Рабочая программа "Театр" (Школа 2100)
рабочая программа (1 класс) по теме

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Театральной студии»  составлена для учащихся 1 классов МОУ «Лицей  № 3 им.П.А.Столыпина» на основе авторской программы И.А. Генераловой «Театр» в начальной школе» (для дополнительного образования) ОС «Школа 2100» (Фельдштейн Д.И.  Сборника программ «Дошкольное образование. Начальная школа».  М.:.-Баласс, 2009), рекомендованной Российской академией образования, программы «Театр» (автор А. П. Ершова, зав. лабораторией театра Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии образования). Данная программа соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту. Курс «Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,

4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

 Специфическая цель курса «Театр» - воспитание и развитие понимающего, умного,

воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве - это также цель курса «Театр».

Основные задачи

> Развивать чуткость к сценическому искусству.

> Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

> Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

> Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками.

> Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

> Расширять представления детей об окружающей действительности.

> Активизировать ассоциативное и образное мышление.

>  Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

> Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

> Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

> Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

> Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

> Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

> Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

 > Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

> Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

> Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

> Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.

> Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

> Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

> Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

> Воспитывать зрительскую культуру.

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна: в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.

Курс рассчитан на 1 год обучения(17 часов)

Периодичность: 0.5 ч в неделю.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики. Занятия «Театральной студии» отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.

Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.

Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Работа по учебным тетрадям на занятии не должна превышать 20 минут, причем обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его этапах. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями учеников начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания.

Остальное время отводится на тренинги, этюды, импровизации и другие нетрадиционные методы работы. В тетрадях предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Часто представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный результат.

На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.

Особенностью работы учителя с тетрадями и методическим пособием является то, что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит. На занятиях используются учебники по литературному чтению для 1-4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н. Бунеева, ЕВ. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов - задача не только программы «Чтение и начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Структура программы в 1 классе «Мастерская тела» I класс

Театрально-исполнительская деятельность в I классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Главная задача театральных занятий в I классе — развивающие игры. Целью введения театральных развивающих игр в режим учебной работы

Учебно - тематический план

Название тем

Количество часов

Календарн сроки

Техниче

ские средств

Требования к знаниям и умениям учащихся

аудит

внеауд

план

факт

Основы театральной культуры 6ч

1.

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

0.5

4.09

ПК

Знать: особенности театрального искусства.

Знать: виды театров их отличия друг от друга.

2

Виды театрального искусства. Театр кукол (настольный, пальчиковый, театр ложек, перчаточный)

0.5

11.09

ПК

3.

Виды театрального искусства Театр драмы.

0.5

18.09

ПК

4.

Виды театрального искусства Радиотеатр.

0.5

25.09

ПК

5.

Виды театрального искусства. Театр оперы и балета

0.5

2.10

ПК

6.

Культура поведения в театре.

0.5

9.10

пк

Знать: правила поведения в театре.

Культура и техника речи 7ч

7.

Театральные профессии.

0.5

16.10

пк

Знать: о профессиях людей, работающих в театре.

8

Театр снаружи и изнутри. Экскурсия в библиотеку им. Пушкина.

0.5

23.10

ПК

9.

Просмотр спектакля «Я - первоклассник»

0.5

6.11

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах

10.

Речь и дыхание.

0.5

13.11

ПК

Знать: комплекс артикуляционной гимнастики.

11.

Говорим правильно и четко.

0.5

20.11

ПК

12.

Творческие игры со словом.

0.5

27.11

ПК

Уметь: произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

13.

Интонация

0.5

4.12

ПК

Уметь: произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Театральная игра 6ч

14.

Актёрский этюд.

0.5

11.12

ПК

Уметь: сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную

тему.

15.

Действие как главное выразительное средство актерского искусства

0.5

18.12

ПК

Уметь: свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

16.

Управление и владение своим вниманием -главнейшее условие работы актёра

0.5

25.12

ПК

Уметь: ориентироваться пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

17.

Просмотр спектакля «Дюймовочка»

0.5

15.01

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах.

18.

Логика чтения. Логические паузы.

0.5

22.01

ПК

Уметь: читать наизусть стихотворный текст, правильно произносить слова и расставлять логические ударения.

19.

Искусство декламации. Выразительность чтения.

0.5

29.01

ПК

Уметь: менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Работа над спектаклем   З ч

20.

