Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Клочкова Оксана Александровна

 

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме частей и целого; побуждение детей к беседе с учителем и между собой на основе диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike_v_1klasse.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Отношение между частью и целым и между частями»

Цель: Изучить внутренние связи и отношения между целым и частями; подвести детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжить работу по определению на схеме частей и целого; побуждать детей к беседе с учителем и между собой на основе диалога.

Оборудование: 2 солнца – одно целое, а второе с частью; два стакана с водой, два стакана с крупой, два листа, две ленты одинаковой длины; маркеры, листы для групповой работы.

Ход урока:

  1. Настрой на урок.

( дети стоят около своих мест)

Прозвенел звонок на наш урок

Доброе утро ребята и наши гости

Приятно Вас всех видеть.

  1. Закрыли глазки, настроились на работу. Поработали глазками вверх, вниз, вправо, влево, постреляли глазками.
  2. Сели тихо на свои места.
  1. Выполнение упражнений «Мозговой гимнастики».
  1. Давайте, выполним умную гимнастику, которая нам поможет решить сложные задания, с которыми я надеюсь, что вы справитесь без моей помощи. У Вас всё получиться.
  2. Итак, я вижу, что все готовы!
  3. Хотите, послушать историю, которая произошла с Незнайкой из солнечного города?
  4. Слушайте внимательно, что же с ним произошло.

 ( учитель рассказывает историю, которая произошла с Незнайкой)

Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом ни кого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.

  1. Как вы думаете, поверили ему коротышки из этого города?
  2. А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим с точки зрения математиков.
  3. Вот оно солнце ( показ). Что с ним произошло?
  4. Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!
  5. А в каком отношение находятся Солнце и его части?
  6. Что больше, по вашему мнению, целое или часть?
  7. Давайте сравним!

Само солнце первоначально когда оно было целым обозначим С

То, что осталось от солнца О, и кусочек, который обломился К.

  1. В каком отношение Солнце находиться с оставшейся частью?

С…О

  1. А докажите.
  2. Кто поможет сравнить! ( сравнение, налажение друг на друга).
  3. В каком отношение Солнца находится с кусочком?

С…К

  1. Интересно, ребята, а всегда ли часть будет меньше, чем целое?
  2. А вот мне не вериться, давайте проверим, ведь учёные ставят опыты, исследуют, проверяют.
  3. Всегда ли так бывает?
  1. Практическое задание.

( учитель раздаёт величины)

1 группа работает с объёмом ( вода)

2 группа работает с площадью ( лист)

3 группа работают с объёмом ( крупа)

4 группа работает с длиной ( лента)

- Перед вами величина целая. Вам необходимо эту величину превратить в части, обсудить в группах как вы величину разделите на части, обозначьте буквами, постройте схему и сравните отношения ЦЕЛОГО с ЧАСТЯМИ.

- Прежде чем приступить к работе, вы должны распределить роли между собой, кто проводит опыты, кто строит схему, кто контролирует, кому доверите ответственность, кто нам должен будет рассказать как всё это выполнили.

  1. На столике лежат необходимые принадлежности, можно подойти и взять, что вам необходимо.

(р а б о т а  в  г р у п п а х)

(Когда дети зафиксируют отношения на доске, попросить группу рассказать)

  1. В каком отношении находятся ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ? ( Ц > Ч)
  2. Вот видите, оказывается, у всех получилось, что Ц > Ч.
  3. А как нам зафиксировать, записать этот вывод, чтобы передать детям другого класса?                                          Ц > Ч.
  4. А посмотрите, пожалуйста, в каком отношении находятся части?

(Ч # Ч, Ч = Ч)

( если у детей нет, отношения равенства частей, то учитель разыгрывает ситуацию с шоколадкой, делит её на две ровные части)

  1. А в каком отношении находятся эти две части? (в равных
  2. Оказывается, что ЧАСТЬ может быть равна ЧАСТИ.

Здорово, а как же это нам записать? (Ч # Ч, Ч = Ч)

  1. А теперь свой вывод мы можем передать детям другого класса.
  2. Очень замечательно, МОЛОДЦЫ!
  3. А теперь, давайте оценим свою работу на шкале оценок, как вы работали в группах. Легко ли Вам было договариваться в группах?
  1. Домашнее задание. Найдите дома величину, которую можно также разделить на части и сравнить.


  1. Настрой на урок.

