Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Куулар Хорагай Сарыг-ооловна

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_1_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Цель данного курса: развитие познавательных способностей  учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;

4. Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи;

5.Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;

7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Место курса в учебном плане

Внеурочная деятельность по курсу «Занимательная математика»   в 1 классе рассчитана на 30ч (1 ч. в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества   как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы  как свободы  выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий.

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учится отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации.

добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других.

слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

сравнивать между собой предметы и явления

выделять существенные признаки предметов

обобщать, делать несложные выводы

классифицировать явления и предметы

определять последовательность событий

судить о противоположных явлениях

давать определения  тем или иным понятиям

Тематическое планирование

№ занятий

Дата

Тема занятия

план

факт

1

01.10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

2

08.10

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

3

15.10

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

4

22.10.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

5

29.10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

6

12.11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

7

19.11

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

8

26.11

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

9

03.12

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

10

10.12.

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

11

17.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

12

24.12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

13

14.01

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

14

21.01

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

15

28.01

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

16

04.02.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

17

11.02.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

18

18.02.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

19

25.02

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

20

04.03

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

21

11.03.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

22

18.03

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

23

01.04.

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

24

08.04.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

25

15.04.

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

26

22.04.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

27

29.04.

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

28

06.05.

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

29

13.05.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

30

20.05.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"...