рабочие программы 2класс школа 2100
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Данные рабочие программы разработаны и составлены в соответствии с ФГОС для УМК школа 2100. сборник содержит рабочие программы по предметам :математика,русский язык, литература. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рассмотрено на М/С                   Согласовано на педсовете                Утверждаю   директор школы                                                                                                                                                  

Протокол №_ от___                     Протокол №_ от _______                   Приказ № _ от ______

Федотова Е. Н.                                Федотова Е. Н.                                      Т. З. Абоносимова      

                             Учебная рабочая программа

                                                        2-б класса

                                              по математике

                      Федеральный государственный образовательный стандарт.

                                  Образовательная система «Школа 2100»

                            Примерная основная образовательная программа.

                   Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы

                             /Под  науч. ред. Д. И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2011

                                                                                                           Составитель:

                                                                                                   Белоносова Т. В.,

                                                                                           Учитель начальных классов

                                     2012-2013 учебный год

     

    Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственно стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы»Математика»(авторы: 2 класс, в трёх частях авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

     Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи».

Количество часов на изучение программы           136

Количество часов в неделю                                      4

Цель курса- обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Содержание учебного предмета.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики.

Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое    число, число как мера величины.

При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений.

При ознакомлении с письменными приемами важное  значение придется алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин. Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов.

Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.

У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно*методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе

открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит, развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.

          Содержание программного материала.  

Числа и операции над ними.

 Сложение и вычитание чисел.

Величины и их измерения.

Текстовые задачи.

Элементы алгебры.

 Элементы геометрии.

Элементы стохастики.

Повторение.        

            Планируемые результаты.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов  освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.        

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

                 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;

использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;

осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

решать простые задачи:

раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

на разностное и кратное сравнение;

находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;

измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;

пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см², 1 дм².

выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;

решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;

находить значения выражений вида а ± 5; 4 − а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;

решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;

находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;

чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;

записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

заполнять магические квадраты размером 3×3;

находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Учебный методический комплект:

«Программа  (Образовательная система «школа 2100». Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М. : Баласс, 2011)

Математика» Учебник для 2 класса в 3 частях

Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких   (Москва  «Баласс» 2012 г.)

«Математика. 2 класс» (Методические рекомендации для учителя)

Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких   (Москва «Баласс» 2012 г.)

Литература для обучающихся.

«Математика» Учебник для 2 класса в 3 частях

Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких   (Москва  «Баласс» 2012 г.)

Контрольные работы к учебнику «Математика» 2 класс

Авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин      (Москва «Баласс» 2012 г.)

Дидактический материал к учебнику «Математика» 2 класс

Авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова   (Москва «Баласс» 2012г.)

Материально техническое обеспечение программы

Специальное оборудование:

Объекты, предназначенные для демонстрации счета;

Наглядные пособия для изучения состава числа;

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления;

Модели геометрических фигур;

Демонстрационные таблицы сложения и умножения;

Электронно-программное обеспечение:

компьютер;

проектор;

диски с дидактическими играми по математике;

презентации;

выход в интернет.

Ключевые слова.

Сумма

Разность

Выражение

Сложение

Вычитание

Частное делитель произведение

Множитель

Периметр

Сантиметр

Плоскость

Углы

Задачи

         Тема урока

Кол-во часов

 Дата

Примечание

1

Действия сложения и вычитания

1

2-4

Сложение и вычитание чисел.

3

5

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел».

1

6

Сложение и вычитание чисел.

1

7-9

Высказывания

3

10

Переменная

1

11-12

Выражения с переменной

2

13-15

Уравнения

3

16-17

Порядок действий в выражении

2

18

Сочетательное свойство сложения

1

19

Группировка слагаемых

1

20

Вычитание суммы из числа

1

21

Переместительное и сочетательное свойства сложения

1

22

Вычитание суммы из числа

1

23

Сложение и вычитание чисел

1

24

Контрольная работа по теме «сложение и вычитание чисел в пределах 20».

1

25

Плоские и объемные фигуры

1

26

Плоскость

1

27

Обозначение геометрических фигур

1

28

Острые и тупые углы

1

29

Плоские и объемные фигуры

1

30

Числа от 20 до 100

1

31-32

Числа от 1 до 100

2

33

Метр .

