Рабочая программа Математика - 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Данная программа и тематическое планирование по предмету "Математика" предназначены для обучения учащихся 4 класса по системе Л. В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn._zapiska_.docx36.83 КБ
Microsoft Office document icon ktp_matematika_4_klass_arginskaya_.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 4 класс (136 часов)

Учебник «Математика» И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская

Пояснительная записка к курсу

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру  и авторской программы  курса «Математика»  И.И. Аргинской  (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.

Цели   обучения   математике:

– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;

– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;

– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;

– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;

– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы.

     Задачи:

-способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью;

-дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;

-сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.

Курс содержит сведения по изучению положительных и отрицательных чисел, всех действий, по изучению элементов алгебры и геометрии, по изучению величин и разных видов задач, а также сведения, нацеленные на формирование вычислительных  навыков.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с возрастными особенностями развития учащихся.

Содержание обучения математике направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений с многозначными числами, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Настоящий тематический план учитывает систему обучения в 4 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, формирующий понимание учащимися происхождения и значимости математических понятий, роли математики в системе наук, развивающий мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивающий духовное, творческое и личностное развитие детей.

Для математического, образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической речью, умением вступать в речевое общение, приводить примеры, формулировать выводы.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.

Развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

 Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.

Программа курса рассчитана на  136 часов (4 часа в неделю). Из них:

  1. изучение чисел  - 48 часов,
  2. изучение действий - 80 часов,
  3. изучение элементов алгебры – ( в течение года),
  4. изучение элементов геометрии - ( в течение года),,
  5. изучение величин – ( в течение года),.
  6. Решение задач -( в течение года)

В основе методики преподавания предмета «Математика» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы, тесты, проверка устного счёта.

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Математический диктант

1

1

2

1

5

Проверочная работа

2

2

2

2

8

Проверка техники счёта

1

1

1

1

4

Тестовая работа

1

1

1

3

Итоговое тестирование

1

1

Контрольная работа

3

3

3

1

10

Комплексная контрольная работа

1

1

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.
  2. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.
  3. Аргинская А.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. -288с.

 

      (Особенности контроля и оценки учебных достижений младших

      школьников по математике - приложение №2)

        Содержание программы  136 часов

Изучение чисел (48 часов)

Натуральные числа

        Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.

        Общий принцип образования классов.

        Знакомство с канонической записью натурального числа.

        Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерения величин.

        Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.

        Приближенные числа, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.

Дробные числа

        Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.

Положительные и отрицательные числа

        Понятие о величинах, имеющих противоположные направления. Обозначение таких направлений с помощь. Противоположных по смыслу знаков (+) и (-).

        Запись положительных и отрицательных чисел. Совпадение множества натуральных чисел с множеством целых положительных чисел.

        Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. Сравнение этих чисел по их расположению на координатной прямой.

        Расположение на координатной прямой точек, с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.

        Противоположные числа и их расположение на координатной прямой.

Изучение действий (80 часов)

Сложении и вычитание

        Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.

        Обобщение знаний о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись

        Использование законов сложения и свойств вычитания для рационализации выполнения этих операций.

        Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

        Сложение и вычитание величин различными способами.

        Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного/двух компонентов этих действий.

Умножение и деление

        Умножение и деление многозначного числа на многозначное. Осознание алгоритма.

        Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде.

        Использование законов и свойств умножения и деления для рационализации их выполнения.

        Умножение дробных и смешанных чисел на натуральное число.

        Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.

        Деление величину.

        Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного иди двух компонентов.

Изучение элементов алгебры (в течение года)

        Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

        Свойства равенств и их использование для решения уравнений.

        Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.

        Системы уравнений. Решение их подбором. Знакомство с другими способами решения систем уравнений.

        Решение систем неравенств на основе соответствующих уравнений.

Изучение элементов геометрии (в течение года)

        Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники.

        Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.

        Определение площади прямоугольника.

