Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"
статья по математике (4 класс) по теме

Гребенникова Валентина Михайловна

 

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение является не только условием, но и основой, средством психического и в целом личностного развития человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.М.Гребенникова

МКОУ Куйбышевская ООШ, Петропавловский район,  х.Индычий

РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА  СРЕДСТВАМИ  МАТЕМАТИКИ

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение является не только условием, но и основой, средством психического и в целом личностного развития человека.

Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребёнка.

Младший школьный возраст - последний период детства. Впереди- отрочество, следующий возрастной этап, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, ориентируется на сверстников и молодежь. Тогда гораздо труднее будет «вложить» в него свои взгляды на жизнь, свои ценности и идеалы, отношение к миру, к людям и делу. 
         Но это впереди. А пока папа, мама и первая школьная учительница - авторитет, их мнение определяет почти всё в жизни ребенка, даже если он упрямится и капризничает. Моя задача - не упустить этот последний этап детства, постараться не только помочь детям освоить школьные науки, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться. Я попытаюсь обсудить школьные проблемы, часто возникающие в младшем школьном возрасте. Но сначала прослежу, как развивается ребенок, как происходит становление его личности средствами математики.
        Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Развитие у школьников творческого мышления - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека - одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Развитие личности ребёнка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе общения с младшими школьниками.

Обучая детей школьным предметам в соответствии с их индивидуальными особенностями, можно объединить  их в следующие группы:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».

2 . Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься тем, что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учебе. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.

3. Для этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

Как же приобщить к учению таких учащихся, которые характеризуются низким умственным развитием, а также отрицательным отношением к учению?  Среди всех  школьных дисциплин, наиболее удобна в использовании  для решения этого вопроса математика. Посредством этого предмета можно добиться  хороших результатов.    Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи.

Для преодоления этих трудностей я решила использовать в своей работе нестандартные задания и проблемные задания. Начиная работу с новым набором учеников, я решила начать работу над темой «Развитие личности младшего школьника с использованием нетрадиционных форм на уроках математики», но рассматриваю это развитие не только через решение нестандартных заданий, но и через проблемное обучение на уроках математики. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. Учитель нередко наносит ущерб делу, разучивая с детьми способы решения задач определенных видов, предлагая подряд большое число однотипных упражнений. Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, упражнения геометрического содержания должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

   В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,   быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие.

   Разминка. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.    

     Диапазон творческих заданий, решаемых на начальной ступени изучения математики, необычайно широк по сложности, но суть их одна: при решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, закономерности и всё то, что в совокупности и развивает личность школьника.

   Творческая деятельность является более сложной по своей сущности, доступна только человеку. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:  «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта, путь развития личности. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Список литературы:

1.АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М: Мысль, 1976г.

2. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры.- Начальная школа. № 5,  2006г.

3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителя.- М: Просвещение, 1985.

4.  Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования.- Начальная школа. №4, 1997 г. 

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- М: Собрание сочинений.  1979г.
6.  www.pedsovet.su

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...

АНТОНОВА ЛИЛИЯ ПЕТРОВНА. ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Автор: Антонова Лилия Петровна, преподаватель английского языка школы им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева № 463Известно, что одной из основных задач обучения иностранным языкам в школе является ...