1

34

Числа от 1 до 100

1

35

 Контрольная работа по теме «нумерация в пределах 100».

1

36

Числа от 1 до 100

1

37-46

Сложение и вычитание двузначных чисел

10

47

 Периметр.

1

48-50

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик

3

51

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

1

52

Сложение и вычитание чисел

1

53

 Решение задач.

1

54-55

Сложение и вычитание чисел

2

56-58

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик

3

59-62

Сложение и вычитание чисел

4

63

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел»

1

64

Решение задач , выражений.

1

65-66

Площадь фигур.

2

67-68

Единицы площади.

2

69

Сложение и вычитание чисел.

1

70-71

Умножение.

2

72

Множитель, произведение.

1

73

Переместительное свойство умножения

1

74

Умножение с нулем и единицей

1

75-76

Умножение числа 2

2

77

Деление

1

78

Умножение и деление чисел

1

79

Четные и нечетные числа

1

80

Делимое, делитель, частное

1

81

Таблица умножения и деления на 3

1

82-83

Порядок действий в выражении

2

84

Таблица умножения и деления на 4

1

85

Площадь прямоугольника

1

86

Контрольная работа по теме « Умножение и деление на 2 , 3 , 4».

1

87-88

Умножение и деление  чисел

2

89

Таблица умножения и деления на 5

1

90

Периметр квадрата и прямоугольника.

1

91

Умножение и деление  чисел

1

92

Деление с нулем и единицей

1

93

Цена, количество, стоимость

1

94

Умножение и деление  чисел

1

95

Таблица умножения и деления на 6

1

96-98

Уравнения.

3

99

Таблица умножения и деления на 7

1

100

Контрольная работа по теме « умножение чисел».

1

101-102

Умножение и деление  чисел

2

103

Время. Единица времени – час

1

104

Решение задач.

1

105

Окружность

1

106

Круг .

1

107-108

Увеличить в… Уменьшить в…

2

109

Таблица умножения и деления на 8 и 9

1

110

Больше в… Меньше в…

1

111-113

Решение задач

3

114

Контрольная работа по теме «Умножение».

1

115

Решение задач

1

116

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

1

117-119

Арифметические действия над числами

3

120

Умножение и деление на 10

1

121

Арифметические действия над числами

1

122-123

Алгоритм. Блок схема Алгоритмы с условием

2

124-125

Арифметические действия над числами

2

126

Контрольная работа по теме « умножение и деление чисел».

1

127

Умножение и деление чисел.

1

128

Повторение . Нумерация в пределах 100.

1

129-130

Повторение . Умножение и деление.

2

131

Повторение. Порядок действий в выражении.

1

132

Повторение. Решение уравнений.

1

133

Повторение.  Решение  задач.

1

134-136

Повторение. Арифметические действия над числами.

3



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на М/С                   Согласовано на педсовете                Утверждаю   директор школы                                                                                                                                                  

Протокол №_ от___                     Протокол №_ от _______                   Приказ № _ от ______

Федотова Е. Н.                                Федотова Е. Н.                                      Т. З. Абоносимова      

                             Учебная рабочая программа

                                                        2-б класса

                                              по русскому языку

                      Федеральный государственный образовательный стандарт.

                                  Образовательная система «Школа 2100»

                            Примерная основная образовательная программа.

                   Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы

                             /Под  науч. ред. Д. И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2011

                                                                                                           Составитель:

                                                                                                   Белоносова Т. В.,

                                                                                           Учитель начальных классов

                                     2012-2013 учебный год

                                  Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственно стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы»Русский язык»(авторы: Р. Н.  Бунеев ), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

  Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое  и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Курс изучения русского языка рассчитан на 170ч в год при 5часах в неделю.

