конспект урока по математике "На сколько больше? на сколько меньше?"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

технологическая карта урока математики в 1 классе по программе "Перспектива" Л.Г.Петерсон. конспект составлен в соответствии с ФГОС НОО. презентация к уроку с физкультминуткой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Бадыкшанова Айгуль Рафиковна,  учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 4» г. Набережные Челны Республики Татарстан

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок работы с новым материалом

Технологическая карта изучения темы: На сколько больше? На сколько меньше?

Тема

На сколько больше? На сколько меньше?

Цели

Образовательные: Формировать умение решать простые задачи на разностное сравнение; закреплять навыки счета в пределах 9, развивать речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, парной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь моделировать условия задачи с помощью предметов, схем, выявлять известные и неизвестные велечины, определять какое число больше (меньше) и на сколько.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Основные понятия

«Больше на..», «Меньше на….»

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Л.Г.Петерсон. Учебник. Математика 1 класс. 2 часть

- Л.Г.Петерсон. Рабочая тетрадь. Математика 1 класс 2 часть

- Т.Н.Максимова. Пурочные разработки к уроку математики 1 класс.

- презентация к уроку

- электронные физкультминутки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- cоздание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Психологическая подготовка учащихся к активной работе на уроке.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Слайд № 1 (урок математики).

1. Проговаривание правил поведения на уроке.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

- Для чего нужно выполнять эти правила? (слайд № 2).

2. Слайд 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

3. Составление плана урока.

План урока: (слайд № 4).

1Повторить навыки устного счета в пределах 9

2. Работа с новым материалом.

3. Работа по учебнику.

4. Работа в тетради.

5. Закрепление знаний

6. Рефлексия

7. Итог урока.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7  мин)

Цели:

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Фронтальная работа

Проговаривают название этапа с учителем.

Находят закономерность написанных чисел, объясняют своё решение. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Считают в уме, показывают нужные цифры

Проговаривают название этапа с учителем.

Выполняют задание устно. Высказывают предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует актуализацию умений комментировать ответ на поставленный вопрос.

Вопросы на понимание. 
Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Называет этап. Предлагает задание для пробного действия.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

1. - А теперь переходим к следующему этапу.

- Что мы будем делать?

2. «Игра Найди закономерность»

9 8 7 6 5 4 3 2 1 (обратный счет от 9 к 1)

4,5; 8,9; 12,13; 16,17; 20,21

3. устный счет.

Уменьши 8 на 7

Сложите числа 1 и 6

7 минус 4

Найдите сумму чисел 3 и 6

Увеличьте 2 на 2

Первое слагаемое 1 второе 9

Уменьшите 8 на 6

3 плюс 1

Уменьшаемое 7 вычитаемое 2. разность?

На сколько 1 меньше 9? Как вы узнали что будет 8? (из 9-1, из большего вычли меньшее)

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы будем решать? Что будем узнавать? (На сколько больше, меньше?)

У маши 6 синих и 4 желтых шариков. На сколько синих шариков больше, чем желтых?

Как ответить на вопрос задачи?

Какое действие необходимо выполнить?

Уметь считать обратно

Уметь находить закономерность

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативное УУД).

Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- согласовать тему урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Согласовывают тему урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Выделение структурных частей. 
Упражнения по выработке навыков

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.

Организует согласование темы урока.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует составление совместного плана действий.

Организация деятельности учащихся по   работе задачами. Организация практической работы в группах.

1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ.)

2. - Какой наш следующий этап?

(Этап. Постановка цели)

- Какую цель ставим? (Найти ответ на вопрос).

- Тема нашего урока: «На сколько больше? На сколько меньше?». Слайд № 12.

3. – А какое наше действие следующее? (Составить план.)

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем найти одинаковый ответ.

2. Найдём ответ на

3. Выполним задания в тетради - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

А что должна иметь каждая задача?