Искусство декламации. Выразительность чтения. Работа над произведениями А.Л.Барто.

0.5

5.02

ПК

Уметь: читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

21.

Сценический диалог.

0.5

12.02

ПК

Уметь: строить диалог с партнером на заданную тему. Уметь: составлять диалог между сказочными героями.

22.

Просмотр спектакля «Репка».

0.5

19.02

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах

Ритмопластика    11ч.

23.

Позиция и поза.

0.5

26.02

ПК

Уметь: произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

24.

Мимика и жесты.

0.5

5.03

ПК

Уметь: произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

25.

Инструмент актёра - память. Развитие памяти.

0.5

12.03

ПК

Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.

26.

Сценическая свобода. Физическая сторона творческой свободы

0.5

19.03

ПК

Уметь: создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

27.

Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр. Пробы на роль.

0.5

2.04

ПК

Знать: наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

28.

Просмотр спектакля «Три медведя»

0.5

9.04

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах

29.

Диалог как форма раскрытия темы.

0.5

16.04

ПК

Уметь: запоминать заданные педагогом мизансцены.

30.

Диалог как форма раскрытия темы. Направленность диалогов на аудиторию.

0.5

23.04

ПК

Уметь: строить диалог с партнером на заданную тему. Уметь: составлять диалог между сказочными героями.

31.

Просмотр спектакля «Как дед репку сажал»

0.5

30.04

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах

32.

Презентация творческих работ учащихся: письменный разбор пьесы, актёрские этюды, небольшие сценические представления.

0.5

7.05

ПК

Уметь: применять полученные знания на практике.

33.

0.5

14.05

ПК

34.

Просмотр спектакля «Как мужик гусей делил».

0.5

21.05

ПК

Знать: правила поведения в общественных местах

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Театральная игра

Ртимопластика

Работа над спектаклем

-Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля.

-Знать основное строение театра, его происхождение.

 -Знать виды кукольных театров: настольный, перчаточный, пальчиковый, театр ложек.

 -Знать и применять в речи театральные термины: театр, сцена, спектакль, актер, режиссер, аплодисменты, гардероб, фойе, антракт, буфет, ширма, декорации.

 

Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

-Уметь произносить скороговорки в разных темпах.

-Знать 5-8 артикуляционных упражнений.

 

 

-Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека.

 



Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога.

 Уметь проводить репетиции по эпизодам.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной

программе.

Требования к знаниям

Требования к умениям

Требования к компетенциям.

Знать и иметь представление:

УМЕЕТ

•    компетентности

формах и приемах владения

Направлять свою фантазию по

здоровьесбережения:

голосом;

заданному руслу

знание и соблюдение норм

формах       и       приемах

Образно мыслить

здорового образа жизни.

Об              элементарных

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

познавательной

технических       средствах

Свободного общения с

деятельности:

сцены

 одноклассниками.

постановка     и решение

Об оформлении сцены

Выражать свою мысль в

познавательных      задач;

О   нормах   поведения   на

широком кругу оппонентов.

нестандартные   решения,

сцене и в зрительном зале

открытость, бережное

проблемные      ситуации

отношение к окружающему

их создание и разрешение;

миру, ответственность перед

продуктивное              и

коллективом.

репродуктивное познание.

деятельность

Учебно - методическое обеспечение:

  1. Мультимедийные презентации к занятиям.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва, Баласс, 2009г.
  3. Мультимедийный диапроектор.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва, Баласс, 2009г.
  6. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М, 1980
  7. Персональный компьютер.
  8. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия,

Список использованной литературы (основной и дополнительной)

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва, Баласс, 2009г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

3. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М, 1980

4. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия,- М., 2002

Приложения к программе

Основные понятия по курсу «Театр» в начальной школе».

Драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, режиссер, драматург, художник, костюм,  жест, мимика, поза, событие, персонаж.

План просмотра спектаклей

(библиотека им.А.С. Пушкина)

1.Октябрь.  «Как дед репку тянул»

2.Декабрь.   «Сказочное путешествие Деда Мороза»

3. Февраль. «Дюймовочка»

4. Апрель «Кошкин дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочие программы_Школа 2100_1 класс

Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...

рабочая программа школа 2100

рабочая программа...

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: математика....

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:русский язык....

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:  литературное чтение....