        Определение площади произвольного треугольника разными способами. Способ разбиения произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Высота треугольника. Формула площади треугольника.

        Определение площади произвольного многоугольника  разбиением его на прямоугольники и треугольники.

        Определение площади полной поверхности призмы и пирамиды и боковой поверхности цилиндра.

        Построение разверток призм, пирамид, цилиндров и конусов

Изучение величин (в течение года)

        Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.

        Общепринятые меры измерения объема и соотношения между ними.

        Определение объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, а также площади и высоте. Формулы определения объема.

Определение объема произвольной призмы по площади ее основания и высоте.

Метрическая система мер, ее связь с десятичной системой счисления.

Перевод всех изученных единиц из одной меры в другую.

Работа с задачами (в течение года)

        Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.

        Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

        Задачи с неопределенным условием. Понятие об их решении как комплексе рассмотрения возможных вариантов решения.

        Преобразование задач в более простые и более сложные.

        Решение задач алгебраическим способом. Оформления такого решения.

        Сравнение арифметического и алгебраического способов решения.

        Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

По разделу «Изучение чисел»

  1. иметь представление:

- о принципах построения десятичной позиционной системы счисления;

- о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;

- о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;

- о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями;

  1. уметь:

- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;

- определять место каждого из них в натуральном ряду;

- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

- читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходят за пределы изученных натуральных чисел.

По разделу «Изучение действий»

  1. знать/понимать:

- названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;

- таблицы сложения и умножения;

- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;

- изменение результатов действий при изменении их компонентов;

  1. уметь:

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;

- находить значения сложных выражений, содержащих 3-5 действий;

- выполнять изученные действия с величинами.

По разделу «Изучение элементов алгебры»

  1. иметь представление:

- об основных свойствах равенств;

  1. уметь:

- решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований.

По разделу «Изучение элементов геометрии»

  1. иметь представление:

- об объеме, способах его определения и единицах измерения;

  1. знать/понимать:

- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата;

- свойство радиусов одной окружности;

уметь:

- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.

По разделу «Изучение величин»

  1. иметь представление:

- о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;

- об особенностях построения системы мер времени;

  1. знать/понимать:

- единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, вместимости и соотношения между ними;

- формулы определения площади прямоугольника S = a · b, прямоугольного треугольника S = (a · b) : 2, правила определения объема прямоугольной призмы по трем ее измерениям, а также по площади ее основания и высоте;

  1. уметь:

- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;

- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;

- определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира;

- определять площадь прямоугольника, используя соответствующую формулу;

- определять объем прямоугольной призмы, используя соответствующие правила;

- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.

По разделу «Работа с задачами»

  1. иметь представление:

- о различных способах краткой записи задачи;

- о различных способах оформления решения задачи;

- о рациональных и нерациональных способах решения задачи;

- об алгебраическом методе решения задачи;

- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;

- о задачах, имеющих не одно решение;

  1. знать/понимать:

- структуру текстовой задачи;

- условные обозначения, используемые в краткой записи задач;

  1. уметь:

- определять, является ли текст задачей;

- преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;

- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;

- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;

- анализировать задачу, начиная от ее вопроса, устанавливать количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновывать выбор действий и их выполнение

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1.Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

2. Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»/ И. И. Аргинская. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

3. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.

Дополнительная литература

  1. Аргинская А.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных,   проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. -288с.
  2. Лавлинскова Е.Ю. Методика формирования навыка устного счёта ( по системе общего развития Л.В.Занкова) – Волгоград: «Панорама», 2006.- 176с.
  3. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 кл. \ Пособие для нач.шк.,- К.: ГИППВ,1998
  4. Узорова О.В. 3330 устных задач по математике: 1 - 4–е кл.: В 3 ч.- М.: ООО «Издательство Астрель»: 2003. – 217с.
  5. Справочник школьника. (1–4) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : Арт-пресс, 1999.

