Тематическое планирование уроков математики в 1 классе (ШКОЛА РОССИИ)
календарно-тематическое планирование (математика, 1 класс) на тему

Федорова Юлия Васильевна

Планирование для учебника Моро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_moro_1_klass_moe.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка.

                Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она разработана по программе Образовательной системы «Школа России», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В основе построения данного курса лежит концепция  гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.  В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

В  1 классе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность: 4 раза в неделю 132 ч.

Исходя из общих положений концепции математического образования, рабочая программа по математики призвана решать следующие задачи:

1.    Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

2. Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

3.  Сформировать умение учиться;

4. Сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

5.  Сформировать представление о математике как части общечеловече ской культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

6.  Сформировать устойчивый интерес к математике;

7.         Выявить и развить математические и творческие способности.

В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней.

Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводит к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов - к точным формулировкам и доказательствам.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицание того, что учащийся знает.

Общая характеристика учебного процесса.

Одной из основных задач построения предлагаемого курса математики является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции образования, перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения школьниками, на развитие умений оперативно находить, и использовать эту информацию наиболее эффективно, на формирование учебно-познавательной деятельности школьника. Для этого сам процесс учения должен быть творческим. Основным, хотя и не единственным, путем, обеспечивающим творческое усвоение знаний, является проблемно-диалогическая технология введения новых знаний.

Используя ее, учитель не дает готовых знаний, а дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении задач и рассмотрении вопросов особого рода, называемых проблемными. В этом случае ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные мотивы (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда: напряженных поисков, преодоления сложностей, прохождения пути от озарений и догадок до решений). Такое обучение позволяет заменить уроки объяснения нового материала уроками «открытия» знаний.

Предполагаемые результаты.

Уроки проводятся на основе проблемно-диалогической технологии.

В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин .

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются первоначальные общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов: простое заучивание правил определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта, поиску общего и различного во внешних признаках , Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения характерные признаки, Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания .

В процессе изучения математики осуществляется знакомство математическим языком, формируются речевые умения.

Математическое содержание развивает организационные умения: планирование этапов работы, определение последовательности, учит осуществлять контроль и оценку, поиск путей преодоления ошибок.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по математике.

Тема

Часы

Знания, умения, навыки.

1 Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

 

11 ч.

   

 

  1. Уметь сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче.
  2. Уметь сравнивать предметы по форме: круглый, квадратный, треугольный и другие.
  3. Иметь пространственные представления о взаимном расположении предметов.
  4. Знать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
  5. Знать временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

2. Числа от 0 до 10 и число 0:

 Нумерация.

 

_________________

 

  Сложение и вычитание.

85 ч.

  31 ч

_____

54 ч.

 

  1. Знать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.
  2. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10.
  3. Знать состав чисел в пределах 10.
  4. Знать, как получить при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.
  5. Уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10.
  6. Уметь выполнять вычисления в примерах вида 4+1, 4 -1 на основе знаний по нумерации.
  7. Знать математические понятия: равенства, неравенства.
  8. Знать математические понятия: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломаная, многоугольник, углы, вершины, стороны многоугольника.
  9. Уметь чертить отрезки с помощью линейки и измерять их длину в см.
  10. Уметь решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).

________________________________________________

  1. Знать конкретный смысл и название действий сложения  и вычитания.
  2. Знать и использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
  3. Уметь находить значение числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
  4. Знать переместительное свойство сложения.
  5. Знать и уметь применять приёмы вычислений:

- при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;

- при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

  6.  Знать таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

  7.  Уметь выполнять сложение и вычитание с числом 0.

  8.  Уметь находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

  9. Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

3. Числа от 1 до 20:

Нумерация.

_________________

Табличное сложение и вычитание.

32 ч.

12 ч.

20 ч.

1.  Знать название, последовательность и обозначение чисел от 11 до 20.

2.  Уметь читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20.

  1. Знать десятичный состав чисел в пределах 10.
  2. Знать, как получить при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.
  3. Уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20.
  4. Уметь выполнять вычисления в примерах вида 10+7, 17-7, 17-10.
  5. Знать единицу времени: час.
  6. Уметь определять время по часам с точностью до часа.
  7. Знать единицы длины: см и дм, соотношение между ними.
  8.  Знать единицу массы: кг.
  9.  Знать литр.

________________________________________________

  1. Уметь выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.
  2. Знать таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания.
  3. Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

4. Итоговое повторение.

 

4 ч.

  1. Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20.
  2. Знать названия и обозначение действий сложения и вычитания.
  3. Знать таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
  4. Уметь считать предметы в пределах 20.
  5. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
  6. Уметь находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок).
  7. Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  8. Уметь решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Компетенции:

- умение организовывать собственную учебную деятельность (подготовка рабочего места к предстоящим занятиям, планирование учебной деятельности, умение принимать учебные задачи; сформулированные учителем, и самостоятельно формулировать свои учебные цели и задачи);

- умение воспринимать и понимать информацию, поступающую из разных источников (слушать, наблюдать, читать);

- умение логически перерабатывать информацию (анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, обосновывать свои суждения);

- умение диагностировать и корректировать собственную учебную деятельность (оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).

