Урок по математике в 3 классе "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Тершукова Елена Игоревна

Урок по математике в 3 классе "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз", УМК "Школа России""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_matem_3_kl.-_2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 «Г» классе.

Предмет: математика.

Учитель: Тершукова Елена Игоревна

Тема: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели:

   1. Закрепить умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз;        

   2. Сравнить решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц;  сделать соответствующие выводы;

   3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки умножения и деления, основываясь на их  взаимосвязи; проверить степень усвоения предыдущего материала в виде математического диктанта;

  4. Формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы;

          развивать зрительную и слуховую память;

    5. Пробуждать интерес к предмету через использование на уроках  интерактивной доски;  через  задания при работе по разноуровневым карточкам;

    6. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в  коллективной деятельности и работе в парах.

Оборудование: интерактивная доска; схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз; разноуровневые карточки; медали с изображением совы – символа мудрости.

 Использование образовательных технологий на уроке: информационно – коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровьесберегающей технологии;  обучение в сотрудничестве.  

Ход урока.

Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.

  1. Приветствие.

         Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

  1. Проверка готовности к уроку.

   Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.

  1. Организация внимания.

Наш урок проходит в компьютерном классе. Мои помощники – это:

 интерактивная доска,

сова – символ мудрости

и, конечно же,  мои самые главные и любимые помощники – вы, ребята!

Слайд № 1.

Сообщение целей и задач урока.

 Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

Тема нашего урока: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

Слайд № 2.

Цели урока.

Слайд № 3.

План урока.

Слайд № 4.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. Сравним этот вид задач с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и

сделаем соответствующие выводы.

Проверка знаний предыдущих тем пройдет в виде математического диктанта. Проверять результат вы будете у своего товарища по парте самостоятельно, а мы  с мудрой совой вам в этом поможем.

Всесторонняя проверка знаний.

Задачи этапа: проверить объём и качество усвоения предыдущего материала, выявив причины появления обнаруженных недостатков в ЗУН.

Откройте свои тетради. Запишите число.

Сейчас у нас по плану математический диктант.

Для того, чтобы успешно справляться с различными заданиями, скажите:

-Какие психологические процессы мы будем использовать?

 Вспомните тему по предмету «Окружающий мир», которая называлась «Ступеньки познания человека».

Слайд № 5.                

Ступеньки познания:                   Восприятие

                                         Память

                                         Мышление

                                         Воображение

Правильно! Именно эти психологические процессы помогут нам справиться с заданиями.

Работа по разноуровневым карточкам.

Задачи этапа: проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учащимися (теми, кто по причине болезни  мог не совсем полно усвоить материал).

Прежде, чем приступить к работе над математическим диктантом, я хочу раздать карточки с заданиями тем ребятам, которые недавно пришли в школу после болезни.

 Ребята, вы работаете по карточкам  (называю фамилии учащихся.)

Мотивация и стимулирование к успеху.

Математический диктант, так же как и любое задание, проводится с определённой целью. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Слайд № 6.

Моя цель - проверить как вы усвоили предыдущие темы уроков, а именно:      

  1. названия компонентов действий.

              2. знание таблицы умножения и взаимосвязь умножения с делением.

              3. решение простых задач.

Мы с мудрой совой желаем вам удачи!

Слайды  № 7, 8    текст математического диктанта.

Работа в парах.

Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. Начнём проверку математического диктанта.

Слайд № 9.( Поочерёдно «вылетают» ответы.)

Каким действием решали первое задание? Почему? Докажи.

Каким действием решали следующее задание7 Почему  ты выбрал именно это действие?  Докажи  и т. д.

Слайд № 10. Критерии оценок.

Внимательно посмотрите на ответы своего товарища и карандашом поставьте оценку. Посмотрите на доску: мудрая сова вам в этом поможет.

Слайд № 11. Музыкальная  физминутка.

Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём под музыку. Молодцы!

Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

Напомню вам задачу, которую вы решали сегодня на математическом  диктанте.

Пете 12 лет, а Славе 8 лет. На сколько лет Слава моложе Пети?

-Каким действием решали задачу? (Действием вычитанием)

-Почему вычитанием?  Какое правило мы знаем ещё с 1 класса?

(Дети отвечают хором: для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

Значит, 12 – 8 = 4 (г.)

Ответ: на 4 года Слава моложе Пети.

Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз; научить сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и делать соответствующие выводы.

Слайд № 11.

Цель  нашего урока: продолжить учиться решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Научиться сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и сделать соответствующие выводы.

Мы с мудрой совой желаем вам удачи!

Откройте учебник на странице 35. Найдите задачу № 1 (1).

Слайд № 12.

Решите задачу.

В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

( Одного учащегося вызываю к доске.)

-О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках.)

-Что говорится о гусях? ( Гусей 9 птиц.)

-Что говорится об утках? ( Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше.)

-Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?)

-Что значит «в 3 раза меньше»? ( 9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей)

-Какие слова нам помогают выбрать действие деление?  ( предлог «в», слова «раза меньше»)

Запишите решение и ответ.