Оборудование и приборы

  1. Линейка метр, циркуль, транспортир
  2. Раздаточный материал (доли, дроби)
  3. Наглядный материал. Состав числа

Мультимедийное оборудование

  1. «Мультимедийное  сопровождение уроков в начальной школе», изд. «Учитель»
  2.  «Олимпиадные задания»,изд. «Учитель». Начальная школа.
  3. Развивающие задания по математике
  4. Математика 3-4 классы (карточки)
  5. Тренажёр по математике к учебнику Л. Г. Петерсон. 4 класс
  6. Мультимедийные презентации

Приложение 2

Особенности контроля и оценки  учебных достижений по математике

        Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

        Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются  знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

        Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки, влияющие на снижение отметки:

  1. незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  2. неправильный выбор действий, операций;
  3. неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
  4. пропуск  части  математических выкладок,  действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  5. несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям  и полученным результатам;
  6. несоответствие выполненных  измерений и построений заданным параметрам.

Недочеты:

  1. неправильное списывание данных (чисел,  знаков, обозначений, величин);
  2. ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических  выкладок (учителям  следует обратить особое  внимание   на работу  над математической терминологией - знание терминов и правильное их написание - поскольку  в основной школе орфографическая ошибка, допущенная  при написании математического термина, считается  не  недочетом, а ошибкой);
  3. неверные  вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  4. отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается в случаях, указанных выше. За грамматические ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы, отметка не снижается.

Нормы оценок

Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений

«5» - без ошибок и  недочетов;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.

«5» - без ошибок и недочетов;

«4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета.

«3» - 2-3 ошибки (более половины работы  выполнено    верно);

«2» - более 3 ошибок.

Комбинированная контрольная работа.

«5» - без ошибок и недочетов;

«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;

        «3» - 3-4 ошибки;

        «2» - более 4 ошибок.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Календарно-тематическое

планирование по предмету математика

4  класс (136 часов)

2012-2013 учебный год

№ п/п

Тема урока


Материал учебника

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Диагональ многоугольника.

№1-4

Сравнивать: прямоугольник, площадь геометрической фигуры. Повторить устные и письменные вычисления с натуральными числами. Таблица сложения.

2.

Определение понятия диагональ многоугольника. 

     №5 - 9

Повторить: прямоугольник. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Наблюдать: установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость)

3.

Урок - исследование. Площадь прямоугольного треугольника

№10-13

Вычислять площадь прямоугольника. Классифицировать  устные и письменные вычисления с натуральными числами.

Группировать фигуры по отдельным признакам; анализировать и выбирать нужное решение к задаче

4.

Первичное знакомство со скоростью сближения.

№ 14 – 18

Знакомиться с решением текстовых задач с опорой на чертёж. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Определять название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000.

5.

Решение задач на движение.

№ 19 – 22

Соотносить решение задач на противоположное движение. Находить площадь многоугольника.  Искать способы проверки правильности вычислений.

6.

Построение треугольника по стороне  и двум углам. Формула площади прямоугольника.

№ 23 – 27

Находить площадь геометрической фигуры. Сравнивать единицы площади. Складывать: таблица сложения. Составлять текстовые задачи с опорой на чертёж. Строить углы с помощью транспортира.

7.

Сочетательный закон умножения.

№ 28 – 32

Классифицировать группы  множителей в произведении. Устанавливать  зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость)

8.

Формула площади прямоугольного треугольника.

№ 33 – 36

Определять площадь геометрической фигуры и единиц площади. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Определять порядок выполнения действий в числовых выражениях. Находить значений числовых выражений со скобками.

9.

Построение треугольника по двум сторонам и  углу.

№ 37 – 42

Строить углы по двум сторонам треугольника. Группировать фигуры. Определять виды призм и конусов. Решать и сравнивать задачи на движение. Классифицировать разряды и классы. Сравнивать геометрические  фигуры. Решать текстовые задачи.

