Урок математики по системе "Школа России" 4 класс, тема: "Таблица единиц времени"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок построен в виде космического путешествия. Закрепление единиц времени происходит путём преодоления преград в "космическом пространстве". Разнообразны формы и методы урока, дефференцированы упражнения. На каждом этапе урока обучающиеся оценивают свою работу и в конце  выводят общий результат деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики 4 класс25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 4 класс

Тема урока: Таблица единиц времени

Цели урока:

1. Создать условия для формирования  понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать  диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству;

2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, навыков перевода из одних единиц времени в другие;

3. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.

Ход урока

I.Организация начала урока

1. Приветствие

У нас сегодня необычный урок. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения.

2. Актуализация знаний

Отгадывание загадки

Отгадайте загадку.

Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается. ( время)

3. Прочтение стихотворения

Послушайте внимательно стихотворение, после его прочтения ответите на мои вопросы.

Мы знаем время растяжимо                                      

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки

Но положив их на весы

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

 4. Беседа

Ребята о чем я прочитал стихотворение ? (О времени)

О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, минуты,  сутки)

Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит).

Так о какой величине мы сегодня будем говорить?

(О времени и единицах измерения времени).

Что мы уже знаем об этой величине?

Что умеем?

Что бы вы хотели узнать об этой величине?

Да сегодня мы поговорим обо всех единицах измерения времени и решим задачи с использованием этих величин.

А на нашем уроке мы отправимся в путешествие по космосу на космической ракете. Каждый из вас получил билет, на обратной стороне билета находится ваш бортовой журнал, в котором вы фиксируете все свои космические балы, полученные на уроке.  Также нам понадобится техническая документация – это будут ваши учебники и тетради и письменные принадлежности. Но для того чтобы отправиться в путь, вам необходимо пройти предстартовую проверку, проверить какие величины вы уже знаете и как умеете с ними работать.

II. Устный счет

Задание 1. Укажите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км

 (слайд № 2)

-Какую величину измеряют данными  единицами измерения?

Задание 2.  Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 3)

- Что скажите про данные единицы измерения?

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.

(слайд № 4)

Задание 4. Сравните и вставьте знаки:

1 сут 20 ч ... 120 ч   2ч 30 мин ... 230 мин

4 мин 2 с  ... 42 с             3 мес ... 100 сут

(слайд №5)

Проверим (слайд №6).

Итак, проверка закончена и вы все допущены к полету. Пристегнитесь, взлетаем,(слайд №7) и первая планета на которую мы совершим путешествие называется "ВРЕМЯ"(слайд №8).

III. Изучение нового материала

1. Рассказ о времени

Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени.

Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Поэтому до сих пор мы считаем в сутках 24 часа.

В древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. Также люди пользовались песочными, водяными, маятниковыми часами.

Сейчас существует множество различных видов часов: механические, электронные, атомные и многие другие. Многие из этих часов вы сами видели (слайд №9).

Давайте посмотрим какие величины используют, для измерения промежутков времени. (слайд №10)

Ну а мы продолжаем наше путешествие по бескрайнему космосу.

2. Восстановление последовательности, работа по карточкам

Наш навигатор дал сбой и перепутал временную последовательность (слайд №11). Для того чтобы продолжить путешествие, нам необходимо ее восстановить.

Восстановите  правильную последовательность (слайд №12):

Таблица единиц времени

1век                        60 с  

1год                         60мин

                                7 суток        

1 сут                          24ч                        

1ч                            30 суток  или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)                                              

1 мин                      100 лет                                              

1 неделя                 365 или 366 суток

1 месяц                  12мес

Проверим(слайд №13). Результаты проверки занесите в бортовой журнал, графа "Навигатор". Последовательность, которую вы восстановили, называется "Таблицей единиц времени". Этой таблицей мы будем пользоваться при переводе из одной единицы времени в другую.

3. Работа с учебником № 288 (1,2) (слайд№14)

Мы попали в электромагнитную бурю и наши бортовые часы могли сбиться. Нам необходимо их проверить. Пользуясь дополнительной технической документацией, то есть учебником на с. 56 №288, 1 вариант проверяет календарный сектор, это задание к номеру под цифрой 2, 2 вариант проверяет временной сектор, это задание по цифрой 3. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. Результаты занесите в свой бортовой журнал, графа "Техническая документация".

IV. Физкультминутка (слайд №15)

Молодцы, вы успешно исправили неполадки, и мы можем продолжать свое путешествие, но мы потратили много сил и должны их восстановить и подзарядиться.

Физкультминутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.

 1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

 4) "Будильник" - хлопки над головой.

 5) "Пружинка" - приседания.

 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

V. Закрепление

1. Сравнение (слайд №16)

Профилактика проведена, все неполадки исправлены и мы можем совершить следующую посадку на астероиде "Сравнений" (слайд №17).