Посмотрите на схему решения таких задач:

 в (несколько) раз меньше – (:)

Игра : «День – ночь»

(По команде «ночь» дети закрывают глаза, кладут голову на руки, которые лежат на парте, и слушают голос учителя).

Звучит команда: «Ночь».

- Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то её решаем действием делением.

Звучит команда: «День».

Дети хором повторяют правило.

Прочитайте задачу № 1 (2).

В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?

- Что значит «на 3 лебедя меньше»? ( Значит, чёрных лебедей столько же, сколько белых, но без 3)

Решите задачу самостоятельно.

-Каким действием решали задачу?

-Какие слова нам помогли выбрать действие вычитание? ( предлог «на», слово «меньше»)

Посмотрите на схему решения таких задач:

 на (несколько) меньше - (-)

-Какой результат получили? Запишите ответ.

Закрепление знаний.

Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки,  необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.

-Чем похожи эти задачи? ( В задачах говорится о птицах. В обеих задачах уменьшаем на 3.)

-В чём их главное отличие?

В 1 задаче уменьшаем в 3 раза, а значит, что выполняем действие деление, 

А во 2 задаче уменьшаем на 3 лебедя, а значит выполняем действие вычитание. 

Сделайте вывод.

Слайд № 13.

Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то решаем действием…..     (делением)

Если в задаче говорится об уменьшении числа на несколько единиц, то решаем действием…..     (вычитанием)

Слайд № 14.

Физминутка. 

Зарядка для глаз.

- А сейчас – зарядка для глаз!  

 Музыкальная пауза.

Слайд № 15.

Решим задачу № 2 (1). Начерти два отрезка. Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше.

 

-Какой это вид задачи? (Она геометрическая.)

- Какие правила мы знаем? ( Чертим простым карандашом по линейке аккуратно. Чертить начинаем от 0, а не от края линейки.)

-Как найти длину второго отрезка?

 

Слайд № 16.

Чтобы найти длину второго отрезка, нужно длину первого …… на 5 равных частей и взять одну часть.

-Какого слова нам не хватает?   Слова «разделить».

(Отрезок надо разделить на 5 равных частей и взять длину одной  части. Это и будет длина второго отрезка.)

10 : 5  =  2 (см)

-Какие слова нам помогли правильно выбрать решение геометрической задачи?

Слайд №17. Итог урока.

Назовите тему нашего урока.

Вспомним цели урока. Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

-Каким действием решаем задачи на уменьшение числа в несколько раз?

(Задачи на уменьшение числа в несколько раз решаем действием делением.)

Домашнее задание. (Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)

Задачи этапа: сообщить о домашнем задании; мотивировать на самостоятельную деятельность при решении задачи и примеров, на успешное выполнение.

 Вспомнить порядок действий при решении числовых выражений

Дома  решите геометрическую  задачу  стр.35 № 2(2). В этом вам помогут психологические процессы, особенно мышление и память.

Мы с мудрой совой уверены, что вы успешно справитесь с этим заданием!

Примеры  стр.35 № 3.

 Обратите внимание на 3 столбик. Какой порядок решения данных числовых выражений?

  1. Сначала решаем действия в скобках.
  2. Решаем действия умножения или деления по порядку.
  3. Решаем действия сложения или вычитания по порядку.

Желаем удачи при выполнении домашнего задания!

Сегодня на уроке вы дружно, сплоченно и активно работали.

Слайд №17.

Молодцы, ребята!

( Раздаю сувениры – символ мудрости сову.)

Председатель РМО                                Клинова Т.А.

Зам. директора по УВР                         Келина Р.В.

Председатель МО                                Студенкова Л.В.    пробуждать интерес к предмету через использование на уроках  интерактивной дские задач данного вида с задачами на уменьшени

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике "Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов" 1 класс

Предложенный урок  "Путешествие в сказку" является заключительным по математике в 1 классе. Попадая в сказку дети закрепляют  материал, изученный в 1 классе....

Разработка урока по математике (1 класс) "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике в 1 классе по теме : "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...

Самоанализ урока по математике "Знакомимся с задачей" учителя МБОУ "Песчанинская НОШ" Бокаревой Л.В.

Дан анализ учебных возможностей учащихся, места урока в теме, разделе, курсе,цели , задач и проблем урока, учебных ситуаций....

конспект урока по математике "решение простых задач на нахождение остатка"

В предлагаемом конспекте излагаются основные способы и методы проведения урока по теме, для достижения главной цели - научить детей решать задачи на нахождение остатка.Здесь используются имеющиеся у н...

презентация урока по математике "решение простых задач на нахождение остатка"

Представляемая презентация является дополнением к уроку по математике на тему:"Решение простых задач на нахождение остатка"В ней вы можете найти необходимые для урока слайды в количестве   8...

Разработка урока по математике. Тема "Компетентностная задача. Cоставление справочника о бобрах. 3 класс

Разработка данного урока предназначена для учеников 3 класса. УМК "Развивающее обучение Эльконина-Давыдова"Данный урок развивает у учеников коммуникативные , ценностно-смысловые и общекультурные компе...

Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. УМК "Школа 2000".

Предлагаемый Вашему вниманию урок разработан в технологии деятельностного метода, автор учебника Л.Г.Петерсон. Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок-исследование. форма урока: гру...