10.

Проверочная работа. Построение треугольника по трем сторонам

№ 43–48


Изображать треугольники на бумаге. Распознавать: окружность и круг. Проверять умения записывать многозначное число в пределах класса тысяч; определять место каждого из них в натуральном ряду; устанавливать отношения между изученными натуральными числами и записывать при помощи знаков; находить площадь прямоугольника.

11.

Площадь многоугольника.

№ 49 – 53

Строить площади геометрических фигур. Находить единицы площади. Чертить координатный  луч.

12.

Входная контрольная  работа.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Оценивать свои вычислительные возможности, уровень самостоятельности.

13.

Работа над ошибками. Решение  задач

Систематизировать  знания,  анализировать ошибки. Решать составные задачи

14.

Умножение многозначного числа на двузначное число.

№ 54 – 57

Группировать множители в произведении. Определять  порядок выполнения действий в числовых выражениях.

15.

Математический диктант Умножение многозначного числа на двузначное число.

№ 58 – 61

Выполнять группировку множителей в произведении.  Соотносить устные и письменные вычисления с натуральными числами. Оценивать свои вычислительные возможности.

16.

Проверка техники счёта.

Решение неравенства и обозначение найденных решений на координатном луче.

№ 62 – 65

Вычислять  периметр многоугольника. Находить площади геометрической фигуры. Умножать сумму на число и число на сумму.

17.

Умножение числа на 10.  

№ 66 – 69

Группировать множители в произведении. Решать текстовые задачи алгебраическим способом.

18.

Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам.

№ 70 – 74

Повторить таблицу умножения. Выполнять письменные вычисления с натуральными числами.




19. 20.

Умножение числа на единицу с нулями.

№ 75 – 79

№ 80 – 84

Находить неизвестный компонент арифметических действий. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость).




21. 22.

Умножение многозначного числа на круглые числа.

№ 85 – 89

№ 90 – 92

Находить  неизвестный компонент арифметических действий. Повторить таблицу умножения.



23.

Преобразование и решение уравнений.

№ 93 – 96

Находить неизвестный компонента арифметического действий.



24.

Контрольная работа

«Решение задач на движение».

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий. Оценивать свои вычислительные возможности. Оценивать уровень самостоятельности




25.

Работа над ошибками.

Распределите-льный закон умножения относительно сложения.

 

№ 97 – 100

Находить  неизвестный компонент арифметического действия. Проверять правильность вычислений


26.

Сочетательное свойство  и распредели-тельный закон умножения относительно сложения.

№ 101 – 105

Находить неизвестный компонент арифметического  действия. Проверять правильности вычислений. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость).




27.

Тест закрытой формы

Выбирать: название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000, отношения «больше», «меньше». Проверять устные вычисления с натуральными числами.  Выполнять  порядок  действий в выражении  с  величинами.




28.

Умножение на трёхзначное число со всеми значащими цифрами.

№106 – 110

Использовать свойства  арифметических действий при выполнении вычислений.




29.

Рационализация выполнения умножения многозначных чисел.

№111 – 113

Умножать сумму на число и число на сумму. Проверять таблицу умножения, письменные вычисления с натуральными числами.



30.

Математи-ческий диктант Четырехугольная призма.

№ 114–117

Оценивать свои вычислительные возможности. Составлять инструкцию, алгоритм выполнения задания. Чертить геометрические фигуры. Смоделировать письменные вычисления с натуральными числами. Устанавливать  зависимость между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы,  время, производительность труда).






31.

Контрольная работа по теме:

«Умножение многозначных чисел».

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического

(в вычислении) характера. Оценивать свои вычислительные возможности. Оценивать уровень самостоятельности. 

32.

Работа над ошибками. Повторение  изученного.

Корректировать знания.



33.


Свёртывание подробной записи выполнения умножения.

