Методическая разработка раздела образовательной программы
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Железова Татьяна Викторовна

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка132 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

Тема: Разработка раздела образовательной программы по математике 3 класс по УМК «Планета знаний»

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г.Навашино

Железова Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

1.1.Актуальность

1.2.Принципы отбора содержания

1.3.Цели и задачи

1.4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы

1.5.Технология и формы организации деятельности

     1.6. Система знаний и система деятельности

Структура содержания тематических модулей

образовательной программы

Пояснительная записка.

1.1 Обоснование актуальности

           Федеральные государственные стандарты второго поколения служат ориентиром новых подходов к обучению математики и перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации. В их основе:

Формирование совокупности универсальных  учебных действий;

 Новые требования к   результатам  обучения

   1. Личностные      2.  Метапредметные     3.  Предметные

Системно – деятельностный подход:

  1. Организация разнообразной учебной деятельности;

  2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и  физиологических особенностей каждого учащегося.

  Главный ориентир – ФГОС. В основе оценка способности школьников решать учебно-познавательные задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

    Главная задача - формирование  творческого стиля мышления, привития интереса к познанию и исследованию. Такая возможность представилась мне, творчески работая по программе курса математики М.И. Башмакова и М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой. Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня заинтересовало, как и какими средствами, инновационное содержание учебников математики влияет на формирование математического мышления младших школьников.

    Среди интеллектуальных свойств, развиваемых математикой, наиболее часто упоминаются те, которые относятся к логическому мышлению: дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать.

   Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

1.2.Принципы отбора содержания.

Основополагающим принципами при отборе содержания являются общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности, связи обучения с жизнью и т.д.

Таким образом, с точки зрения современной педагогики дидактические принципы звучат так:

1 Обучение на высоком уровне трудности;

2  Ведущая роль теоретических знаний;

3 Осознание школьниками процесса учения;

4  Внедрение системы изучения успешности обучения и развития школьников;

Обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования;

Развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

Эти принципы конкретизируются следующим образом.

Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом, ибо только такой учебный процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся.  

Под трудностью понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.

Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

Однако обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности, применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала.

Современная педагогика понимает индивидуальный подход не только как предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или оказание ученикам индивидуально дозированной помощи, но ещё и как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемого ему учебного материала, который соответствует его возможностям. Обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования.

Такое понимание индивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности, так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно этот принцип реализуется в методике преподавания.

Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.

           Новая идеология построения учебника, ориентированная на реализацию новых образовательных стандартов способствует обучению, воспитанию, формированию универсальных учебных действий. Задания учебников дают импульс для развития  у учеников младших классов умений наблюдать, сравнивать, измерять, моделировать, анализировать, работая с текстами, рисунками, схемами, таблицами и  диаграммами. В них представлены разнообразные виды учебной деятельности: репродуктивный и исследовательский, творческий, индивидуальный и коллективный. Организация урока, по мнению авторов, должна обеспечивать вовлечение всех детей в активную познавательную работу. В результате у детей должен  быть достигнут максимальный уровень не только  овладения знаниями, но и их всестороннего развития.

 1.3. Цели и задачи.

 Цель современного образования  -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

Главными задачами изучения математики в системе являются:

- достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли, чувств, нравственной сферы;

- формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира;

- овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

     Главный результат образования  не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь – абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Отсюда – основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии:

Ребенок – субъект собственного развития

Учет физиологических, психических, возрастных особенностей

Изучение педагогом особенностей развития и общения каждого учащегося

Учет склонностей и интересов

Уровневая дифференциация заданий

    Поэтому, задача учителя заключается в оказании необходимой помощи ребенку в формировании собственного  опыта средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ученика.

          Исходя из этого, можно сформировать основные цели и задачи рассматриваемой педагогической технологии применительно к разделу «Величины»:

 Комплексная дидактическая цель: 

   Овладение учащимися содержанием тематического блока, обеспечивающее усвоение   понятий геометрические фигуры числа  и величины и  формул нахождения периметра, площади,   понятия  скорости, навыков построения схем движения и исследования зависимостей между величинами.

Задачи:

Создание условий для актуализации личного  опыта каждого ученика;

Создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального  опыта учащихся.

Соответственно в качестве критерия оценки эффективности форм и методов обучения выступают не только показатели сформированности ЗУН, но и критерии развития определенных интеллектуальных качеств личности.

Основные концептуальные педагогические идеи.

Развивать можно только то, что заложено в человеке природой.  А выявить то, чем силен тот или иной ученик можно только в деятельности.

Вершин в  любой  деятельности достигает тот, кто хочет их достичь.  Ведущее значение имеет мотивационно-смысловая сфера. Главное усилие  должно быть направлено на зарождение мечты, на осознание смысла жизни и учебы.