Цель курса :

развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи курса:

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

формирование у детей чувства языка;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и

правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

Основное содержание

        В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

        В 2 классе дети закрепляют признаки предложения, знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме; читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

        Усугубляется понятие о тексте. Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка чтения.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Содержание программного материала

 Слово (введение)      6ч                                                                                      

Предложение              11ч                                                                                      

Текст                              12ч                                                                                      

Слова, которые отвечают на вопрос что?,  кто?                                      6ч

Слова , которые отвечают на вопросы какой? , какая?                         10ч                                                                                                              

Слова , которые отвечают на вопросы что делает?, что делал?            7ч

Связь слов в предложении                                                                       8ч            

Слова, к которым нельзя задать вопрос                                                   8ч

Части слова(корень, приставка, суффикс)                                              16ч                                                                                                    

Алфавит. Написание большой буквы в словах                                      13ч                                                                                                              

Правописание буквосочетаний                                                                14ч  

Разделительные ь  и ъ                                                                               15ч    

Безударный гласный в корне                                                                    17ч  

Парные согласные звуки в конце слова                                                  14ч                                                                                                              

Повторение                                                                                                13ч                                                                                                              

                                                             

                                   Планируемые результаты

                 Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Ученики должны знать:

– признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;

– пары согласных по глухости и звонкости и твердости и мягкости;

– обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

– названия, порядок букв русского алфавита;

– правила переноса слов;

– названия частей слова (кроме окончания);

– признаки предложения и текста;

– изученные орфограммы.

Ученики должны уметь:

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с

непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее

заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

       Литература для учителя.

«Программа  (Образовательная система «школа 2100». Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М. : Баласс, 2011)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса– М.:Баласс, 2012г.

Бунеева Е.В., Комиссарова Л,Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1и2 классы. Методические рекомендации для учителя. М.Баласс,2011г.

                 Литература для обучающихся.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса– М.:Баласс, 2012г.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс:варианты 1,2. – М.Баласс,2012г.

Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) (к учебнику «Русский язык 2 класс/Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой) – М.:Баласс,2012г.

Материально техническое обеспечение программы

Специальное оборудование:

алфавит;

таблицы к основным разделам материала.

Электронно-программное обеспечение:

компьютер;

проектор;

диски с программным материалом;

презентации;

выход в интернет

                    Ключевые слова

Лексика

Предлоги

Части речи

Родственные слова

Части слова

Алфавит

.

  Тема урока

Кол-во часов

Дата          

Примечание

1

Вводный урок. Знакомство с учебником .

1

2-3

Что мы знаем о слове. Лексическое значение слова.

2

4

Как устроен наш язык.

1

5

« Опасные места» в словах русского языка .  Проверочное списывание.

1

6

« Опасные места» в словах русского языка .  

1

7

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения.

1

8

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам.

1

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1

10-11

Списывание предложений и оформление их на письме.

2

12

Конструирование предложений.

1

13-14

Знаки препинаний в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией.

2

15

 Что мы знаем о предложении?

1

16

Проверочная работа по теме « Предложение».

1

17

Что мы знаем о предложении . Обобщение .

1

18

Признаки текста.

1

19

Роль заглавия в тексте.

1

20-21

Связь заглавия с главной мыслью текста.

2

22-23

Озаглавливание  текстов.

2

24-26

Конструирование текстов, предложений.

3

27

Признаки текста, его отличие от набора предложений.

1

28

Проверочная работа по теме « Текст».

1

29

Озаглавливание текстов.

1

30

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1

31

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы.

1

32

Объединение слов в тематические группы.

1

33

Конструирование сочетаний слов и предложений.

1

34-35

Развитие умения ставить вопросы кто? Что? К словам.

2

36

Наблюдение над словами –признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1

37-39

Как связаны между собой слова-названия  и слова-признаки.

3

40

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Какой? …

1

41-42

Развитие умения подбирать слова-признаки.

2

43

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Какой? …

1

44

Проверочная работа по теме « Слова , отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? …

1

45

 Обобщение по теме « Слова , отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? …

1

47-48

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

2

48-49

Вопросы к словам , обозначающим действие предмета.

2

50-52

 Грамматическая основа предложения.

3

53-54

Как связаны слова в предложении. Вопросы от слова к слову в предложении.

2

55-57

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

3

58

Проверочная работа по теме «Слова , обозначающие действие предмета.

1

59-60

Слова , отвечающие на вопросы  что делает?...

2

61

Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи.

1

62

Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий.

1

63-66

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

4

67

Проверочная работа по теме « слова, к которым нельзя задать вопрос».

1

68

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

69

Наблюдение над однокоренными словами.

1

70-71

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

2

72-73

Распознавание однокоренных слов.

2

74

Роль суффикса в слове. Определении суффикса.