№ 118 – 121

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс работы (объем всей работы, время, производительность труда)









34.35.

Проверочная работа по теме:  «Площадь,  периметр»

Умножение многозначных чисел в столбик.

№ 122 – 125

Оценивать свои возможности при  нахождении площади. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи с умножением многозначных чисел в столбик.








36.

Умножение многозначных чисел в столбик.

№ 127 – 131

№ 132 – 135

Смоделировать письменные вычисления с натуральными числами.



37.

Понятие о точных и приближённых числах.

№ 136 – 139

Распознавать и изображать отрезки,  площади прямоугольника. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Повторить единицы массы.







38.

Порядок действий в сложных выражениях. Сравнение и решение задач.




№ 140 – 143

Выбирать порядок действий в сложных выражениях. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс «купли–продажи»: цена, количество, стоимость.














39.

Умножение многозначных чисел.





№ 144 – 147

Составлять письменные вычисления с натуральными числами. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс работы: объём всей работы, время, производительность труда. Находить неизвестный компонент арифметических действий.









40.

Умножение многозначных чисел в столбик.


№ 148 – 150

Повторить письменные вычисления с натуральными числами.


41.

Замена точного числа менее точным числом.


№ 151 – 153

Составить письменные вычисления с натуральными числами. Закрепить понятие «производительность  труда».

42.

Закон приближённого равенства.




№ 154 – 158

Устанавливать зависимость  между величинами, характеризующими процесс работы: объём всей работы, время производительность труда. Проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами.

43.

Округление чисел с точностью до десятков.


№ 159 – 162

Находить верные равенства. Решать задачи разными способами

44.

45.

Округление чисел с заданной точностью.


№ 163 – 167

№ 168 – 172

Классифицировать порядок действий в сложных выражениях. Повторить таблицу умножения.

46.

Понятие о погрешности. Среднее арифметическое число.



№ 173 – 176

Классы и разряды. Знакомство с понятием «погрешность», и среднего арифметического.


47.

Первое свойство равенства.


№ 177 – 181

Складывать и вычитать натуральные числа.

48.

Работа над ошибками. Сравнение и решение задач.


С. 103-105

Анализировать ошибки  при решение текстовых задач арифметическим способом.

49.

Проверочная  работа по теме: «Точные и приближенные числа»


Оценивать свои вычислительные возможности.

50.

Деление на многозначное число.


№ 182 – 185

Находить неизвестный компонент арифметических действий с помощью таблицы умножения.

51.

Тест открытой формы

Проверять письменные и устные вычисления с натуральными числами, деление с остатком.

52.

Деление на многозначное число. Нахождение площади четырёхуго-льника.




№ 186 – 190

Выполнять порядок действий в сложных выражениях с использованием таблицы умножения.

53.

Знакомство с задачами на движение в одном направлении.



№ 191 – 194

Наблюдать единицы длины. Соотносить единицы длины. Сравнивать  уравнения.

54.

Свойство деления числа на произведение.


№ 195 – 198

Использовать свойства арифметических действий, находить порядок действий в сложных выражениях.

55

Проверочная работа по теме «Действия с многозначными числами»

Оценивать свои вычислительные возможности.

56

Проверка техники счёта. Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел.






№ 199 – 202

Находить  неизвестный компонент арифметических действий.

57

Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел.





№ 203 – 207

Находить  неизвестный компонента арифметических действий.

58.

Контрольная работа по теме
«Решение задач»

Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

59.

Работа над ошибками. Второе свойство равенств.



№ 208 – 211

Корректировать знания. Рассмотреть второе свойство равенства.  Создать ситуацию, приводящую к расширению изучения второго свойства равенства.

60

Определение количества цифр в значении частного.



№ 212 – 215

Моделировать табличное умножение, все действия с многозначными числами

61.

Действия с многозначными числами.


С. 140, 141

Анализировать письменные и устные вычисления с натуральными числами, деление с остатком.

