«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».
статья по математике (1 класс) по теме

Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится много трудиться.

 

Данная статья была опубликована в сборнике "Модель деятельности- творческий поиск" 2009г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полищук Ольга Николаевна – учитель начальных классов

ГОУ Центр Образования № 2006                                                      Высшая квалификационная категория

Педагогический стаж – 15лет

Победитель окружного тура конкурса «Учитель года»

Лауреат Гранта Москвы

«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».

                                                  В любой деятельности велико значение

          положительного самоопределения тех,

        кто эту деятельность выполняет.

Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится много трудиться.

Начальная школа – важный этап в становлении личности ребенка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности и такой образовательной среды, в которой обеспечивается потребность ребенка в общении и любви.

Приходя в школу, первоклассник вливается в коллектив класса, который становится сферой его общения, самоутверждения и самореализации.  

Ученик приходит в первый класс с открытой душой, с искренним желанием учиться. Он радуется всему: новенькому портфелю, карандашам, фломастерам, пеналу. Школа для него – праздник!

Каждый учитель, набирая 1-й класс, думает прежде всего о том, как привить детям любовь к учению, какими методами вести обучение, чтобы не превращать детей в пассивный объект воспитания, чтобы жажда знаний никогда не покидала их.

Казалось бы, есть самое главное – и желание детей учиться, и стремление учителя учить но почему часто бывает так, что через несколько месяцев, а то и недель учение для некоторых детей превращается в мучение?

Вчерашнему дошкольнику поначалу приходится очень нелегко: то он грязно напишет, то забудет, что сказать. Родители реагируют со всей строгостью: «Учиться – значит трудиться, это твой долг!». И маленький человек, так и не узнав, какой радостью может быть учение, уже твердо усваивает, что это тяжкая обязанность.

Действительно, учение – труд и обязанность, но учитель должен создавать такую атмосферу, в которой естественная любознательность ребенка, тяга к знаниям перерастет в желание, потребность учиться. И здесь простым обращением к разуму, беспрекословными «надо» и «обязан» до сердца семилетнего человека не достучишься.

Любой труд всегда начинается с предъявления требований, но форма их предъявления бывает различная. Приучать ребенка к тому, что учение – это его новая обязанность, следует, но делать это надо с большим педагогическим тактом, с уважением к личности ученика, с добром.

Что радует и огорчает первоклассника в школе? Многое, но больше всего – отношение к нему учителя. Что побуждает ученика преодолевать собственные неудачи? В значительной мере – доверие учителя. Каким способом фиксирует школьник свое продвижение к знаниям? Прежде всего- по оценкам учителя.

Задача первых дней состоит в том, чтобы приоткрыть детям перспективы будущего, зажечь в них огонь любознательности.

Частично эта проблема решается на уроках, путем проведения в процессе обучения рефлексии учащихся, помогающей создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Существует множество разнообразных приемов, которые помогают учителю создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой:

  1. Учитель в начале урока высказывает детям добрые пожелания, задавая образец действия. Затем он предлагает уже самим детям пожелать удачи друг другу на уроке. Они обмениваются хлопками в ладони с соседом со своими пожеланиями.
  2. Педагог предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Дети высказываются по этому поводу.

Указание учителем границ образовательного пространства, с которым будет связана деятельность учащихся на данном уроке, позволяет активировать в сознании последних область, в которой память хранит понятия и алгоритмы, образующие указанное учебно-содержательное пространство. Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока может основываться только на положительном опыте ребенка их реализации в прошлом.

А на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону в моем классе, дети сверяют результаты своей работы с образцом, данным учителем. В случае правильно выполненного задания, на поля выносится «+». В конце урока дети подводят итог своей работы на уроке и оценивают сами себя: смог ли я заработать на уроке хотя бы один «+»? А может я заработал их несколько? Таким образом, каждый учащийся, независимо от уровня подготовки и уровня способностей получает возможность получить заработанный им «+» и зависит это только от него самого, от вложенного им труда. И, как показывает опыт, дети используют эту возможность. В итоге, с одной стороны, у них отсутствует пробел в усвоении знаний, а с другой стороны, у них снижается уровень тревожности, возникает уверенность в своих силах, формируется положительная мотивация учения. Дети приходят на урок «думать», не бояться высказывать свои мысли и суждения. Если допускаются ошибки, то они исправляются, но не наказываются ни замечанием, ни плохой оценкой. Ученик справился с работой – он молодец; заработал «+»; если же не получилось в этот раз – не беда, надо разобраться в своих ошибках, получится в следующий. Положительный настрой, и мотивация помогает детям легко и с увлечением учиться.