1

75-76

Развитие умения находить в словах суффиксы.

2

77

Разбор слова по составу. Проверочное списывание.

1

78

Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

79

Развитие умения находить в словах приставки  и образовывать новые слова.

1

80

Значение приставки. Слитное написание приставок.

1

81-82

Развитие умения различать приставки и предлоги.

2

83

Проверочная работа по теме « Части слова».

1

84

Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

85

Закрепление знания порядка букв русского алфавита.

1

86-91

 Нарицательные существительные. Имена собственные. Заглавная буква.

6

92

Почему одно и то же слово может быть написано и заглавной, и с маленькой буквы.

1

93-94

Упражнение в написании имен собственных.

2

95

Упражнение в написании имен собственных. Сочинение по картине.

1

96

Диктант по теме «Написание слов с заглавной буквы».

1

97

Упражнение в написании имен собственных.

1

98

Написание букв и, у, а после шипящих.

1

99

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1

100-101

Упражнение в написании буквы и после ж и ш.

2

102

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.

1

103-104

Упражнение в написании буквосочетаний ча –ща.

2

105

Наблюдение за написанием буквы упосле ч и щ.

1

106-107

Упражнение в написании буквосочетаний чу –щу.

2

108-109

 Упражнение в написании  букв и, у, а после шипящих.

2

110

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча –ща, чу – щу.

1

111

Упражнение в написании  букв и, у, а после шипящих.

1

112

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1

113

Буква ь знак на конце и в середине слова. Перенос слов  с буквой ь в середине слова.

1

114

Правописание буквы ь знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

115

Слова , в которых пишется и не пишется буква ь знак.

1

116-117

Правописание слов с буквосочетаниями чн ,  ЧК, щн и с буквой ь знак.

2

118

Звук й и его обозначение на письме.

1

118-120

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным ь знаком.

3

121-122

Правописание слов с разделительным ь знаком и с ь для обозначения мягкости согласного на письме.

2

123-124

Правописание слов с разделительным ъ знаком.

2

125

Контрольный диктант по теме «правописание букв ь и ъ знаков».

1

126

Правописание слов с разделительным ъ  и ь знаками.

1

127

Развитие умения делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение.

1

128-130

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным в корне слова.

3

131-133

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

3

134

Упражнение в подборе однокоренных проверочных  слов . свободный диктант.

1

135-137

Как действовать , чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.

3

138

 Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

1

139

Диктант по теме « Безударные гласные в корне слова».

1

140-142

Как действовать , чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.

3

143

Обобщающий урок по разделу « Безударные гласные в корне», в форме игры «Счастливый случай».

1

144

Оглушение звонких согласных в конце слова.

1

145

Знакомство с новой орфограммой.

1

146-149

Развитие умения писать слова  с проверяемыми согласными в конце слова.

4

150-152

Упражнение в написании парной согласной в конце слова.

3

153

Обучающее изложение. Упражнение в написании слов с парной согласной.

1

154-155

Упражнение в написании парной согласной в конце слова.

2

156

Проверочный диктант по теме «Правописание звонких и глухих согласных в конце слова».

1

157

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных в конце слова».

1

158

Повторение по теме «Текст».

1

159

Повторение по теме «Предложение».

1

160

Обучающее изложение по теме»Предложение».

1

161-163

Слово. Состав слова. Однокоренные слова.

3

164-165

Повторение изученных орфограмм.

2

166-167

Слово. Состав слова. Однокоренные слова.

2

168-169

«Правописание звонких и глухих согласных в конце слова».

2

170

Контрольный диктант за год по теме « Повторение».

1



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на М/С                   Согласовано на педсовете                Утверждаю   директор школы                                                                                                                                                  

Протокол №_ от___                     Протокол №_ от _______                   Приказ № _ от ______

Федотова Е. Н.                                Федотова Е. Н.                                      Т. З. Абоносимова      

                             Учебная рабочая программа

                                                        2-б класса

                                              по литературному чтению

                      Федеральный государственный образовательный стандарт.

                                  Образовательная система «Школа 2100»

                            Примерная основная образовательная программа.