62

Математический диктант Решение задач при помощи уравнений.



№ 216 – 219

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Делить сумму на число. Находить неизвестный компонент арифметического действия.

63.

Контрольная работа  за 1 полугодие.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Оценивать уровень самостоятельности.

64.

Коррекция знаний. Деление многозначного числа на счётные единицы.



№ 220 – 224

Корректировать ошибки. Выполнять письменные и устные вычисления с натуральными числами, деление с остатком.


65.

Деление на счётные единицы (на числа вида 20, 400 и т. д.).



№ 225 – 227

Выполнять деление с остатком. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда).

66.


Деление на многозначное число способом округления чисел.

№ 228 – 231

Анализировать письменные и устные вычисления с натуральными числами.

67.

Математи-ческий диктант 

Деление на многозначное число способом округления чисел.




№ 232 – 236

Устанавливать  зависимость между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда). Вычислять единицы массы. Находить соотношение между единицами.

68.

Деление многозначных чисел способом разбиения делимого на слагаемые.




№ 237 – 240

Повторить площадь прямоугольника. Умножать и делить числа, с использованием соответствующих терминов.

69.

Подробная запись деления многозначных чисел.




№ 241 – 243

Находить неизвестный компонент арифметических действий. Выбирать способы проверки правильности вычислений. Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.

70.

71.

Классификация фигур по выделенному признаку.



№ 244 – 247

№ 248 – 251

Решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Закрепить устные и письменные вычисления с натуральными числами.



72.

Изменение значения суммы. Решение задач на определение площади.



№ 252 – 255

Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решать задачи на определение площади.





73.

Единицы измерения длины и площади.





№ 256–260

Измерять длины отрезка и строить отрезки заданной длины. Вычислять площади прямоугольника. Находить неизвестный компонент арифметических действий. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения: (пройденный путь, время, скорость).



74.

Проверочная  работа  по теме: «Деление многозначного на двузначное»

Проверять навыки и умения в решении составных задач, деление многозначного числа на двузначное в столбик.




75.

Работа над ошибками. Представление об объёме как о величине.




№ 261 – 265

Классифицировать ошибки в устных и письменных вычислениях с натуральными числами. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения: (пройденный путь, время, скорость).



76.

 Выбор и использование произвольных мерок для измерения объёмов.




№ 266 – 269

Повторить термины, используемые при сложении и вычитании. Решать текстовые задачи  арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).




77.

Проверка техники счёта Общепринятые единицы измерения объёма.




№ 270 – 273

Сравнивать  предметы по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости. Повторить единицы длины. Определить  порядок выполнения действий в числовых выражениях. Находить значение числовых выражений со скобками и без них.

78.

Определение объема практическим способом.

№ 274–277

Определить  объем предметов. Решать задачи алгебраическим способом.



79.

Контрольная работа по теме «Решение уравнений и задач алгебраическим способом».

Оценить умения решать уравнения и задачи с помощью составления уравнения.



80.

Определение объема прямоугольной коробки.



№ 278–281

Умножать и делить числа с  использованием  соответствующих терминов. Повторить нахождение объёма прямоугольника.




81.

Проверка найденных решений уравнений.




№ 282 – 285

Находить  неизвестный компонент арифметических действий. Составлять способы проверки правильности вычислений. Умножать и делить числа с использованием соответствующих терминов.


82.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.


№ 286 – 289

Повторить формулу объёма. Умножать и делить числа .



83.

Соотношение между мерами измерения объёма.


№ 290 – 293

Наблюдать соотношение между мерами объёма.


84.

Уравнения с переменной в обеих частях.


№ 294 – 297

Находить неизвестный компонент арифметических действий. Составить способы проверки правильности вычислений.




85.

Объем прямоугольного параллелепипеда.



№ 298–301

Решать текстовые задачи арифметическим способом. Закрепить вычисление площади прямоугольника, установить зависимость между величинами, характеризующими процессы работы.


