Деление многозначного числа на однозначное
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Корниенко Ольга Юрьевна

Урок математики в 3 классе по УМК "Школа России" по теме "Деление многозначного числа на однозначное", проблемный диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика 3 класс,  IV класс

Деление многозначного числа на однозначное.

Цели урока:

-Познакомить с алгоритмом деления многозначного числа на однозначное;

- развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

- воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Этапы урока

Учитель

Ученики  

I Орг.

момент

Сегодня урок проведу у вас я. На уроке вам нужно быть внимательными, активными и собранными.

Проверьте, чтоб у вас на парте лежали фломастеры, лист альбомный, берёзовый листик, учебник, карандаш, тетрадь. 

II Актуализация знаний

Какое сейчас время года?

Чем красива весна?

Посмотрите, какая красивая весенняя берёзка сегодня у нас в гостях. И на ней молодые зелёные листочки. Берёзка решила к вам в гости прийти нарядной, и украсила себя числами.  

Прочитайте эти числа.

Как назвать эти числа одним словом?

Прочитайте эти числа в порядке возрастания.

Объедините эти числа в группы и назовите признак, по которому объединили.

Найдите сумму самого маленького и самого большого числа.

Разложите эти числа на разрядные слагаемые.

Ребята, на переменке подул ветер в окошко, и сорвал с берёзки листочки.  Эти листочки ветер разнёс каждому на парту. Что же берёзка нам предлагает на этих листочках?

Выполните на них деление.

Индивидуальная работа.

Сверьте свои ответы с записанными на доске. Поставьте себе оценку.

Каким должен быть остаток?

Доска:

Как называются числа при делении?

Результат деления – это …

Весна.

Ручьи текут, цветочки появляются, травка зеленеет, на деревьях распускаются листья и т.д.

864

975

1000

Многозначные.

250, 586, 723, 864, 975, 1000, 2850

Круглые 250, 1000, 2850

Чётные 250, 1000, 2850, 586, 864

Нечётные 723, 975

250+2850=3000

250=200+50

2850=2000+800+50

Выполнить деление с остатком.

19 :2=

30:4=

Меньше делителя.

Частное

250

586

723

2850

57:9=

41:5=

66:8=

III Постановка учебной проблемы

У каждого на парте лежит лист с текстом задачи. Прочитайте её и самостоятельно решите в тетради.

Побуждающий диалог.

Смогли вы выполнить задание?

Почему не получается?

Чему нам нужно сегодня научиться?

Какой же будет тема урока?

В прошлом году на берёзке было536 листочков, а в этом году в 4 раза меньше. Сколько листочков на берёзке в этом году?

536:4=

Нет.

Нужно разделить трёхзначное число на однозначное, а мы это решать не умеем.

Делить трехзначные числа.

Деление многозначного числа на однозначное.

IV Поиск решения

(Подводящий диалог)

 

2 мин.

В течение 1 минуты обсудите в группах и попробуйте решить это выражение. Способ решения запишите на листке маркером (фломастером).

Какие есть гипотезы?

(Буратино и Кот в сапогах решили так – карточки)

Как проверить, какая гипотеза верная?

А каким вычислительным прибором можно проверить правильность решения?

Какие же решения верны?

Так как же надо разделить многозначное число на однозначное?

Закончите решение задачи о листочках.

ФИЗМИНУТКА

Поиск удобного решения.

Озвучьте ещё раз, как решили задачу. Как выполнили вычисления?

Удобна такая запись при делении?

Можно ли по-другому делить числа?

Записываем в тетради:

С какого разряда начинаем деление?

5 сотен делится на 4? Значит, это первое неполное делимое. Обозначаем простым карандашом вот такую дугу.

Определим, сколько цифр будет в частном.

Ставим 3 точки.

Делим сотни. 5 разделим на 4, будет …

Умножим 4 на  1, получу …  Это столько сотен сколько раздели, а было у нас сколько сотен?

Вычтем 4 из 5, получится остаток …

Сравним остаток с делителем.

Образуем второе неполное делимое.

Делим 13 на 4. Получим …

Умножим 4 на  3, получу …  Это столько десятков разделили.

Находим остаток.