- умение ставить и решать познавательные задачи, нестандартные задачи, решать проблемные ситуации – их создание и разрешение, проводить исследование, интеллектуальная деятельность.

Уметь играть, учиться, трудиться.

Учебно - методического обеспечение.

Учебно-методический комплект:

Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2008-2010 год

Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2010

Бантова М.А.  Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2006.

Поурочные разработки по математике/ Е.П. Сефилова, Е.А.Поторочина – «ВАКО» Москва 2008 год.

Демонстрационные пособия.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.

Учебно - практическое оборудование

Объекты (предметы для счёта).

Пособия для изучения состава чисел.

Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.

Список литературы.

1. Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2010г.

2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия»

3. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»

4. Задания развивающего характера» Т.А.Лавриненко

5. Тренинговая тетрадь «Простые и составные задачи на нахождение площади и периметра»

6. «Внеклассное занятие в начальной школе» Г.Т. Дьячкова

7. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Е.В.Языканова

8. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными играми 9. и задачами» О.Р.Узорова

10. Справочник для начальной школы. О.Ю.Корчагин

11. Контрольные работы в начальной школе. С.И.Волкова

12. «Праздник числа» В.Волина

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

(1 класс – 132 часа)

Авторы – М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова,

С. В. Степанова

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид урока

1

I ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Счет предметов (использование количественных и порядковых числительных).

2

Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

3

Пространственные представления (вверх, вниз, слева, справа).

4

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

5

На сколько больше, на сколько меньше?

6

На сколько больше, на сколько меньше?

7

Закрепление  и повторение изученного.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

8

Закрепление  и повторение изученного.

9

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ.

Много. Один. Письмо цифры 1.

10

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

11

Число 3. Письмо цифры 3.

12

Знаки «+»,  «-»,  «=» (прибавить, вычесть, получится).

13

Число 4. Письмо цифры 4.

14

Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

15

Число 5. Письмо цифры 5.

16

Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых.

17

Закрепление изученного материала.

18

Точка, прямая линия, кривая линия, отрезок.

19

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

20

Закрепление изученного.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

21

Знаки «больше», «меньше», «равно».

22

Равенство. Неравенство.

23

Многоугольники.

24

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

25

Числа 6, 7. Письмо цифры 7.

Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» (работа проводится в течение всего полугодия).

26

Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

27

Числа 8, 9. Письмо цифры 9.

28

Число 10. Запись числа 10.

29

Числа от 1 до 10. Закрепление.

Сантиметр.

30

Единица длины сантиметр.

31

Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …».

32

Число 0.

33

Закрепление. Сложение и вычитание с числом 0.

34

Закрепление. Состав чисел 2 – 5.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

35

Закрепление изученного.

36

Закрепление изученного.

  37

II ЧЕТВЕРТЬ (28 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Сложение и вычитание вида + 1,  - 1. Знаки «+», «-», «=».

38

Сложение и вычитание вида  -1-1, + 1+1. Приемы вычислений.

39

Сложение и вычитание вида  -1-1, +1+1.  Приемы вычислений.

40

Сложение и вычитание вида  +2+2, -2-2. Приемы вычислений.

41

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.

42

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.

43

Задача (условие, вопрос).

Математический диктант.

Математич. диктант

44

Задача (условие, вопрос).

45

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

46

Сложение и вычитание вида  +2, - 2. Составление и разучивание таблицы.

47

Сложение и вычитание вида  +, - 2. Составление и разучивание таблицы.

48

Присчитывание и отсчитывание по 2.

Контрольный устный счет.

Контрольный устный счет

49

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

50

Составление и решение задач по краткой записи.

51

Решение задач, вычисления  вида +2, - 2.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

52

Решение задач. Закрепление.

53

Сложение и вычитание вида  +3, -3. Приемы вычислений

54

Решение текстовых задач.

55

Вычисления вида +3, - 3. Решение текстовых задач.

56

Сложение и вычитание вида  +3, -3. Составление и разучивание таблицы.

57

Сложение и вычитание вида  +3, -3. Составление и разучивание таблицы.

58

Сложение и соответствующие случаи состава чисел +3.

59

Сложение и соответствующие случаи состава чисел +3.

60

Решение задач.

Контрольный  математический диктант.

Математич. диктант

61

Таблица сложения и вычитания  вида + 2, 3, - 2, 3. Закрепление.

62

Таблица сложения и вычитания  вида + 2, 3, - 2, 3.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

63

Работа над ошибками. Закрепление.

64

Таблица сложения и вычитания вида + 2, 3, - 2, 3.  Контрольный устный счет.