86.

Задачи на нахождение объема.


№ 302–306

Решать составные задачи на нахождение объема куба и коробки.




87.

Определение объёма прямоугольного параллелепипеда через площадь его основания и высоту.




№ 307 – 311

Вычислять  площадь прямоугольника, устанавливать  зависимость между величинами, характеризующими процессы работы. Сравнивать объёмы фигур.


88.

Контрольная  работа  по теме: « Объём и его измерения»

Проверить  умения находить периметр, площадь и объем; решать составные задачи.


89.

Анализ контрольной работы. Решение задач.


с.41-42

Обобщить и систематизировать ошибки. Решать составные задачи.




90.

Отвлечённые числа и величины.

№ 312 – 317

Сравнивать  предметы по разным признакам: длине, массе, вместимости, времени. Повторить единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век).




91.

Соотношение между величинами.




№ 318 – 321

Соотносить единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Находить неизвестный компонент арифметических действий. Закрепить способы проверки правильности вычислений.



92.

Сложение величин, выраженных несколькими единицами.

№ 322 – 326

Выбирать единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век) и соотносить их между собой.





93.

Математи-ческий диктант Упрощение сложных уравнений различными способами.




№ 327 – 331

Определять порядок выполнения действий в числовых выражениях. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. Установить зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).



94.

Сложение величин, выраженных несколькими единицами.


№ 332 – 335

Складывать и вычитать именные числа.



95.

Проверочная  работа  по теме «Действия с многозначными числами»

Проверить  навыки вычислений, умения устанавливать порядок действий в сложных выражениях.




96.

Знакомство с уравнениями, имеющими больше одного корня и не имеющие корней.




№ 336 – 339

Находить  неизвестный компонент уравнения.

97.

Унифициро-ванный тест

Оценить  умения и навыки по изученным темам



98.

Умножение и деление величины на отвлечённое число.



№ 340 – 343

Составить алгоритм выполнения задания.


99.

Деление величины на величину.


№ 344 – 347

Умножать и делить числа, использование соответствующих терминов.




100.

Деление величины на величину, выраженную другой единицей её измерения.




№ 348 – 351

Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Умножать и делить числа, использовать соответствующие термины.




101.

Контрольная работа за 3 четверть

Проверить  знание алгоритма письменного умножения и деления на двузначное число, применять эти знания при решении текстовых задач, производить действия с величинами.


102.

Анализ контрольной работы.  Действия с величинами.


№ 352 – 356

Складывать и вычитать числа. Анализировать алгоритм выполнения действия.

103.


 Решение задач. Действия с величинами.


№ 357 – 360

Решать текстовые задачи  арифметическим способом с единицами площади (см2, дм2, м2). Решать уравнения.

104.


Деление составных величин

на составные.



№ 361 – 367

Решать составные задачи. Умножать и делить числа.




105.

Решение задач



с. 74, 75

№ 1 – 8

Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решать текстовых задач арифметическим способом.





106.

Решение сложных выражений с величинами. Решение задачи разными способами.





№ 369 – 373

Устанавливать  зависимость между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решать текстовые задачи арифметическим способом.  Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.





107.

Первичное знакомство с отрицательными и положительными числами. Сравнение и решение задач.





№ 374 – 377

Наблюдать за отрицательными и положительными числами. Решать текстовые задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

108.

Знакомство с терминами положительные и отрицательные числа. Сравнение и решение задач.



№ 378 – 381

Классифицировать способы  определения отрицательных и положительных чисел на прямой. Решать текстовые задачи с отрицательными  и положительными числами.




109.

Решение сложных уравнений с проверкой.




№ 382 – 386

Определять порядок выполнения действий в числовых выражениях. Находить неизвестный  компонент арифметических действий. Уметь проверять вычисления. Решать текстовые задачи и арифметическим способом.





110.

Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.