Физкультминутка (Слайд № 13).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(18 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Проговаривают правила общения при работе в группе.

Выполняют работу на индивидуальных досках (по 1 на группу).

Закрепляют свои знания при вычислений выражений

Отвечают на вопросы на сколько больше? На сколько меньше?

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организация дифференцированной, индивидуальной работы. Организация устной работы (ответы на вопросы)

Подводит к ответу. Задает вопросы по теме урока.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

1. - Какой наш следующий этап?

(Выполняем по плану действия).

2. Реализация проекта в соответствии с планом.

Мастера изготовили 2 детали вчера, а сегодня 4 детали. На сколько больше деталей изготовили мастера сегодня? Сколько всего деталей изготовили мастера за эти дни?

( 4-2=2д. изготовили больше. 4+2=6 д всего изготовили)

Молодцы!

Ребята, а кто мне скажет правило. Как находить и как узнать на сколько больше или меньше? (из большего вычесть меньшее)

Знать правило вычитания,

Уметь применять правила.

Уметь выделять условие задачи, вопрос.

Отвечать на вопросы «На сколько больше? На сколько меньше?»

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте (Познавательные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи

(5  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

По цепочке выполняют задание

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Переходим к этапу закрепление.

1). Открываем рабочие тетради с.55 №1

С.55 №2

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VІI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление причины затруднений, исправление ошибок.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

 Самостоятельная работа в тетради  с проверкой по эталону.

Упр.№3 с.55

Что нам известно? Что нам нужно найти?

Сравните правильность друг у друга. А теперь сравните свое решение с доской.

У кого все верно? Кто испытывал затруднение в решение данной задачи?

Уметь выделять условие вопрос задачи

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Домашнее задание

(1 мин) Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 

Запись домашнего задания, постановка вопросов по содержанию и выполнению домашнего задания.

Сообщить д/з, провести инструктаж по его выполнению. Задать обязательное и творческое д/з. Проверить правильность понимания д/з и методики его выполнения.

IХ.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ успешности деятельности: « На уроке было легко…», «На уроке было трудно…», «На следующем уроке необходимо поработать над…». 

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности. 

- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. (Слайд № 32).

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

Я знаю, я запомнил, я смог.

- Оцените свою деятельность на уроке.

Подведение итогов.

Оценки за урок.

Урок окончен. (Слайд № 35.)

Формулирование новых понятий, осознание необходимости знаний  и умений и путей их формирования, выявление причин успеха и неуспеха собственной деятельности каждым учеником.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике на тему: "На сколько больше? На сколько меньше?" 1 класс УМК "Инновационная начальная школа"

Конспект урока по математике на тему "На сколько больше? На сколько меньше?" .Тип урока,методы, УУД, деятельность учеников,деятельность учителя....

Конспект урока по математике в 1 классе "Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"

Конспект урока по математике в 1 классе "Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"...

Конспект урока математики в 1 классе "На сколько больше?На сколько меньше?" ПНШ

Конспект урока математики в 1 классе "На сколько больше?На сколько меньше?" ПНШ...

Конспект урока по математике на тему "Килограмм. Сколько килограммов" 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Цели деятельности учителя:формирования умения отвечать на вопрос «Сколько килограммов?»;совершенствование навыка решения текстовых задач;развитие логического мышления и коммуникативных спо...

Конспект урока по математике 2 класс "Во сколько раз больше или меньше"

КОНСПЕКТ урока по математикеТема:«Во сколько раз больше или меньше?»урок будет дан во 2 классеУМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по математике "Сколько в одном сколько в двух" УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс

Цель урока: формирование умения решать задачи с помощью сочетательным свойством умножения   Задачи урока   Планируемые результаты   Дидактические:1) Формировать умения ре...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: « На сколько больше, на сколько меньше».

Цели: создать условия для формирования умения сравнивать два числа, применяя вычитание; познакомить учащихся с решением задач на разностное сравнение; продолжать учить анализу арифметических задач.Пла...