    Существуют три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся заниматься.

    Во-первых, интерес к предмету. Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие. Высшая степень интереса – это уже увлечение.

    Во-вторых, сознательность. Занятия мне скучны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься.

     В-третьих, принуждение. Я занимаюсь потому, что меня кто-то заставляет (родители или учитель).

   Интерес к предмету, очевидно, - самый сильный стимул к учению, и он не заменим ничем. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает производительность уроков.

      Никогда не забываю, что прежде чем, учить творчеству, надо освоить стандартные задачи и соответствующие алгоритмы. При этом надо идти «от простого к сложному» - об этой закономерности знали еще  Коменский и Дистверг.

   Закономерностью формирования умений является существование технологической цепочки:  Элементарные Умения → Элементарные Навыки → Сложные Умения.  Необходимо:

Научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям. 

Научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения, ошибки. 

Научить критически  мыслить, чтобы задавать вопросы  и составлять суждения

1.4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Факторы, способствующие получению стабильных результатов:

Положительная учебная мотивация у большинства учащихся

Комфортные условия обучения

Использование инновационных технологий

Использование наглядного, проблемного, поискового  методов обучения

Проведение индивидуальных, групповых занятий

Заинтересованность родителей в успехах своего ребенка

 Ожидаемые результаты освоения раздела программы

   Данный раздел «Величины»  дает понятие о возможностях  применения   в описании и изучении  процессов и явлений  реального  мира,  развивает логическое  мышление при установлении  связи   величин.

При работе с учебным материалом представляются большие возможности  развивать навыки  самостоятельной  работы, работы в группе, работы с компьютером. Формируются умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности, при этом происходит:

формирование предметной компетентности - самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, логического мышления;

формирование коммуникативной компетентности - умения кратко, логично и понятно излагать свои мысли, математически грамотно говорить;

формирование социальной компетентности -  умения отстаивать свою точку зрения, проводить объективную рефлексию.

Компетентности, формируемые данным учебным материалом

В сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

В сфере учебной деятельности, основанные на осознанном усвоении понятий дифференциального  исчисления.

 В итоге каждый ученик научится:

понимать и использовать язык дифференциального исчисления (термины, символические обозначения).

применять формулы, связанные с вычислением производной,  и аппарат, сформированный при изучении других разделов математики.

применять алгоритмы исследования функций с помощью производной.

Ученик получит возможность научиться:

решать задачи из  других областей (физические, химические, биологические и др.), применяя при этом аппарат дифференциального исчисления.

проводить исследования, связанные с изучением свойств функции, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков ранее изученных функций, строить более сложные графики с помощью производных.

В системе задач школьного курса математики, безусловно, необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка, задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, выполняемые по образцу. Таких задач в учебнике математики М.И. Башмакова достаточно. Но есть задачи, направленные на воспитание у детей устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности. Много специальных упражнений для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, общим приемам решения задач. Осуществляя целенаправленное обучение школьников их решению, с помощью специально подобранных упражнений, можно учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, и делать соответствующие выводы. Необходимо прививать учащимся прочные навыки творческого мышления. Достигается это с помощью творческих заданий, «интеллектуальный марафон», а также заданий на «информационный поиск».

    Огромная значимость нахождения школьниками различных способов решения задач по математике не раз отмечалась на страницах методической литературы. При отыскании различных способов решения задач у школьников формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение. Важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать свое решение. Общие методы решения задач должны стать прочным достоянием учащихся, но наряду с этим необходимо воспитывать у них умение использовать индивидуальные особенности каждой задачи, позволяющие решить ее проще. Именно отход от шаблона, конкретный анализ условий задачи являются залогом успешного ее решения. Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на решение задач арифметическим способом, так как именно решение задач арифметическим способом способствует развитию оригинальности мышления, изобретательности. Часто учащиеся, ознакомившись со способом решения задач с помощью уравнения, не обременяют себя глубоким анализом условия задачи, стараются быстрее составить уравнение и перейти к его решению. При этом и введение обозначений, и схема решений, как правило, соответствуют определенному шаблону.

              Учебник позволяет систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у школьников познавательного интереса и самостоятельности, осуществлять целенаправленное обучение школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

           Активно используются на уроках задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы. Причём, используя задания различного типа, учитываются индивидуальные особенности школьника, дифференциация познавательных процессов каждого из них.

            Основными условиями  мотивации на уроке являются самореализация учащихся в учебной деятельности и осознание своей значимости. Добиваясь эффективности учебной мотивации на своих уроках, учитель должен предоставлять возможность каждому ученику проявлять свои знания и умения практически, получив при этом одобрение, как со стороны учителя, так и одноклассников. Простейшими формами включения ученика в самореализацию является парная и групповая работа на уроках.