( дети стоят около своих мест)

Прозвенел звонок на наш урок

Доброе утро ребята и наши гости

Приятно Вас всех видеть.

  1. Закрыли глазки, настроились на работу. Поработали глазками вверх, вниз, вправо, влево, постреляли глазками.
  2. Сели тихо на свои места.
  1. Выполнение упражнений «Мозговой гимнастики».
  1. Давайте, выполним умную гимнастику, которая нам поможет решить сложные задания, с которыми я надеюсь, что вы справитесь без моей помощи. У Вас всё получиться.
  2. Итак, я вижу, что все готовы!
  3. Хотите, послушать историю, которая произошла с Незнайкой из солнечного города?
  4. Слушайте внимательно, что же с ним произошло.
  1. А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим с точки зрения математиков.
  2. Вот оно солнце ( показ). Что с ним произошло?
  3. Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!
  4. А в каком отношение находятся Солнце и его части?
  5. Что больше, по вашему мнению, целое или часть?
  6. Давайте сравним!

Само солнце первоначально когда оно было целым обозначим С

То, что осталось от солнца О, и кусочек, который обломился К.

  1. В каком отношение Солнце находиться с оставшейся частью?

С…О

  1. А докажите.
  2. Кто поможет сравнить! ( сравнение, налажение друг на друга).
  3. В каком отношение Солнца находится с кусочком?

С…К

  1. Интересно, ребята, а всегда ли часть будет меньше, чем целое?
  2. А вот мне не вериться, давайте проверим, ведь учёные ставят опыты, исследуют, проверяют.

Всегда ли так бывает?

  1. Практическое задание.

( учитель раздаёт величины)

1 группа работает с объёмом ( вода)

2 группа работает с площадью ( лист)

3 группа работают с объёмом ( крупа)

4 группа работает с длиной ( лента)

- Перед вами величина целая. Вам необходимо эту величину превратить в части, обсудить в группах как вы величину разделите на части, обозначьте буквами, постройте схему и сравните отношения ЦЕЛОГО с ЧАСТЯМИ.

- Прежде чем приступить к работе, вы должны распределить роли между собой, кто проводит опыты, кто строит схему, кто контролирует, кому доверите ответственность, кто нам должен будет рассказать как всё это выполнили.

  1. На столике лежат необходимые принадлежности, можно подойти и взять, что вам необходимо.

(р а б о т а  в  г р у п п а х)

(Когда дети зафиксируют отношения на доске, попросить группу рассказать)

Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом ни кого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.

  1. Как вы думаете, поверили ему коротышки из этого города?

  1. В каком отношении находятся ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ? ( Ц > Ч)
  2. Вот видите, оказывается, у всех получилось, что Ц > Ч.
  3. А как нам зафиксировать, записать этот вывод, чтобы передать детям другого класса?                                          Ц > Ч.
  4. А посмотрите, пожалуйста, в каком отношении находятся части?

(Ч # Ч, Ч = Ч)

( если у детей нет, отношения равенства частей, то учитель разыгрывает ситуацию с шоколадкой, делит её на две ровные части)

  1. А в каком отношении находятся эти две части? (в равных
  2. Оказывается, что ЧАСТЬ может быть равна ЧАСТИ.

Здорово, а как же это нам записать? (Ч # Ч, Ч = Ч)

  1. А теперь свой вывод мы можем передать детям другого класса.
  2. Очень замечательно, МОЛОДЦЫ!
  3. А теперь, давайте оценим свою работу на шкале оценок, как вы работали в группах. Легко ли Вам было договариваться в группах?
  1. Домашнее задание. Найдите дома величину, которую можно также разделить на части и сравнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе на тему "Целое и части"

Урок математики в 1 классе по теме «Целое и части», который проведен с использованием ЦОР. По типу "открытие" новых знаний. Содержит материал, направленный на формирование представлений о "целом" и "ч...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Урок математики, 3 класс. "Классификация. Разбиение множества на части."

На уроке учащиеся знакомятся с понятием "классификация"....

урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"

Предмет: Математика         Тема: Задача и её составные частиКласс: 1 классТип урока: закрепление изученного материалаЦель урока:Формировать умение распозн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...

Конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" по учебнику Л.Г.Петерсон УМК "...

Конспект урока математики 2 класс на тему: Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Тема урока : Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.1 урок из 3 планируемых по теме.Форма урока: путешествие в лесТип урока: изучение нового материала.Использованы технологии: сотруднич...