математика, 1 класс, конспект, презентация, "Знакомство с терминами "уменьшаемое", "вычитаемое"
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Чиркова Ирина Сергеевна

Конспект урока по системе развивающего обучения Л. В. Занкова по математике по теме "Знакомство с терминами "уменьшаемое", "вычитаемое". Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 24»

Открытый урок математики в 1 классе

Система РО  Л. В. Занкова

Учебник И. И. Аргинская, Е. П. Дмитриева «Математика 1», часть 2, стр. – Самара: издательство «Учебная литература», 2010 г.

Учитель Чиркова Ирина Сергеевна

.

Тема: Знакомство с терминами «уменьшаемое», «вычитаемое».

        Цель урока:

Познакомить с названиями компонентов вычитания, учить читать выражения, используя эти термины.

Задачи урока:

     Дидактические:

  1. знакомство  с названиями компонентов вычитания:
  2. формирование умения правильно употреблять математические термины в речи:
  3. использование современных ИКТ- средств.

Коррекционно-развивающие:

  1. развитие способностей и поддержка стремлений ученика педагогом – не учить, а помогать учиться и развиваться:
  2. развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  1. формирование у каждого учащегося установки «успешности» как первого шага к достижению поставленных им целей;
  2. развивать умение оценивать свои действия.

Оборудование:

  1. видеозапись, слайдовая презентация;
  2. Царица Математика, цифры – 1,2,3,5,6,7,8;
  3. Герои Н. Носова – Незнайка, Знайка, Торопыжка, Пончик, Ромашка, Тюбик;
  4. Индивидуальные карточки с вопросами;
  5. Сигналы у каждого ученика со знаками «+», «- »;
  6. Карточка со стихотворением у Тюбика;
  7. Задания на геометрических фигурах у Царицы Математики;
  8. Карточки с надписями «уменьшаемое», «вычитаемое»:
  9. Цветочки – наклейки для поощрения детей:
  10. Конфетки-задания с матем. Выражениями у Пончика.

Ход урока:

1. Организация  класса.

 Психологический настрой 

Урок математики

Мы начинаем

Ещё одну тайну

Сегодня узнаем

Не отвлекайся,

Внимателен будь!

За новыми знаниями

Отправимся в путь.

        Мы часто бываем в гостях у Царицы Математики. Сегодня в её царство хотят отправиться с нами герои знаменитого произведения Н. Носова – (слайд 1) коротышки из Цветочного города. Вы их помните? Это Незнайка, Пилюлькин, Знайка, Пончик, Винтик и Шпунтик, и все их друзья.

        Вот они отправляются в путь. (слайд 2, показ отрывка)

Коротышки захватили с собой (слайд 3) улыбающиеся солнышки для тех ребят, которые будут весь урок помогать им справляться с заданиями в царстве математики. В конце урока солнышки получат и порадуют своих родителей те ученики, которые будут внимательны весь урок. Готовы? Начинаем!

2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию.

         А) Игра «да, нет». - В дороге у всех коротышек возникло много вопросов. Незнайка как всегда со всеми поспорил и стал утверждать. Покажите, согласны ли вы с ним или нет.

1)все первоклассники одного роста. -

2)все первоклассники разного роста. -

3)все первоклассники девочки. -

4)среди первоклассников есть девочки. +

5)числа, которые располагаются в натуральном ряду слева от 8, больше этого числа. -

6)если из какого-то числа вычесть 1, то получим предыдущее число. +

7)числа, которые располагаются в натуральном ряду справа от 6, больше этого числа. +

        Молодцы, мы помогли коротышкам и Незнайке, они уже готовы подарить нам свои улыбки.

        Б) Фронтальный опрос

Вместе с нами они оказались в царстве Математики. А вот и Царица Математика. Её сопровождают придворные числа.

                (на доске царица Математика и коротышки)

        Вот  Торопыжка уже спешит задавать вопросы, но Царица Математики не торопится ему ответить, она  издаёт указ: «В царстве Математики разговаривать только используя математические термины, использовать слова, связанные с математикой.» А на вопросы Торопыжки просит нас ответить.

        -Как называются математические знаки, которые вы использовали?

        -При каких действиях используются знаки + и -?

        -Как называем выражения, в котором пишем знак + и - ?

        - Как зовут придворных царицы?

      В) Чистописание.

        Итак, представим коротышкам несколько чисел. Вспомните, какие цифры начинаем писать из данной точки.

        Выберите меньшее число. Дайте ему характеристику.

        Какое ещё число можно записать с помощью цифры 2?

        Пропишем, чередуя   2   22   2   22.

3.Целеполагание и фиксация затруднения.

        А что же принесли коротышки с собой? Что это у Пончика?

