Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел» (математика, Зкласс)
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Лазарев Денис Андреевич

 

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел»

(математика, Зкласс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazarev_denis_andreevich_uchitel_nachalnyh_klassov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарев Денис Андреевич учитель начальных классов,

ГАУСОШ  № 577 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел»

(математика, Зкласс)


Класс:        3

Предмет:        Математика

Тема урока:        Умножение многозначных чисел.

Обучающие цели:        Повторение умножения на однозначные и двузначные числа, умножение на круглые числа, законы умножения, решение примеров на умножение на двузначное число универсальным способом.

Развивающие цели:        Построение модели нового способа умножения на двузначное число; понимание того, какой способ универсальный

Единица содержания образования: Способ умножения на двузначное число. Определе ние универсального способа.

Граница знания-незнания: дети знают, табличное умножение; умножение на однозначное( столбиком) и двузначное числа (с устным объяснением ); умножение на круглые числа (с устным объяснением и столбиком); законы умножения (сочетательный и распре делительный).

Типы диагностических заданий:

х 374

      2

х 37

   40

  1.  Реши, сделав подробную запись: 62х2
  2. Задание - «ловушка»: 27x15; 23x13

I этап «Понимание и постановка учебной задачи»

Задачи этапа:

1 .Фиксация в ходе детской рефлексии границы знания - незнания (рефлексия старого способа; рефлексия изменившихся условий; постановка учебной задачи)

2. Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация имеющихся знаний.

Создание «ситуации успеха»: дети хорошо владеют известными приёмами вычитания. Решение примеров

На закрепление решаем примеры

 

Дети при решении примеров воспроизводят
известные приёмы умножения, которые
будут необходимы далее как опорные:

х 374

      2

748

х 37

   40

1480

62х2=(60+2)х2=60х2+2х2= 124 27x15=27x5x3=405

Что мы знаем и умеем делать? Заполняется таблица знания-незнания.

Учитель фиксирует ответы, вывешивает схемы сочетательного и распределительного законов умножения.

Получается, мы все знаем по теме урока?

Проверим свои знания.

Запиши столбиком и реши:

х 374

      2

х 37

   40

Проверим запись и ответы каждого примера.

Реши, сделав подробную запись:

62x2

Есть ли вопросы на понимание?

27x15

Есть ли вопросы на понимание?

Знаю: таблицу умножения; умножение на однозначное число и на круглые числа, законы умножения (сочетательный и распределительный), умножение на двузначное число, пользуясь сочетательным законом например,

27x15=27x5x3.

Да, похоже, это урок повторения. (один человек решает за доской, остальные самостоятельно).

х 374

      2

748

х 37

   40

1480

Дети сравнивают записи в тетрадях и на доске.

Один ученик у доски.

62х2=(60+2)х2=60х2+2х2=124

Каким законом умножения воспользовались?

Ученик, выполнявший задание у доски: «Распределительным».

27x15=27x5x3=405

Каким законом умножения воспользовались?

Ученик, выполнявший задание у доски: «Сочетательным».

Выявление проблемы

Задание - «ловушка»:

- Следующий пример решаете самостоятельно, проверяем каждый ответ. 36x18

-Сколько получилось? Есть другие ответы? 23x13 = ... 

-Сколько получилось? Есть другие ответы?

Фиксация всех получившихся ответов учителем на доске рядом с примером.

-Могут ли быть в одном примере разные ответы? Что вы думаете об этом?

Наглядный и очень убедительный аргумент, позволяющий детям без сомнения признать правильный ответ как единственно верный в данном случае - ответ на калькуляторе.

- Как же убедиться, кто решил верно, а кто нет?

Дети берутся и решают предложенные примеры с установкой: «Я это знаю, могу решить успешно, без ошибок», ещё не понимая, что им предлагается «задание - ловушка».

При проверке дети фиксируют, что ответ у всех одинаковый и приём умножения применялся верно.

Фиксация, что в этом примере ответы почему-то получились разные.

Фиксация детьми противоречия: только один ответ может быть правильный, а их несколько.

Конкретный ученик должен убедиться, что это именно его ошибка, а не «сбой» кого-то другого.

Дети предлагают разные версии, которые учитель или другие ученики проблематизируют - проверяют на истинность.

В итоге обсуждения учитель или ученики предлагают сосчитать на калькуляторе

 

Рефлексия

1) Организация учителем детской рефлексии прежнего способа действий и проверки правильности его применения в данном случае

 - Какой способ использовали?

2) Организация учителем анализа изменившихся условий

-Почему до этого примера всё было правильно, ошибок не было, а с этим примером не справились?

3) Организация учителем уточнения границы незнания учеников для решения примеров данного вида

Тогда, какую цель мы поставим на урок. Какого типа наш урок?

Фиксирует ответы детей в таблице в графу «Не знаю».

