Конспект урока математики "Литр. Сколько литров?" ПНШ
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Дундукова Наталья Юрьевна

Данный урок математики построен в соответствии с требованиями к урокам учителя, проходящего аттестацию в новой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uroka_matematiki.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог   Дундукова Наталья Юрьевна

Предмет  математика        Класс   4 «б»

Тема урока  «Литр. Сколько литров?»

Этапы работы

Содержание этапа

Время

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные.

- Добрый день! Я рада видеть вас на уроке математики!

(Слайд 2)

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика!

- Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

(Слайд 3) 

- Ребята, подумайте, на какую оценку вы хотели бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях.

3 мин.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель, которую учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно решать задачи на нахождение вместимости.

Цели, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, краткие записи и др. модели) на нахождение вместимости, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы: фронтальный опрос.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.

- Дома вы должны были решить 2 задачи на нахождение вместимости. Задача № 298. Вместимость какого предмета вы определяли? (Кастрюли) Что было известно о вместимости кастрюли? (15 стаканов) Вместимость кастрюли в каких единицах измерения надо было определить? (В чашках) Что было известно о соотношении чашек и  стаканов? (4 чашки=5 стаканов) Все справились с задачей? Что помогло в решении задачи? (Построение модели)

1 ученик идет к доске и строит модель и записывает решение задачи.

  1. 15:5=3 (раза)
  2. 4х3=12 (ч.)

Ответ: 12 чашек.

- Задача № 299. О вместимости чего говорится в задаче? (Куба) Что знаем о сторонах куба? (Одинаковые) Прочитайте 1 вопрос задачи. Как на него ответили? (60:2=30см) Прочитайте 2 вопрос. Как на него ответили? (60:3=20 см) Прочитайте 3 вопрос. Как на него ответили? (60:4=15 см)

- Поставьте себе отметку карандашом на полях, а мне покажете смайликом.

5 мин.

3.

А)

Изучение нового учебного материала.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о понятии «вместимость».

Цель, которую ставит перед собой учитель: 

организовать работу по повторению сведений о понятии «вместимость», создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Метод: беседа.

- С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке математики? (Вместимость)

- Что такое вместимость? (Вместимость-это объем жидкости, которая заполняет данный сосуд.)

- На прошлом уроке мы решали задачи на нахождение вместимости с помощью каких предметов? (Чашки, стаканы, банки, вёдра.)

2 мин.

Б)

Определение темы и постановка целей урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

сформулировать тему и цели урока.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  подвести учащихся к формулировке темы и определению целей урока.

Метод: беседа.

- Ребята, у меня на доске на карточках записаны слова: весы, длина, сантиметр, масса, линейка, вместимость,  килограмм. Разбейте эти слова на группы и объясните свой выбор.

(1 группа – масса, весы, килограмм. 2 группа – длина, линейка, сантиметр.)

- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения массы – килограмм. Длину измеряем линейкой, единица измерения – сантиметр. Почему слово вместимость не отнесли ни к одной группе? (Не знаем единиц измерения).

– Рассмотрите на доске изображения сосудов (ведро блюдце, кастрюля кружка)
– Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой.
– Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро)
– Если мы верно выполнили задание, то перевернув эти изображения, мы узнаем тему нашего урока.
(Литр) Прочитайте в учебнике на стр. 88 вторую часть темы. (Сколько литров?)

(Слайд 4)

– Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое литр. Научиться решать задачи с новой единицей измерения – литр.)

3 мин.

В)

Совместное открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить представление о единице вместимости – литре.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение знаний о «литре».

Методы: иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником.

Учитель показывает две литровые банки.

– Ребята, можете ли вы сказать какова вместимость данных банок? (мнения ребят разошлись)

1) Практическая работа. Один ученик измеряет маленьким стаканом, а другой стаканом побольше.

– Как вы думаете, какой будет результат одинаковый или нет? (Разный)
– Почему результат оказался разным, ведь банки  одинаковые?
(Измеряли разными емкостями)
– Как же узнать точно вместимость данных банок?
(Нужна специальная единица измерения емкости)
– Что значит специальная – стандартная, принятая в математике.
–  Может быть вы догадались, о какой единице измерения емкости идет речь
(Высказывания учащихся)
– Как мы можем проверить свои предположения? Что на уроке нам помогает?
(Учебник)

2) Работа по учебнику стр.88.

– Прочитаем № 300 стр. 88 до картинок.
– О чем беседовала Маша и Миша?
– Что же такое ЛИТР?
(Единица вместимости).
- Ребята, у слова литр поставлена звездочка, что это значит?
(Посмотреть  в словарике).

- Прочитаем определение термина «литр» в словаре на стр. 118.

- Прочитайте вопрос ниже картинок.

(Слайд 5)

- А знаете ли вы откуда произошло слово «литр»?

(Слайд 6)

Термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.

7 мин.

4.

Физминутка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

(Слайд 7)

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

1 мин.