При правильной самооценке ученик начинает поощрять сам себя и внутри деятельности находить причину своего стимулирования.

Внутренний мир ребенка в основном определятся эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей.

Мотивация предполагает:

  1. морально-психологическую стимуляцию учебной деятельности, так называемый «внутренний двигатель»;
  2. стремление человека добиваться успеха в различных видах деятельности;
  3. поиск ответов на вопросы типа «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?», «Ради чего?».

Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач, создание ситуации успешности являются определяющими в эффективном формировании учебной мотивации и создают предпосылки для создания психологической комфортности в классе.

Сейчас мои ученики обучаются в первом классе, но уже на этапе рефлексии учебной деятельности могут оформить свой процесс познания в виде алгоритма:

  1. Чему мы научились на уроке?
  2. В чем отличие новой ситуации от ранее известных?
  3. Какой инструмент позволил нам выйти из затруднения?
  4. В чем мы видим применение полученных знаний?

В конце урока дети проговаривают новый алгоритм или определение понятия, указывают метод его построения и границы применения.

После этого, я всегда спрашиваю у ребят:

- Что на уроке у нас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

В этом случае акцентируется внимание на позитивных моментах в учебной деятельности ребенка, а негативные рассматриваются в конструктивном ключе.

Потом предлагаю детям подумать: «Как бы вы оценили свою работу на уроке?» Я придумала смайлики, которыми дети пользуются из урока в урок:

Я понял и могу объяснить

Я понял

Мне еще нужна помощь учителя

 Смайлики размещаются на магнитной доске, т.о. я охватываю всех учеников в понимании материала, и оценочные отношения становятся уже двусторонними. Ученика на уроке оценивает не только учитель, но и сам ученик оценивает свою работу.

Один из приемов стимулирования в моем классе – шкала успеха. В начале урока дети получают индивидуальные карточки, с начерченными шкалами, где отмечают с какими знаниями по теме они пришли на урок и  в конце урока, как знания по данной теме выросли. Опять же, ребенок видит, и свой рост по данной теме и переживает так ему нужную ситуацию успеха.    

Этап рефлексии деятельности можно закончить и игрой. Например, на уроке письма в 1-ом классе, при работе над алгоритмами букв, дети расшифровали слово «Спасибо» и ушли домой в хорошем настроении.

Можно предложить учащимся составить «Дерево успеха». Каждый из учеников выбирает цветовую карточку, оценивая свою работу на уроке:

  1. Зеленая – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
  1. Желтая – допустил неточность;
  2. Красная – надо постараться, и успех придет.

Листочки дети прикрепляют на дерево, и сразу видна картина класса. Каждый педагог использует множество приемов. Умелое их сочетание оптимизирует работу детей, делает ее разнообразной и интересной.

Изменение роли ученика влечет за собой изменение роли учителя. В соответствии с новой функцией он должен стать организатором и управленцем процесса саморазвития как отдельного ученика, так и класса в целом. Следовательно, он обязан создать в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее. И здесь безусловным требованием к организации учебного процесса является реализация принципа психологической комфортности:

  1. Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Принцип психологической комфортности поможет учителю реализовать свою функцию организатора учебной деятельности, а ученику – стать активным деятелем в процессе освоения учебного содержания. Не менее важно и то, что реализация этого принципа будет способствовать нормальному психофизиологическому развитию учащихся.

В учебном содержании принцип психологической комфортности реализуется с помощью различных приемов, способствующих переходу от логического восприятия к эмоциональному: использование сюжетов заданий, дающих детям положительный эмоциональный заряд; разнообразие видов деятельности, выполняемых на уроке; многофункциональная целевая направленность заданий.

По моему мнению, рефлексия собственной учебной деятельности формирует в сознании у детей алгоритм самостоятельного выхода из затруднения с разным типом мышления. Ребенок – «логик» запомнит структуру деятельности, а «образник» – запомнит состояние успеха и будет к нему стремиться. Таким образом, каждый из них получит инструмент саморазвития, который поможет ему стать творцом себя.

                             Полищук Ольга Николаевна-учитель начальных кл.                                              

        ГОУ ЦО №2006

        Лауреат Гранта Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия учебной деятельности.

Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....

Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке.

Тема:"Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке".Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается ...

Рефлексии учебной деятельности.

§Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и...

"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"

laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...

Рефлексия учебной деятельности как обязательный этап урока в условиях организации ФГОС

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозмож...

Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие.

Алализ анкет по теме "Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.   Рефлексия с установкой на саморазвитие"...

Рефлексия учебной деятельности

рефлексия,мотивация...