Сравним остаток с делителем.

Образуем 3 неполное делимое.

16 ед. разделю на 4, получу …

Умножим 4 на 4, получим …

Находим остаток.

Число разделили полностью?

Читаем ответ.

Какая запись удобнее и интереснее?

С какого разряда начинаем делить в «столбик»?

Давайте ещё раз Данил попробует нам проговорить, как будем решать такие примеры в столбик. Воспроизведём алгоритм решения.

А теперь поработаем снова в группах. У каждой группы есть элементы алгоритма , попробуйте расположить их по порядку.

Проверим правильность алгоритма, решая пример 864:2

Какая задача стояла перед нами?

Справились с этой задачей?

Какой была тема урока?  

Работа в группах.

Озвучивание своих гипотез (листочки вывешиваем на правую доску)

  • 536:4=(400+100+36):4=400:4+100:4+36:4=100+25+9=134 (решающая гипотеза)
  • 536:4= (500+36):4=500:4+ 36= 125+36= 161 (ошибочная гипотеза)
  • 536:4=(400+120+16):4=400:4+120:4+16:4=100+30+4=134 (решающая гипотеза)

Деление проверить умножением.

134*4=536

161*4=644

Работа с калькулятором.

536:4=134

№ 1, 3

Разложить делимое на удобные слагаемые и каждое слагаемое разделить на 4, а полученные результаты надо сложить.

Разложили делимое 536 на удобные слагаемые и каждое слагаемое разделили на 4, а полученные результаты сложили.

Нет, очень длинная запись.

Да, в столбик.

536 4

С сотен.

Да.

3

1

4

5

1

1<4, значит разделили верно.

13

3

12

1

1<4

16

4

16

0

Да

134

В «столбик»

С большего, с сотен.

Вывод алгоритма.

  1. Находим первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в частном.
  3. Делим сотни,

Получаем …

Умножаем…

Вычитаем…

Сравниваем остаток с делителем.

  1. Находим следующее неполное делимое. (Алгоритм повторяется)
  2. Всё разделилось?

Если нет, возвращаюсь к пункту 4, если всё, то иду к пункту 6.

  1. Читаю ответ.

Научиться делить многозначные числа на однозначные.

Научиться делить число 536 на 4.

Да

Деление многозначного числа на однозначное.

V Итог урока

Что нового узнали на уроке?

С какого разряда начинаем письменное деление?

Кто расскажет алгоритм деления в столбик?

Какой этап урока понравился больше всего?

д/з – с. 78 № 5(1, 3 ст.), №6

остаток времени – Решаем примеры №1 с.78 (с объяснением у доски)

Научились делить многозначные числа на однозначные.

С наибольших, с сотен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Случаи деления круглых чисел, сводящиеся к делению многозначного числа на однозначное без остатка

Урок математики в 3 классеОбразовательная программа  «Школа 2100»...

Урок математики в 4-м классе по теме "Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Цели урока: Познакомить учащихся с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число;Повторить ранее изученный материал о действии деления;Совершенствовать вычислительные навыки и ум...

Урок математики "Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное число".

Вопросы экологии занимают важное место среди актуальных проблем современности. Данный урок способствует пробуждению у обучающихся интереса к экологическим проблемам планеты, развитию стремления к акти...

"Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Поурочный план по требованиям ФГОС по математике для учащихся 4-х классов....

Деление многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули.

Учебный  предмет:  математикаКласс: 3 В   Учитель: Бородинова Татьяна Владимировна...

Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида...

Деление многозначного числа на однозначное (прием деления столбиком)

Данный алгритм позволит учащимся выполнить пошагово  деление столбиком, используя грамотную речь...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Ольга Юрьевна спасибо за предоставленный материал, ярко определена проблемная ситуация на уроке, но на будущее обратите вниманиена оформление материала:

Наличие сведений об авторе:

  • Фамилия, Имя, Отчество, занимаемая должность;
  • Образовательное учреждение, населенный пункт;
  • название работы, класс (при необходимости).
  • При использовании Интернет-ресурсов указывается полный адрес в виде гиперссылки
Гарусова Нина Алексеевна

Урок интересный, современный, деятельностный. Но..., где работа по учебнику?