Конструирование урока в соответствии с новыми образовательными стандартами
статья по математике по теме

Моцная Людмила Анатольевна

Изучая содержание «Стандартов  второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районных педагогических чтениях «Стандарты многомерны как сама жизнь»

Тема выступления: «Конструирование урока в соответствии с новыми образовательными стандартами».                  

Сегодня мы учителя  не можем уже, как прежде, с гордостью сказать, что постарались на уроке понятно объяснить детям необходимый материал. Этого мало будет для успеха наших  учеников в современном обществе.

Сегодня нужно не просто научить, а научить ученика учить самого себя.

Изучая содержание «Стандартов  второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.                                                                          

планирование;

организация;

реализация и контроль;

коррекция;

анализ.

Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Предлагаю вам рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с  традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки? 

Организационные основания моих уроков:

Работают все и работает каждый

 Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого

 Все благодарны каждому за его участие

 Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение

 Все и каждый имеют право высказать мнение

Ошибка ученика – находка для учителя

Для себя составила модель урока на основе деятельностного подхода, Данная модель  может быть использована как универсальное средство проектирования уроков и даёт ответ на вопрос: «Как учить?»

Структура урока   в рамках деятельностного подхода

1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной задачи.

IV. «Открытие нового знания»

V. Первичное закрепление.

VI. Самоанализ и самоконтроль

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

На каждом уроке учебную деятельность должно быть видно со стороны:

цель

учебная задача

учебные действия        

самоконтроль      

самооценка

Если этих этапов в уроке нет, учебная деятельность не формируется

Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке письма по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов.

Какие же способы мотивации деятельности детей я применяю? Вот наиболее распространённые:

вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;

задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

заголовки-вопросы;

прием «Ситуация неожиданность»

приём «Отсроченная отгадка».

приём «Прогнозирование».

прием «Актуальность»

приём «Яркое пятно»

проблемная ситуация

2. Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность, знакомлю их с методикой исследования. Для этого пользуюсь методами исследовательской деятельности по Савенкову А.И.:

- «Подумать самостоятельно»

-«Понаблюдать»

-«Спросить у другого человека»

-«Посмотреть в книгах»

-«Посмотреть по телевизору»

-«Получить информацию из компьютера»

-«Провести эксперимент»

Дети учатся находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия.

В ходе поиска ученики  строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают,  доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной деятельности – совместная, групповая  работа.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора,  интерактивной доски и компьютера.

Мы используем мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включая  в презентации для сообщения новых знаний.

        Большую роль в изучении нового материала отводим мультимедийным энциклопедиям. Особенно удачными, на мой взгляд, являются энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.  

. Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, к результату.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Обучая рефлексии учебной деятельности предлагаю учащимся  вопросный план:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Говоря о современном уроке, хотелось бы затронуть вопрос здоровьесбережения, которому  я стараюсь уделять большое внимание. Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в 1 класс приходит только 10 % здоровых детей,

     Могу предложить некоторые пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках традиционного урока.

        Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создаёт благоприятный социально-психологический климат.

        Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

        В-третьих, объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

        В-четвёртых, включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и     учителя.

Анализируя свою педагогическую деятельность, приходишь к мысли.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать можно только в процессе деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию  ИТ в учебном процессе....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов»

Обмен опытом. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов»...

Уроки технологии в свете Новых Образовательных Стандартов начальной ступени. (ФГОС НОО)

Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном,...

Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...