предмет» [76]

- Учить составлять предложение-описание.

- Игра с мячом «Один-много»[26]

Посуда

 

Формировать представления о посуде, видах посуды.

 «Учимся правильно говорить»

- «Кто лишний и почему»

- «Найди отличия» [15]

-Пальчиковая гимнастика

- д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя»

- д/и «Кого загадали» [9]

Цифра 2. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник.

Игра «Сложи чашку» [75]

- Учить составлять предложение-описание.

- Игра с мячом «Один-много»[26]

Одежда.

 

Формировать представления о видах одежды, выбирать одежду в соответствии со временем года.

 

- «Что под ладошкой» [10]

- «Кто лишний и почему»

- Упр. «Цифровая таблица» [17]

-Пальчиковая гимнастика

- «Перечисли все, что находится слева от тебя»

- Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра.

 

Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко.

Игра «Положи столько же» [80]

Учить называть предметы верхней одежды

- д/и «Скажи наоборот» [28]

- Учить составлять предложение-описание.

Обувь.

 

Формировать представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.

-«Что изменилось» Вариант-2 [1]

-«Цепочка действий» [3]

- упр. «Нелепицы» [5]

-Пальчиковая гимнастика

-д/и «Кого загадали» [9]

-Разложи одежду и обувь справа и слева от себя

Цифра 2. Короткий-длинный. Овал.

Игра «Назови предмет» [78]

-  Учить составлять предложение-описание.

Зима. Признаки зимы.

 

Формировать представления о зиме, признаках зимы.

- «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2]

- «Игра в слова» [4]

-«Хлопни, если услышишь…»[40]

-Пальчиковая гимнастика

-Составление целого из частей

-«Перечисли все, что ты видишь слева от себя»

Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов.

Игра «Назови приметы зимы» [93]

- Составление предложений по сюжетной картинке

 

Птицы. Зимующие птицы.

 

Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

 

-«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2]

-упр. на простейшие умозаключения [6]

- упр. «Птица – не птица» развитие внимания [18]

-Пальчиковая гимнастика

-«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений

-д/и «Что под ладошкой»[10]

Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий.

Игра «Не ошибись» [97]

- Составление предложений по сюжетной картинке

- «Назови ласково»

Жизнь животных зимой

 

Формировать представления о жизни животных зимой

-«Запомни и воспроизведи» [2]

-д/и «Чего не стало»

-д/и «Топ-Хлоп» развитие внимания, памяти [19]

- Пальчиковая гимнастика

-д/и «На параде» [11]

-Продолжи  рисунок

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4.

Игра «Отсчитай столько же» [84]

 - Составление предложений по сюжетной картинке

- Игра с мячом «Один-много»[26]

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов с ФН, ФФН.

Планирование разработано на основе программы Бекшиевой З.И. по профилактике и коррекции нарушений письменной речи....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса

Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий по русскому зыку для 1 класса...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 1 класс

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 3 класс

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...