Пончик спрашивает: что можно сделать с этими выражениями (конфетки-задания) Предложите своё задание.

7 – 2    7 + 2    8 – 1    8 + 1

(разделить на 2 группы, найти значение…)

1 спос. 7 – 2    7 + 2                         8 – 1    8 + 1      

2 спос. 7 – 2     8 – 1                         8 + 1    7 + 2                          

Что записано в 1, 2 группах?(суммы, разности)

-А вот и придворные числа   3 и 2. Они  хотят присоединиться к той группе чисел, в которой мы знаем название каждого числа при действии.

-Это суммы чисел. Запишем в тетрадь, но, помня указ Царицы Математики, называя числа при сложении. Найдём значение суммы.

 7 + 2=9      8 + 1=9    3 + 2 = 5   (как выполнять вычисления?)

 (по числовому ряду, по-разному)

-А если эти числа встанут в другую строку, они должны поменять своё имя?

(да, т. к. там записаны разности). Как же их назвать?

        Как   будут называться числа при вычитании – это тема нашего урока, это наша задача сегодня узнать и запомнить.

4. Планирование выхода из затруднения. Открытие нового знания.

        Спросим у Знайки. Знайка уверен, что мы сможем узнать название этих чисел.  Он просит внимательно пронаблюдать, что происходит с числами при вычитании.

        Художник Тюбик нам поможет. Тюбик нарисовал такие яблоки, и вспомнил, что Цветик сочинил такой математический рассказ в стихах.

Семь спелых яблок

На веточке качалось

Два яблока упало,

А сколько их осталось? (один ученик читает у доски)

        Тюбик просит вас в своих тетрадях нарисовать, о чём говорилось в стихотворении. Что нарисуем сначала?

(Ученик рисует)

        Что произошло с яблоками потом?

        Их стало больше или меньше?

        Какое математическое действие можем записать?

7 – 2 =5

-Какое число в этой записи самое большое? (7)

-Что с ним происходит? (из него вычитают, его делают меньше, уменьшают)

-Что можно сказать о втором числе?(его вычитают из первого)

        Карточки у Знайки – уменьшаемое, вычитаемое.

        Прочитаем выражения хором (уменьшаемое, вычитаемое). Подчеркнём уменьшаемое синим цветом, вычитаемое – зелёным. Запишем так же оставшиеся разности. 8 – 1 = 7     3 – 2 = 1

5. Физминутка

Гусля – музыкант дарит песню «В траве сидел кузнечик» (повторяем движение за учителем)

6.  Расширение и закрепление новых понятий.

А) Знайка доволен, спрашивает есть ли у вас какая-нибудь очень умная книжка, где можно узнавать о математике? (учебник с. 6 № 4)

На желтом фоне читаем вместе. Прочитаем выражения, называя компоненты, посмотрим на выражения и выпишем уменьшаемые в 1 столбик, подчеркнём синим,  вычитаемые во второй столбец, подчеркнем зеленым. Какое выражение будем лишним?

9>4

7>3

8>5

Сравните уменьшаемое и вычитаемое, сделайте вывод.

(уменьшаемое всегда больше вычитаемого, т. к. их большего отнимаем меньшее)

        Знайка и Тюбик благодарят вас, тоже дарят свои улыбки.

        Б) Цифра 8 обиделась, что мы её не прописали. Давайте выполним задание № 8 в учебнике. У доски записываем, называя компоненты вычитания.  

        В) У царицы Математики карточки с заданиями на разных геометрических фигурах. Написаны математическим языком. Запишите выражения самостоятельно ( один ученик читает задания , другой записывает на индивидуальной доске)

- уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найти значение разности

- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1. Найти значение суммы.

- 5 уменьшить на 3, найти значение

- уменьшаемое 4, вычитаемое 2

        Г) Самопроверка.

Довольны ли вы своей работой?

8. Рефлексия.

        У Ромашки для вас задание – карточки с вопросами. Поставьте знаки «+» и «-», отвечая на каждый вопрос:

-как называется число, которое стоит на первом месте при вычитании?

-как называется число, которое стоит на втором месте при вычитании?

-как называется результат вычитания?

- как называется выражение со знаком «плюс»?

Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение? Задайте его классу.

У Ромашки все оставшиеся солнышки  для тех, кто доволен своей работой. Коротышки прощаются с вами.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.

ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить  с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...

Конспект и презентация по математике 4 класс Тема.Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Конспект и презентация по математике 4 класс   Тема.Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого....

Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...

Конспект урока по математике 2 класс УМК "ПНШ" Как найти неизвестное вычитаемое

Цели деятельности учителя:формирование представления о разности;развитие письменного умножения на числа;совершенствование  навыка решения уравнений;развитие  умения анализировать и обобщатьП...