                   Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы

                             /Под  науч. ред. Д. И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2011

                                                                                                           Составитель:

                                                                                                   Белоносова Т. В.,

                                                                                           Учитель начальных классов

                                     2012-2013 учебный год

           Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственно стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса по литературному чтению,  задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы»Литературное чтение» разработанной (авторы: Р. Н.  Бунеев Е. В. Бунеева ), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

Курс изучения литературного чтения рассчитан на 136ч по 4ч в неделю.

Цель курса :

Формирование читательской компетенции младшего школьника

 В начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать

Задачи курса:

формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Основное содержание

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. 

Линии, общие с курсом русского языка:

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

приобщение к литературе как искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора  разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло…

Содержание программного материала

«Там, на неведомых дорожках…»    (25ч)

Сказочные человечки                         (29ч)

Сказочные богатыри                           (14ч)

«Сказка мудростью богата…»           (21ч)

«Сказка – ложь, да в ней намек…»    (22ч)

«Самое обыкновенное чудо»              (25ч)

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

   

                  Планируемые результаты

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  и  ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или  плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является  формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

– слушать и понимать речь  других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

 – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология  продуктивного чтения и  организация  работы в  парах и  малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под- ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

– размышлять о характере и поступках героя;

– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

– относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

В результате обучения литературному чтению  ученик должен уметь:

осознанно, правильно и выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

высказывать свое отношение к прочитанному, своего понимания авторского замысла;

относить произведение к одному из жанров (сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка),  различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.

                    Ключевые слова

Литература

Рассказ

Стихотворение

Поэзия

Автор

Жанр

Герои

Былины

Сказки

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

                                 Литература для учителя.

«Программа  (Образовательная система «школа 2100». Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М. : Баласс, 2011)

«Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)

Учебник для 2 класса в 2-х частях   Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева.

(Москва  «Баласс» 2012г.)

Тетрадь по литературному чтению для 2 класса

Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева.

(Москва  «Баласс» 2012г.)

Уроки литературного чтения во 2-м классе

(Методические рекомендации для учителя)

Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева

(Москва «Баласс» 2012 г)

                 Литература для обучающихся.

Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)

Учебник для 2 класса в 2-х частях

Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева.

(Москва  «Баласс» 2012г.)

Тетрадь по литературному чтению для 2 класса

Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева.

(Москва  «Баласс» 2012 г.)

Материально техническое обеспечение программы

Специальное оборудование:

Иллюстрации к литературным произведениям

Портреты писателей

Электронно-программное обеспечение:

компьютер;

проектор;

диски ;

презентации;

 Интернет ресурс:school-collection.edu.ru/

 Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Вводный урок.

Приглашение в большой мир литературы

1

2

Внеклассное чтение . книги, прочитанные летом.

1

3

Мир сказок нашего детства  Б. Заходер «Сказочка». «Моя вообразилия».

1

4-5

Народная сказка. Сказка «Иван –крестьянский сын и чудо – юдо».

«Законы» волшебной сказки

2

6

Как сказки сказываются

1

7-9

«Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок» Приметы волшебной сказки

3

10

«Добрым молодцам урок» Пушкин  « Сказка о рыбаке и рыбке».

1

11

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

1

12-13

Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

14-16

Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» . «Какова работа, такова награда».  От сказки народной к сказке авторской

3

17-19

Как сказы сказываются? Чему учат сказы и сказки? П. Бажов «Серебряное копытце».

3

20-22

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Добро побеждает зло

3

23

Всех скороговорок не перескороговоришь

1

24

Обобщение по разделу

«Там на неведомых дорожках»…

1

25

Внеклассное чтение . Мир волшебных сказок.

1

26

Введение в раздел. В стране Вообразилии

1

27-31

Знакомство с Муми-семейством Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Сказочная повесть Т. Янссон  Герои сказки «Шляпа Волшебника»

5

32

Опасное путешествие Бильбо Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит».

1

33

Путешествие продолжается

1

34-35

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

2

36-37

Авторская сказочная повестьДж. Р. Р. Толкина «Хоббит»

2

38

Смешная история А. Милн «Винни-Пух».

1

39-40

Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух»

2

41

Песенки сказочных героев

1

42

Уроки Мальвины А. Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

43

Друзья и враги Буратино

1

44-45

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

2

46

Сказочный герой Чиполлино и его семья Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

1

47-48

Чиполлино приходит на помощь Чиполлино – настоящий герой

2

49

Фантазии Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на кыше».

