Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ОУ Наруксовская СОШ

Методическая разработка раздела образовательной программы

по окружающему миру в 3 классе по теме «Царства природы»

Выполнила:  Каргина Екатерина Ильинична,

                                          учитель начальных классов

                                             МБ ОУ  Наруксовской СОШ

                                   Починковского района

                                     Нижегородской области

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи раздела
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
  6. Система знаний и система деятельности
  7. Календарно-тематическое планирование по разделу
  8. Разработка урока
  9. Приложения

Пояснительная записка:

Цели и задачи курса «Окружающий мир».

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.     

Специфика предмета

Специфика предмета “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

 Значение курса “Окружающий мир” состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

       

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

           Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

      Рабочая программа построена на основе формирования целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Содержание учебного курса

     Земля - наш общий дом (7 ч.)

     Человек изучает Землю (4 ч.)

     Царства природы (26 ч.)

     Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)

     Как люди жили в старину (12 ч.)

     Как трудились в старину (7 ч.)

Цели и задачи раздела программы:

В результате изучения данного раздела программы реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний о царствах природы.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, охранять природу.
           К  числу основных
    задач данного раздела относятся:

-  обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами;

- формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;

 -   расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
-   укрепление интереса к познанию окружающего мира;
 -   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

     Возрастные  особенности  учащихся  8-9  летнего  возраста:

Младший школьный  возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным);
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

        Психолого-педагогическая характеристика класса

В  классе 3 обучающихся: 3девочки. У обучающихся данного класса знания по предметам высокие. Дети стремятся к получению знаний. На уроке активно и продуктивно работают. Класс представляет собой детский коллектив высокой сплоченности.Среди одноклассников отношения доброжелательные. Дети с удовольствием участвуют в общешкольных и классных мероприятиях. По уровню усвоения материала обучающихся можно отнести к высокому уровню развития. Они быстро усваивают учебный материал; умеют наблюдать, сравнивать, анализировать. У детей развита память, речь, логическое мышление. Обучающиеся аргументировано отвечают на вопросы, дают полные ответы.

 По итогам изучения школьной мотивации  учащихся условно можно разделить на два  уровня:

     (Методика  Н.  Лусканова)

      2 обучающихся (66,6%)  имеют высокий (первый) уровень школьной мотивации,   учебной активности.

Эти  дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

1 обучающаяся (33,3%) имеет хорошую школьную мотивацию (второй уровень). Она успешно  справляется с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней         нормой.

Ожидаемые результаты освоения раздела «Царства природы»

                Личностные результаты: 

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
  • ценностное отношение к природному миру;
  • воспитание любви к природе, родному краю;
  • понимание роли человека в мире, принятие норм нравственного поведения в природе;
  • формирование основ экологической культуры.

     Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

     Метапредметные  результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием;

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы методов, форм организации деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Формы контроля.

В целях систематического контроля над уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:

- устный опрос

- письменный опрос

- самостоятельная работа

- контрольная работа

- тестовые работы

- дидактический материал для самостоятельной работы

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

- диагностики.

            Обоснование технологий организации учебной деятельности учащихся.

Для успешного усвоения раздела программы использую  следующие технологии:

Дифференцированное обучение

 - с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интереса

Развивающее обучение

 - для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания

 - для развития речи

Информационные технологии

 - для развития познавательного интереса и лучшего восприятия учебного материала

Технология сотрудничества

-для развития коммуникативных умений

Дидактические и ролевые игры

- для развития ролевого поведения, воображения, творчества

Здоровьесберегающие технологии

 -для сохранения здоровья,  релаксации, снятия утомляемости глазных мышц

Деятельностный  подход  к  обучению  предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

Обоснование методов и приемов

 Методы

Приемы

Проблемно - поисковые

Создание проблемной ситуации, организация обсуждения, разрешение проблемы, подтверждение правильности выбора «ловушки»

Метод демонстрации (наглядные)

Показ с помощью технических средств

Практические

Постановка задания, планирование его исполнения, анализ итогов

Индуктивные и дедуктивные

Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, выявление причинно – следственных связей

Словесные

Постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, выделение главного, формулирование выводов, изложение информации

Система знаний и система деятельности

             

Знания

Деятельность обучающихся

1. Бактерии – маленькие примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания

Иметь представления об особенностях жизни бактерий, местах  их обитания.

2. Грибы – царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений.

Характеристика грибов как живых организмов.

Классификация: съедобные – несъедобные грибы.

Сравнение грибов по внешнему виду.

3. Места обитания растений на планете Земля. Растения дикорастущие и культурные. Значение растений для жизни на Земле

Составлять описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному;

различать растения культурные и дикорастущие;

«читать» информацию по схеме.

4. Мир растений разнообразен: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.

Классификация: виды растений;

характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;

составление «паспорта» растения.

5. Растение – живой организм. Системы органов обеспечивают рост, развитие растения, его питание, дыхание, размножение. Значение каждого органа растения

Характеристика значения (функций) разных органов растения;

Создание схемы «части растения»

Классификация плодов по вкусу, сочности (сухости);

Составление рассказа-рассуждения

6. Как размножается растение. Вегетативные способы размножения.

Классификация способов размножения растения;

Описание вегетативного способа размножения;

Анализ способов распространения растений

7. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира.

Поиск информации в справочной литературе в соответствии с учебной задачей

Анализ причин исчезновения растений

8. Животные – живые существа (организмы). Фауна – необходимая и очень важная составляющая природы. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи.

Характеризовать животное как организм.

Приводить примеры (конструировать) цепи питания.

9. Разнообразие мира животных: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные.

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

10. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Все поведение животного подчинено инстинктам – врожденным формам поведения.

Классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

11. Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Это черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

Характеризовать  животных — представителей разных классов.

Составлять описательный рассказ о животных.

12. Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения.

Различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного

Классифицировать животных: беспозвоночные и позвоночные.

Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

13. Природные сообщества: особенности, цепи питания.

Иметь понятие о «природном сообществе».

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Приводить примеры конструировать  цепи питания.

14. Приручение и одомашнивание животных. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; 

перечислять причины исчезновения животных.

Поурочное планирование по разделу

  1. Бактерии. Входящая диагностика.
  2. Грибы
  3. Растения встречаются повсюду
  4. Если бы на Земле не было растений
  5. Разнообразие мира растений (флоры)
  6. Растения – живые существа (организмы)
  7. Побег – сложный надземный орган растения
  8. Цветок – самый красивый орган растения
  9. Размножение растений. Тест «Как живут растения»
  10.  Растения дикорастущие и культурные
  11.  Красная книга России
  12.  Контрольная работа по теме «Царство растений»
  13. Животные. Роль животных в природе

14-15.  Разнообразие мира животных (фауны)

16-17.  Животные – живые существа (организмы)

18. Как животные приспосабливаются к условиям жизни

19. Беспозвоночные животные

20. Беспозвоночные животные. Насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

21. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

22. Птицы и звери – позвоночные животные.

23. Природные сообщества. Диагностика знаний

24-25. о заповедниках.

26. Итоговый тест по теме «Царство животных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной  программы по окружающему миру...

Методическая разработка раздела образовательной программы по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

        В данной методической разработке раздела «Человек и общество» курса «Окружающий мир» 2 класс, определена важность изучения данного раздела в школе. Даны психолого-пе...

Методическая разработка раздела рабочей программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела рабочей программы по окружающему миру по программе " Начальная школа 21 века" 3 класс...