№ 387 – 389

Наблюдать за построением координатной прямой. Строить координатную прямую с отрицательными и положительными числами.

111

Противоположные числа. Их положение на координатной прямой. Решение буквенных выражений.




№ 390 – 394

Находить значения числовых выражений со скобками и без них. Решать геометрические задачи.  

112.

Сравнение положительных и отрицательных чисел.



№ 395 – 398

Сравнивать положительные и отрицательные числа.




113.

Сравнение положительных и отрицательных чисел. Решение задачи на движение.

 




№ 399 – 406

Сравнивать положительные и отрицательные числа. Решать текстовые задачи на движение.



114.

Проверочная работа  по теме: «Положительные и отрицательные числа»

Оценивать свои вычислительные возможности.


115.

Работа над ошибками. Решение задач

Обобщать и систематизировать знания при решении составных задач на движение.



116.

Образование новой счётной единицы – миллион.



№ 407 – 410

Называть последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Повторить классы и разряды. Умножать и делить числа, используя соответствующие термины.



117.

Способы образования миллиона.

№ 411 – 414

№ 415 – 418

Составлять способы образования миллиона.



118.

Проверка техники счёта Таблицы мер длины, площади и объёма.



№ 419 – 422

Смоделировать  таблицу мер длины, площади и объёма. Классифицировать разницу мер длины, площади и объёма.


119.

Чтение и запись чисел в пределах единиц миллиона.


№ 423 – 426

Проверить умение самостоятельно читать и записывать числа в пределах единиц миллиона.




120.

Образование десятков миллионов. Решение сложных выражений с величинами.




№ 427 – 432

Складывать и вычитать десятки миллионов. Решать сложные выражения с величинами.


121.

Таблица мер времени.


№ 433–437

Наблюдать за свойствами времени. Классифицировать меры времени.




122.

Итоговая контрольная работа за год.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического

(в вычислении) характера. Оценивать свои вычислительные возможности. Оценивать уровень самостоятельности.





123.

Работа над ошибками. Образование сотен миллионов. Счёт и запись получившихся чисел.




№ 438 – 440

Корректировать знания. Анализировать ошибки.

124.

Класс миллионов.


№ 441–444

Решать задачи с числами из класса миллионов.



125.

Итоговый тест

Проверить  знания и умения  в устных вычислениях по различным темам курса. Оценить уровень готовности к средней школе.

126.

Таблица классов и разрядов.

№№ 445 – 448.

Математический диктант

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды

127.

Класс миллионов.

№ 449–452

Решать задачи с числами из класса миллионов.

128.

Комплексная контрольная работа

Проверить свои знания по различным темам курса.



129.

Анализ контрольной работы.

Умножение чисел в пределах класса миллиона.



№ 453 – 460

Анализировать допущенные ошибки.



130.

Деление многозначных чисел в пределах класса миллиона.


№ 461 – 463

Делить и умножать многозначные числа в пределах класса миллионов.




131.

Образование новой счётной единицы – миллиард. Составление и решение задач.




№ 464 – 468

Начать знакомство с новой счётной единицей – миллиард. Составлять и решать задачи.




132.

Проверочная работа «Приемы письменных вычислений с многозначными числами»

Проверить умения читать и записывать любое число в пределах 1 000 000 000, сравнивать числа, производить письменные вычисления с многозначными числами



133.

Нумерация многозначных чисел. Решение задач.



С. 126, 127

Решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).



134.

Нумерация многозначных чисел

Умножать и делить многозначные числа с использование соответствующих терминов.


135.


136.

Повторение изученного за год.

Математическая викторина

Оценивать свои вычислительные возможности. Оценивать уровень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

2015 год Рабочая программа 1 класс по программе ПНШ ФГОС математика

Рабочая программа предмета  «Математика» составлена на основе:В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образова...

Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина)

Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина), 2016-17 уч. год...

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России".

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России"....