5.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  научиться решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  организовать деятельность учащихся по применению умения решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах.

Методы:  объяснительно – иллюстративный, работа с учебником.

Решение задач.

№ 301.

– О чем задача? (О соке)
– В чем был сок?
(В пакетах)
– Одинаковые ли были пакеты?
(Литровые, двухлитровые)
– Сколько упаковок с литровыми пакетами?
(3)
– По сколько штук было в каждой упаковке?
(По 12 пакетов)
– Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами?
(2) 
– По сколько пакетов было в этих упаковках?
(По 8 пакетов)
Запишем краткое условие задачи. (Ученик работает у доски)

Литровых – 3 упаковки по 12 п.            
Двухлитровых – 2 упаковки  по 8 п.

  ? л

– Чтобы узнать общую вместимость всех привезенных пакетов сока, что нужно знать? (Сколько литровых пакетов и  двухлитровых)

- Как вычислить число литровых пакетов (12 . 3 =  36 (п.))

- Как вычислить  число двухлитровых пакетов (8 . 2 = 16 (п.)). 

- Как после этого можно вычислить общую вместимость: (1 . 36 + 2 . 16 = 68 (л)).

Запись решения задачи самостоятельно.

Самопроверка по слайду 8.

Оцените свою работу. (Показ смайлика)

№ 302

Самостоятельное чтение задачи.
– О чем задача?
(О молоке)
– О каких трех величинах говориться в задаче?
(Цена, количество, стоимость)
– Какие числовые данные известны? Расставим их в таблице. Ученик работает у доски.

Цена

Количество

Стоимость

15 руб./л

? л

? (100 руб.)

- Как найти количество товара, если известны стоимость и цена? (Надо стоимость разделить на цену)

 - Решение запишите самостоятельно.

Самопроверка по слайду 9.

Оцените свою работу. (Показ смайлика)

  10мин.

6.

Физминутка для глаз.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  снять усталость и напряжение с глаз.

Смотрит вправо – никого

Смотрит влево – никого.    

Раз-два, раз-два –                

Закружилась голова.            

Глазки закрывали,               

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,             

Вверх посмотрим, да-да-да.    

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза, 

Отдыхать пришла пора.               

1 мин.

7.

Самостоятельная работа.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  научиться применять полученные знания.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на применение нового знания.

Метод: разноуровневая самостоятельная работа.

(Слайд 10)

Задача для 1 уровня.

В трех одинаковых бидонах 93 литра молока. Сколько литров молока в пяти бидонах такой же вместимости?

Задача для 2 уровня.

В бочке на 24 л кваса больше, чем в бидоне. Сколько литров кваса в бидоне, если в бочке его в 5 раз больше, чем в бидоне?

(Каждую задачу решают на обратной стороне доски ученики). Проверка.

Самооценка.

7 мин.

8.

Подведение итогов урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.

Метод: беседа.

(Слайд 12)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

– Мы достигли этих целей?
– Поднимите руку, кто запомнил, что такое литр?

- Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание?
– Какие трудности возникали?
– Кто на уроке был самый активный?
– Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока?

Выставление отметок активно работавшим ученикам на уроке.

3 мин.

9.

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  дать оценку своему эмоциональному состоянию.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния.

(Слайд 13)

- С каким настроением вы уйдете с урока?

(Учащиеся показывают смайлики)

1 мин.

10.

Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  понять способ выполнения домашнего задания.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 303.

2 мин.

11.

Резервный материал.

(Слайд 11)

Задача на смекалку.

- Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой. Не переставляя стаканы, сделай так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике на тему: "На сколько больше? На сколько меньше?" 1 класс УМК "Инновационная начальная школа"

Конспект урока по математике на тему "На сколько больше? На сколько меньше?" .Тип урока,методы, УУД, деятельность учеников,деятельность учителя....

конспект урока по математике "На сколько больше? на сколько меньше?"

технологическая карта урока математики в 1 классе по программе "Перспектива" Л.Г.Петерсон. конспект составлен в соответствии с ФГОС НОО. презентация к уроку с физкультминуткой...

Конспект урока по математике в 1 классе "Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"

Конспект урока по математике в 1 классе "Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"...

Конспект урока "Отношения «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»"

Конспект урока математики в третьем классе по теме "Отношения «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»".  Цель урока: разъяснить предметный смысл ответа на вопрос «Во сколько раз боль...

Конспект урока математики в 1 классе "На сколько больше?На сколько меньше?" ПНШ

Конспект урока математики в 1 классе "На сколько больше?На сколько меньше?" ПНШ...

Конспект урока математики Сколько времени? Солнечные и песочные часы. 2 класс

Цели деятельностиучителя: формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы. знаний о решение задачи в два действия; развитие  умения анализировать и обобщать...

Конспект урока математики, 1 класс, "На сколько больше, на сколько меньше"

Цель деятельности учителя:-формирование умения выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; Планируемые результатыПредметные: -уметь делать вывод, в каких группах предме...