Контрольный устный счет

65

III ЧЕТВЕРТЬ (40 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Закрепление. Решение задач. Состав чисел.

66

Закрепление. Решение задач.

67

Закрепление изученного.  Сложение и вычитание вида

 + 1, 2, 3; -1, 2, 3.

68

Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

69

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

70

Сложение и вычитание вида + 4 , - 4. Приемы вычислений. Закрепление изученного.

71

Задачи на разностное сравнение чисел.

72

Задачи на разностное сравнение чисел.

73

Сложение и вычитание вида + 4, - 4. Составление и разучивание таблицы.

74

Закрепление.

Проверочная работа

Проверочная работа.

75

Перестановка слагаемых.

76

Приемы вычислений вида + 5, 6, 7, 8, 9.

77

Приемы вычислений вида + 5, 6, 7, 8, 9. Таблица.

78

Сложение и соответствующие случаи состава чисел.

79

Закрепление изученного.

80

Закрепление изученного.

Проверочная работа

Проверочная работа.

81

Связь между суммой и слагаемыми.

82

Связь между суммой и слагаемыми.

83

Закрепление изученного.

84

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

85

Вычитание вида 6 - , 7 - . Состав чисел 6, 7.

86

Вычитание вида 6 - , 7 - . Состав чисел 6, 7. Закрепление.

87

Вычитание вида 8 - , 9 -. Состав чисел 8, 9.

88

Вычитание вида 8 - , 9 -. Состав чисел 8, 9. Закрепление.

89

Вычитание вида 10 -.

90

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

91

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Проверочная работа

Проверочная работа.

92

Килограмм. Литр.

93

Закрепление. Подготовка к контрольной работе.

94

Контрольная работа.

Контрольная работа.

95

Работа над ошибками.

96

Числа от 1 до 20. Нумерация. Названия и последовательность чисел.

97

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

98

Запись и чтение чисел.

99

Дециметр.

100

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.

101

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.

102

Закрепление изученного.

103

Подготовка к введению задач в два действия. Повторение. Нумерация в пределах 20.

104

Подготовка к введению задач в два действия. Повторение. Нумерация в пределах 20.

105

IV ЧЕТВЕРТЬ (28 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (продолжение)

Ознакомление с задачей в два действия.

Повторение. Геометрический материал.

106

Решение задач в два действия. Повторение. Геометрический материал.

107

Проверочная работа.

Проверочная работа.

108

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Повторение. Состав чисел.

109

Сложение вида + 2, + 3. Повторение. Состав чисел 2,3.

110

Сложение вида  + 4. Повторение. Состав числа 4.

111

Сложение вида  + 5. Повторение. Состав числа 5.

112

Сложение вида + 6. Повторение. Состав числа 6.

113

Сложение вида + 7. Повторение. Состав числа 7.

114

Сложение вида + 8, + 9. Повторение. Состав чисел 8, 9.

115

Таблица сложения. Повторение. Единицы длины.

116

Закрепление изученного. Повторение. Сравнение чисел и выражений.

117

Закрепление изученного.

Проверочная работа.

Проверочная работа.

118

Общие приемы вычитания с переходом через десяток. Повторение. Решение задач.

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

119

Вычитание вида 11 -. Повторение. Состав чисел.

120

Вычитание вида 12 -. Повторение. Увеличить, уменьшить.

121

Вычитание вида 13 -. Повторение. Состав чисел.

122

Вычитание вида 14 -. Повторение. Многоугольники.

123

Вычитание вида 15 -. Повторение. Состав чисел.

124

Вычитание вида 16 -. Повторение. Решение задач.

125

Вычитание вида 17 -, 18 -. Повторение. Состав чисел.

126

Закрепление изученного. Повторение. Ломаная линия, звенья.

127

Закрепление изученного. Подготовка к контрольной работе.

128

Контрольная работа.

Контрольная работа.

129

Работа над ошибками.

130

Закрепление изученного. Чему мы научились.

131

Закрепление изученного. Чему мы научились.

132

Закрепление изученного. Чему мы научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике 3 класс"Школа России" под ред. А Плешакова

Календарно- тематическое планирование уроков по математике в  3 классе по программе "Школа России"под ред. А. Плешакова....

Тематическое планирование по математике 3 класс "Школа России"

МАТЕМАТИКАПрограмма обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» авторов М.И.Моро и др. для 1 – 4 классов (М. Просвещение).Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Калягин, М. А. Бантова, Г...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно-тематическое планирование уроков математики по программе " Школа России" для 2 класса.

Хотелось бы, чтобы составленное мною календарно-тематическое планирование по математике, программа "Школа России" для 2 класса по новым требованиям ФГОС, облегчило труд учителю и пригодилось для уроко...

Календарно - тематическое планирование уроков математики, 4 класс, "Школа России"

Календарно - тематическое планирование уроков математики, 4 класс, "Школа России"...