6 сут. 18 ч 17 сут.     3 в.    287 лет

700 мин.   11 ч           50 мес.  4 г.

 3сут.5ч.   77ч.             1/4часа 15мин

Проверьте свои записи с правильными ответами на доске. Результаты внесите в бортовой журнал, графа "Планета сравнений".

2. Выражение

Нам срочно нужно внести коррективы в компьютер и рассчитать точное время возвращения, и для этого нам необходимо выразить следующие величины (1-4 на доске, 5 и 6 самостоятельно)

  1. в сутках: 48ч, 96ч;
  2. в часах: 2 сут., 120 мин;
  3. в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
  4. в годах: 60 мес., 84 мес.
  5. в  секундах: 5 мин, 16мин;
  6. в минутах: 600с, 5ч.

(слайд № 18)

(Взаимопроверка) Занесите данные в бортовой журнал, графа "Время возврата".

3. Решение задач

Следующую посадку мы совершаем на планете "Задач" (слайд №19). Местные жители сообщили нам о местном ритуале посвящения в "Космических решателей" и предложили нам его пройти. Для этого нам необходимо решить несколько задач из нашей технической документации. № 289 в учебнике (слайд №20).

1 вариант решает задачу под цифрой 1, 2 вариант решает под цифрой 2.

Проверим. Внесите результаты в свои бортовые журналы, графа "Планета задач".

4. Выполнение теста

Нас остановила космическая полиция, чтобы продолжить наше путешествие нам нужно пройти тестирование (слайд №21).

1. В какой строке слова расположены по порядку?

А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;

Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;

В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;

2) Сколько минут в 3-х часах?

А)  300;

Б)   150;

В)   180;

3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?

А) 1 век > 207 лет;

Б) 2 мин.50сек.<200 сек.

В) 2 ч. > 100 мин.

4)  Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.

А)  24 ч.

Б) 13 ч.

В) 12 мин.

5) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в  классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?

А) 12 ч. 30 мин.

Б) 14 час.

В)14 ч.30 мин.

6) Допишите недостающие единицы измерения.

1 век     …..        1 месяц    ….      1 час …… 1 сек.

Проверка теста. На экране правильные ответы. (слайд №22).

У кого нет ошибок в бортовом журнале  поставьте «5»,1- 2 ошибки – оценку «4», 3 ошибки –  оценку «3».

VI. Итог урока

Наше космическое путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой (слайд №23). По прибытию домой мы встретили корреспондента из газеты и он попросил ответить на несколько его вопросов.

Над  какой  темой  мы  сегодня  работали?

Что узнали нового? Какую таблицу составили?

Попробуйте  оценить  себя, поставив  себе  отметку  за  работу  на  уроке. Поставьте  эту  отметку  в  бортовой журнал  в  графу  «За  работу  на  уроке». Кто сомневается в своей оценке  позовите меня на помощь.

Кто  может  прокомментировать  свою  отметку?

Кто  доволен  собой?   Кто  не  очень  доволен  и  почему?

Посмотрите на доску, выберите подходящее для себя выражение и запишите ниже в бортовом журнале (слайд №24).

Сдайте свои бортовые журналы.

VII. Домашнее задание

С. 56, № 290, № 292 (по строчкам).

Спасибо за работу на уроке.

Литература:

  1. Математика 4 класс 1 часть. Москва «Просвещение» 2012г. с.56
  2. Рабочие тетради 4 кл. № 1,2  Москва «Просвещение» 2011
  3. Книги для учителя: Математика. Комментарии к урокам. 4 кл. 2009
  4. Тесты 4-5 Комбинированные «Легион» 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика и окружающий мир) по теме : «Таблица умножения и деления. Закрепление. Решение задач» 3 класс

Интегрированный урок (математика и окружающий мир) Обобщение и закрепление знаний по теме : «Таблица умножения и деления. Закрепление. Решение задач» 3 класс Задачи:...

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени" 4 класс

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени"...

Урок математики в 4-м классе по теме "Единицы массы. Тонны. Центнер".

Открытый урок математики по теме  "Единицы массы. Тонны. Центнер"...

Урок математики во 2-м классе по теме: "Единицы измерения времени. Час. Минута»

Цель: Познакомить второклассника с новой величиной; формировать представление о единицах времени – часе и минуте.Основные понятия: время, час, минута.УМК "Школа россии"...

Урок математики в 4-м классе. Тема: "Стоимость единицы товара, или цена " по программе "Перспективная начальная школа"

Урок математики в 4-м классе составлен по программе “Математика” автор А.Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель Р.Г.Чуракова.Тип урока: Урок первичного пр...

Интегрированный урок (математика и окружающий мир) по теме : «Таблица умножения и деления. Закрепление. Решение задач»

Обобщение и закрепление знаний по теме : «Таблица умножения и деления. Закрепление. Решение задач» 3 класс...