      На каждом этапе урока ученик должен сам отслеживать свои результаты по критериям, которые даёт учитель. Например, при изучении или закреплении нового материала – внимание, запоминание, понимание материала и т.д. Рефлексия повышает ответственность ученика за свой труд, улучшает результаты обучения, снимает страх перед плохой отметкой. Если знания ниже требуемого уровня, даётся возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других учеников или самостоятельно.

             В учебнике математики третьего класса раздел «Проверяем, чему научились»  при изучении темы  «Числа и фигуры» и «Числа и величины». При обычной самостоятельной работе закрепление знаний происходит при применении их по образцу или по сходству. Творческие же задания требуют применения знаний в изменённых ситуациях. Самопроверка или взаимопроверка таких заданий вызывает определённое эмоциональное отношение к результатам учебной деятельности, стимулирующее улучшение отношения к учёбе способствуют задания «интеллектуальный марафон» в учебнике.

1.5. Технология и формы организации деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования  выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Математика как предмет, является основой развития у обучающихся познавательных действий.

Основные концептуальные педагогические идеи.

Развивать можно только то, что заложено в человеке природой.  А выявить то, чем силен тот или иной ученик можно только в деятельности.

Вершин в  любой  деятельности достигает тот, кто хочет их достичь.  Ведущее значение имеет мотивационно-смысловая сфера. Главное усилие  должно быть направлено на зарождение мечты, на осознание смысла жизни и учебы.

Существуют три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся заниматься: интерес к предмету, сознательность, принуждение. Интерес к предмету –  самый сильный стимул к учению. Считаю, что обучение должно происходить в форме открытия, а не простой передачи идей. «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить!» (Э. Кант.) 

Раскрыть притягательные стороны математики помогают различные методы обучения и методические приемы. Важно, чтобы младшие школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех  может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. В современном многообразии технологий, это открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования учащегося, направленный на индивидуальную самореализацию и развитие его личностных качеств.

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся. Как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности? Выстроила систему сочетания инновационных технологий:

технология личностно-ориентированного обучения.

технология дифференцированного обучения,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

информационно-коммуникативные технологии,

проектные технологии.

Все эти технологии описаны в научно-методической литературе.

 Технология личностно-ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение ученика к внешним образовательным стандартам.

Технология дифференцированного обучения. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания.

Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов  или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций). 

Технология проблемного обучения. Постановка проблем – это постоянный инструмент в моей работе. Каждый урок становится проблемным.  Учитель ставит проблему, подводит учащихся к её решению. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у учеников исходного минимума знаний  или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем  эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не « наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. Поэтому  при обучении математике  учу школьников наблюдениям, прививаю им навыки исследовательской творческой работы, которые могут пригодиться в дальнейшем.          

   Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.

            Проблемные ситуации у школьников могут быть созданы тем, что в задачах с недостающими и избыточными данными им будет предложено найти ряд возможных вариантов решения и обоснованно выбрать наиболее эффективный; часть данных в них определяется по таблицам, на основе дополнительных измерений и т. д. Решение таких задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний, т.к.  приобретены они в процессе более или менее самостоятельной активной мыслительной деятельности.

            Сделанное учащимися открытие приносит им большее эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде.

Технология игрового обучения. Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения люди использовали с древности. В своей практике я часто использую игровые технологии. Важное место на уроках математики отводится парной и групповой работе. Особенно актуальным это является при решении задач повышенной сложности, так как при их обсуждении у детей уходит чувство тревожности, возникает радость успеха, которая влияет не только на знания детей, но и на межличностные отношения.

     Задания учебника способствуют развитию основных психических процессов и мыслительных операций, следовательно, носят развивающий характер.

  Информационно-коммуникационные технологии открывают новые перспективы и возможности для обучения. Использование ИКТ увеличивает потенциал восприятия  учебного материала, развивает воображение, эмоции.  Компьютерные телекоммуникации – это особое средство обучения и форма общения. Они многофункциональны, оперативны, доступны и продуктивны. Предоставляют возможность для творческой самореализации учащихся и индивидуальной образовательной траектории. Формируя математическое мышление, учебник позволяет учителю  использовать метод интеграции из разных областей знаний. Задания, направленные  на использование культурологического фона, развивают познавательную активность, способствуют развитию логики, умению сопоставлять, сравнивать, обобщать и работают на всестороннее развитие личности школьника, акцентируя внимание на различные способы решения одной и той же задачи.

  Проектные технологии - актуальность  особенно возрастает на современном этапе, когда  результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по  себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Проект реализует главный смысл и назначение обучения: создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, помогает каждому обучаемому стать успешным.   Активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и к определенному сдвигу в их умственном развитии. Примером таких задач является наличие в учебнике М.И. Башмакова проектов, которые направлены  в соответствии с новыми образовательными стандартами на реализацию деятельностного подхода в образовании и включает в себя все составляющие математического мышления.