1

50-51

Кто же такой Карлсон? Карлсон – воплощение детской мечты

2

52

Обобщение по разделу.

«Сказочные человечки».

1

53

Сочинение-рассказ о сказочном человечке

1

54

Внеклассное чтение . любимые герои –сказочные человечки.

1

55

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

56

Былина как фольклорный жанр

1

57-58

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

2

59

Илья Муромец – богатырь земли Русской

1

60-61

Илья Муромец – любимый народный бо Сравнение богатырской сказки и былины гатырь

2

62

Чем силен человек? Киргизская сказка «Дыйканбай дэв».

1

63

Богатырская сказка киргизского народа

1

64

Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «богатырь Назнай».

1

65

«Богатырь» Назнай

1

66

Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»

1

67

Мечты о смелых и отважных.

1

68

Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой.

1

69

Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

1

70

Как мудрость в жизни помогает? Татарская сказка «мудрый старик».

1

71

Чему учит бытовая сказка «мудрый старик».

1

72

Киргизская сказка о мудрых людях «Мудрая девушка».

1

73

Герои киргизской сказки «Мудрая девушка»

1

74

Русская сказка о мудрых людях «Мудрая дева».

1

75

Мудрость ценят все народы людях «Мудрая дева».

1

76

К чему приводит жадность долганская сказка «Как появились разные народы».

1

77

Где правда, там и счастье корейская сказка «Честный мальчик».

1

78

Что высмеивают сказки? Японская сказка «добрый крестьянин».

1

79

Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток»

1

80

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «три калача и одна баранка».

1

81-82

«Сказка о глупости» И. Франко  «Сказка – ложь, да в ней намек…»

2

83-85

Мудростью богаты.

Русские народные пословицы и поговорки, загадки

3

86

Как придумать загадку? Литературные загадки

1

87

Обобщающий урок по разделу.

«Сказка мудростью богата».

1

88

Зачем поют колыбельные песни

1

89

Внеклассное чтение . какие вопросы  задают сказки?

1

90

Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»

1

91

Мудрые сказки о животных

1

92-93

Кто сильнее? Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки». Как ум и хитрость силу побеждают

2

94-95

Чего стоит ум? Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы». Чем силен Симба?

2

96-97

Какие бывают развлечения? Сказки дядюшки Римуса

2

98-99

Братец Кролик – главный герой сказки

2

100

Любимые герои сказок

1

101

Какие вопросы задают сказки? Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул».

1

102

Современные сказки о животных Курляндский «Ну, погоди»!

1

103

Как создаются мультфильмы

1

104-105

Разные стихи о животных Сапгир «Песня», Квитко «Смелые воробьи».

2

106

Разные стихи о животных Квитко «Веселый жук», Мориц «Резиновый ежик».

1

107

Авторские считалки

1

108

О чем говорят считалки?

1

109

Сочиняем считалку

1

110

Обобщение по разделу.

«Сказка –ложь, да в ней намек!.

1

111

Внеклассное чтение. Литературные стихи – сказки.

1

112

Г. Горбовский «Розовый слон»

1

113-114

Чего не могут взрослые? Знакомство с маленьким принцем А. де Сент-Экзюпери »Маленький принц».

2

115-116

Лекарство от одиночества . Секрет Лиса . Экзюпери  «Маленький принц».

2

117

Секрет счастья Дж. Родари «Солнце и туча».

1

118-119

Мечты о чудесах Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов « Я рисую море».

2

120

Чудеса вокруг нас В. Берестов «Честное гусеничное».

1

121-122

Необычное  в обычном мире В. Хмельницкий.

2

123

Музыкальные сказки Г. Цыферова

1

124-125

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова

2

126

Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный»

1

127

Внеклассное чтение. Сказки –миниатюры.

1

128-129

Сказки-игры Дж. Родари

2

130

Уроки творчества Дж. Родари

1

131-132

Веселые стихи

2

133

Какая душа у поэта?

1

134

Обобщение по разделу.

«самое обыкновенное чудо».

1

135-136

Урок-отчет

«Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс

Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа УМК "Школа 2100"

Пояснительная записка + тематическое планирование...

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.

В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....

Рабочие программы 3класс "Школа 2100" математика Демидова, русский язык, литературное чтение

Примерные рабочие программы составлены на 2012-2013 учебный год...