С помощью калькулятора убеждаются в единственно правильном ответе, который фиксируют на доске.

Признание детьми, у которых калькулятор не подтвердил ответ, что это их собственная несостоятельность (их ошибка).

Дети проверяют правильность применения известных им и хорошо отработанных приёмов умножения, которые они пытались применить к последнему примеру. Фиксация, что в использовании приёма ошибок нет, однако ответы всё-таки разные (а раньше был один у всех).

Дети выявляют изменение условий: чем этот пример отличается от предыдущих и почему прежний приём применить нельзя. Предполагаемые ответы детей: Этот пример отличается от предыдущих: здесь способ умножения, который мы применяли до этого, не подходит для этого случая, т. к. 13 и 23 нельзя представить в виде произведения однозначных чисел (табличного умножения).

Постановка детьми учебной задачи:

Для решения таких примеров нужно найти способ умножения чисел на двузначное число, которое нельзя представить в виде произведения однозначных чисел (табличного умножения).

Организация открытия нового знания учащимися.

Ребята, посмотрите, сколько у нас знаний, которые помогут нам в решении поставленной учебной задачи.

Давайте попробуем решить этот пример. Как будем решать?

Вспомним правила работы в группе. Проверка понимания и «удержания» учебной задачи детьми: - Какую задачу будете решать сейчас в группах?

В группах.

Дети перечисляют правила групп. Работы.

Нужно найти способ умножения чисел на двузначное число, которое нельзя представить в виде произведения однозначных чисел (табличного умножения).

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:

  1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групп повой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
  2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
  3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма)

Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?

-Давайте выберем более удобный вариант решения и объясним, почему.

- Ребята, а что вам помогло решить такой непростой пример?

Давайте составим  модель способа умножения на двузначное число.

Как будем работать?

У нас получилось два способа умножения на двузначное число.

Какие?

Как вы думаете, какой способ универсальный и почему? 

Коллективная работа в группах. Работая в группах, дети решают пример.

  1. группа:

23х13=23х(10+3)=23х10+23хЗ=299

  1. группа:

23x13=23x2x6+23=299

Предъявление результатов работы групп. Вопросы друг другу на понимание.

Дети выбирают более простой способ решения первой группы.

Знания и дружная работа в группе.

В группе.

1 группа и 2 группы:

а х вс= а х (вО+с)=а х вО+а х с

1 )пользуясь сочетательным законом ах вс=ахмхк.

      ^

    МХК

2)пользуясь распределительным законом а х вс= а х (вО+с)=а х вО + а х с

Мы считаем, что последний, потому что его можно применять к любому двузначному числу, даже к тому, которое можно представить в виде произведения однозначных чисел.

Первичная диагностика понимания полученной модели и её применения Педагогическая задача:

Проверка понимания детьми полученной модели способа, умения «прочитать» модель и соотнести её с предлагаемыми примерами.

Задание 1:

- Выберите запись, соответствующую выведенному способу действия:

Аргументация своего выбора и способа умножения.

83х 29 = 83х(20+9) 84 х29=83х(24+5)

-найдите значение этого выражения. Задание 2:

- Предложите свой пример такого типа и решите его с объяснением у доски.

Дети выполняют задание, действуя в соответствии с полученной схемой (моделью).

IV этап «Реализация нового способа» Задачи этапа:

  1. Проверка умения применить модель при решении примеров.

Поиск ограничений применения данной модели при решении практических задач; уточнение и доработка модели.

1) Вставь пропущенные цифры:

65х39=65х(...0+...)=

247х27=249х(7+2...)=

2) Реши примеры:

53x17

321x13

Итоговый контроля усвоения

Задача:

Диагностика умения применить полученный способ (диагностика результата и способа решения): 84x12 (могут решить двумя способами)

Итоговая рефлексия

  1. Организация педагогической диагностики понимания и освоения новой единицы содержания.
  2. Организация самооценки и самокоррекции
  3. Рефлексия группового взаимодействия (если была групповая работа)

-Какую учебную задачу вы решали?

-Удалось ли её решить?

-Для какой ситуации подходит полученный вами приём?

-Как же умножать такие числа?

-В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть?

-Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?

-Что бы вы изменили в работе групп в следующий раз для более эффективной работы?

Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке

Рефлексия области применения данного способа, модели

Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка

Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)

Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема:  «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)...

Урок на тему: «Умножение многозначного числа на круглое число» (4 класс)

В основу урока положена групповая работа, которая играет положительную роль в учебно-воспитательной работе. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Самостоятельная работа по математике по теме "Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение круглых чисел"

Самостоятельная работа по математике по теме "Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение круглых чисел."...

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме  «Умножение многозначного числа на однозначное»   4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...

Конспект урока "Деловая игра. Сложение и вычитание многозначных чисел" математика 4 класс.

Конспект урока по математике. Деловая игра. Мложение и вычитание многозначных чисел. 4 класс...