Современная школа  ориентирована не только на формирование ЗУН учащихся, но и, прежде всего на их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, на совершенствование психологических ресурсов личности, среди которых один из важнейших – уровень развития интеллектуальных возможностей каждого ученика.

   Инновационное содержание учебного материала, основано на применении информационных технологий, способствующей концентрации внимания, развитию долговременной памяти, а также лёгкому восстановлению знаний для применения их на практике. А также проектная деятельность, сотрудничество, использование проблемных методов обучения, дифференциация обучения позволяют формировать математическое мышление младших школьников.

1.6. Система знаний и система деятельности:

Система знаний данного раздела  включает в себя:

-   общенаучные знания;

-   фундаментальные знания из конкретной предметной области;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся.

Система деятельности включает:

- Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

- Преобразующая деятельность.  Виды вопросов и методы их задавания.  Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности.  Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.

- Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного процесса, способы поиска информации, работа с литературой; навыки общения (способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения (организация работы в группе, взаимооценка и др.).

- Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался» и т. д.).

Структура содержания тематических модулей

раздела образовательной программы.

Раздел программы   «Величины»  3 класс.


Модуль №1  Фигуры  и величины  14 часов

Задачи модуля

Ознакомить учащихся  с видами многоугольников, объединения многоугольников в группы по числу сторон, совершенствовать умения измерять длину, со способами нахождения периметра и площади прямоугольника, квадрата. Проверить усвоение изученного материала.

Содержание модуля

Периметр и площадь многоугольника. Единицы длины и метрические соотношения между ними. Симметричные фигуры.

Основные понятия

Периметр многоугольника, единицы длины (сантиметр, дециметр, метр). Разностное и кратное сравнение отрезков. Площадь прямоугольника, квадрата.

Развитее умений и навыков

Активное использование опыта, знания учащихся для развития пространственных представлений. Определение вида многоугольника, проведение осей симметрии, нахождение симметричных фигур.

Учить измерять отрезки и стороны прямоугольника. Учить проектировать, совершенствовать умения чертить на альбомном листе прямоугольник, решать текстовые задачи с величинами.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, диалогическое взаимодействие, дифференцированные задания, практические работы, тренажеры.

Формы деятельности учащихся

Фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в парах, защита творческих работ, работа с тестами, самостоятельная работа, исследовательская работа,  работа с компьютерными программами.


Модуль№2   Числа  и величины 12 часов.

Задачи модуля

 Познакомить с единицами измерения времени. Выработать практические навыки  вычисления расстояния, скорости. Выявить степень усвоения понятий.

Содержание модуля

 Время, единицы времени. Длина пути. Скорость, единицы скорости. Зависимость между величинами (расстояние, время, скорость).

Основные понятия

 Единицы измерения времени (секунды, минуты, часы, сутки). Понятие скорости. Вычисление длины пути.

Развитее умений и навыков

 Определение времени по часам, продолжительности какого-либо действия. Построение схем к задачам  на движение. Развитие навыков работы с формулами  при введении понятия Развитие умений решать задачи с величинами.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый практические работы,.

Формы деятельности учащихся

Фронтальные, индивидуальные, работа в парах, работа с тестами, самостоятельная работа.

3.Тематическое планирование раздела «Величины»

Комплексная дидактическая цель: 

владение содержанием тематического блока, обеспечивающее умения учащихся пользоваться основными формулами дифференцирования применять производную к построению графиков функций и исследованию функций;

первоначальное знакомство с понятием касательной к графику функции.

творчески применять полученные знания в процессе составления и решения задач

Показать межпредметные связи на примере применения производной, математического моделирования.  

Развивающие задачи 

Развивать восприятие, внимание, память;

Развивать качества ума (пытливость, креативность, самостоятельность)

Развивать  мышление через усвоение логических операций анализа, сравнения, обобщения;

Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике.

Развивать навыки работы с компьютером.

Воспитательные задачи:

Формировать положительные мотивы учения;

Воспитывать чувство уверенности в себе,  умение работать в коллективе;

Содействовать рациональной организации труда:

Рефлексия учеником полученных результатов и собственной деятельности;

Воспитание аккуратности, чувства прекрасного в процессе работы над построение графиков;

Метапредметные цели обучения:

Создание условий для  приобретения первоначального опыта математического моделирования.

Формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Цели личностного развития:

Развитие логического мышления.

Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность

Развитие интереса к математическому творчеству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению

Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме "Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над темой "Предложение" .Цель - показать осуще...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Немецкий язык. 2-4 классы».

Программа по учебнику И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой «Deutsch. Die ersten Schritte. 4 Klasse» (Немецкий язык. Первые шаги. 4 класс). « Mein Zuhause. Was gibt es da alles?» (У меня дома. Что там есть?).По...