Практикум по математике "В лабиринте задач"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Зотова Ирина Ивановна

Практикум по математике "В лабиринте задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._plan.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО                                                                            Утверждено.

Протокол №…..от…………2009 г.                                                 Директор:…………………

Председатель МО:……………..                                                                             /ЕгоровВ.И./

                            /Хорошева Н.В./                                                                              

Cогласовано.

Зам. директора : ……………….

                         /Бирюкова З.А./                                                                                  

МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная

школа №2

Рабочая программа по математике.

Практикум «В лабиринте задач»

3 класс (17ч.)

                                                            Составитель: Зотова И.И.-          учитель начальных классов

г. Серафимович

2009-2010

Пояснительная записка.

             Программа «В лабиринте задач»  является авторской.

 Автор -  учитель 1 квалификационной категории Зотова Ирина Ивановна. Год издания программы  -  2009. Разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 1, ст.7, п. 4

ст. 37, п7 ст.32) и Федеральным Законом от 13.01.1996г.  № 12 – ФЗ (с изменениями на 31.12.2005г), также на основе приказа №1769 «О порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов и дисциплин в образовательных учреждениях Волгоградской области, реализующих программы общего образования».

       Рассчитана на 17 часов, из них  9ч. на проведение практических работ и 1ч. – контрольная работа. Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся проводится согласно локального акта МОУ Серафимовичской средней общеобразовательной школы № 2.

             Для разработки рабочей программы была использована литература: Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи», Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи»,Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов  «Удивительный мир чисел», О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов».

                В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам, которые составляют примерно 40 % материала соответствующих учебников. Это связано с тем, что через решение задач реализуются не только образовательные, но и развивающие, и воспитательные цели учебного процесса.

          М.В. Потоцкий писал: «Кому незнакомо характерное для многих учащихся заявление, которое они делают, встречаясь с новой задачей: «Таких задач мы не решали!» Как будто им надо уметь решать только уже когда-то решенные задачи.» Поэтому особенно важно расширять знания учащихся не только в рамках программного материала.

        В рамках данной программы на первый план выдвигается формирование у учеников:

а) общего подхода над текстом любой задачи;

б) умение осуществлять моделирование в процессе ее решения.

      Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера; развитие внимания, логического мышления, умение анализировать текст задачи, устанавливать их взаимосвязь. Для развития логики, внимания, мышления и памяти включены логические, комбинаторные задачи, задачи-шутки.

Цели рабочей программы:

  1. Сформировать у учащихся систему знаний о задачах.
  2. Развивать умение решать задачи.

Задачи рабочей программы:

  1. Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
  2. Сформировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение).
  3. Учить анализировать текст задачи.
  4. Помочь учащимся конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.
  5. Научит учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.

Планируемые результаты обучения.

Иметь представление:

  • о разных способах оформления краткого условия задачи;
  • о различных способах решения задачи;
  • о рациональных и нерациональных путях решения задачи.

Знать:

  • элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое)
  • способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно)
  • Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;
  • Пути решения комбинаторных задач(способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).

Уметь:

  • анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;
  • соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
  • конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
  • оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;
  • выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,
  •  преобразовывать условие и вопрос.


п/п

Тема занятия

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки (результат)

Вид контроля

Дата

1-2

Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых

2

Прак. раб.

Выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию.

Уметь выбирать схему к данной задаче и составлять вопрос к условию задачи.

С.р.

3-4

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

2

Прак. раб.

Сравнение задач, соотнесение текста и выражения.

Уметь отвечать на вопросы, используя данное условие, которое соответствует схеме.

Тест

5-6

Задачи на логическое мышление.

2

Прак. Раб.

Подготовка к олимпиаде.

Уметь мыслить нестандартно.

С.р.

7-8

Решение комбинаторных задач способом перебора.

2

Прак. Раб.

Составлять таблицу.

Уметь решать задачи способом перебора.

С.р.

9-10

Решение задач разными способами.

2

Прак. Раб.

Выполнение задач разными способами.

Уметь решать задачи разными способами, определение рационального способа решения.

Тест

11-13

Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов

3

Прак. Раб.

Дерево возможных вариантов

Знать алгоритм выполнения дерева возможных вариантов.

С.р.

14

Задачи с пропущенными данными

1

Прак. раб.

Пропущенные данные, которые соответствуют схеме.

Уметь вставлять пропущенные данные в соответствии со схемой

С.р.

15

Составление вопроса к условию задачи.

1

Прак. раб.

Выбор условия к вопросу и вопроса к условию.

Уметь составлять вопросы к условию

С.р.

16-17

Задачи на нахождение периметра и площади

2

Прак. раб.

Нахождение периметр и площадь многоугольника

Знать формулы и алгоритмы.

С.р.


Литература

  1. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи»

Линка-Пресс  Москва   2007

  1. Н.Б. Истомина , Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи».

«Ассоциация XXI в.» - 2007

  1. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов  «Удивительный мир чисел»

 Москва «Просвещение» - 1987

4. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»

Ростов-на-Дону «Феникс» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практикума по математике "Решение задач" 2 класс

В программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование на 34 часа. Можно использовать в работе по любому УМК...

урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....

Программа практикума по математике "Учимся решать задачи", 4 класс

Предлагаю программу практикума по математике для 4 класса, которая построена на основе "Сборника текстовых задач по математике", автора Т.Н.Максимовой, изд-во "ВАКО", 2011г....

Практикум по математике. Задачи на нахождение остатка. Простые задачи.

Конспект урока по формированию умения решать задачи на нахождение остатка....

Практикум по математике в 4 «а» классе по теме «Пропорциональное деление»

Разработка урока математики в 4 классе по теме: "Пропорциональное деление"....

Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.

Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....

Рабочая программа факультативных занятий по математике "В лабиринте задач" 4 класс

Самое трудное в начальной школе - научить детей решать задачи. Предлагается рабочая программа по математике для учащихся 4х классов. На уроках нам не хватает времени на выработку умений решения задач....