Математика 3 класс (1-4) УМК «Школа России» Тема. Закрепление знаний табличного умножения, деления и геометрических представлений. Форма. Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры".
план-конспект урока (математика, 3 класс) на тему

Киселева Татьяна Ивановна

Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры.

Используя математические вычисления: геометрический материал, решение задач, примеров, дать представление детям о связи архитектуры с математикой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Математика 3 класс (1-4) УМК «Школа России»

Тема. Закрепление знаний табличного умножения, деления и геометрических представлений.

Форма. Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры.

Цель: используя математические вычисления: геометрический материал, решение задач, примеров, дать представление детям о связи архитектуры с математикой.

Оборудование: презентация «Математика и архитектура», книги по истории математики и архитектуры; раздаточный материал для каждой команды: геометрический материал, задачи, примеры, фото исследуемых объектов: пирамиды Хеопса, Храма Пантенон, Собора Нотр Дам де Пари, Собор Василия Блаженного.

Ход урока.

  1. Организация внимания.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 Математика – древняя наука. Она связана со всем, что нас окружает.

- Для чего человеку нужна математика? (ответы детей).

1 слайд.

«В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано на практике без помощи вмешательства математики»

                                                                                      Ф.Бэкон

Слайд 2.

Математика – царица всех наук, символ мудрости.

- Но я могу утверждать, что математика связана с красотой.

Приведите примеры этого утверждения.  

Ответы детей.

Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов,  и задач, но и уникальное средство познания красоты.

Слайд 3.

Русский архитектор 18 века Андреян  Дмитриевич Захаров  утверждал:

 «Математика и  красота – неразлучны с человеком,  
и без них человек, быть может, не создал бы прекрасное  на свете».

Слайд 4.(показ исторических памятников архитектуры).

Много прекрасных памятников создали великие архитекторы, но смогли бы они обойтись без математики?

Слайд 5. Архитектура

От латинского . architectura,

 от греческого architekthon – строитель.

Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения

для жизни   и  деятельности людей.  

 Слайд 6.                                        

 Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе математическую логику учёного, ремесло мастера и вдохновение художника. «Прочность- польза - красота»- такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная древнеримским математиком  и архитектором         Марко  Витрувием.

Слайд 7.

При строительстве любого здания, даже первобытной пещеры необходима математика.

Что же объединяет эти две науки?

Слайд 8.

Проведём небольшие исследования и докажем, что архитектура и математика неразлучны, как две сестры.(деление детей на команды).

1команда - пирамида Хеопса;

2 команда – храм пантенон;

3 команда - Собора Нотр Дам де Пари;

4 команда - Собор Василия Блаженного.

Слайд 9.

План исследования:

  1. История.
  2. Геометрия.
  3. Чертёж.
  4. Формулы.
  5. Расчёты.
  6. Вычисления.

Слайд 10.

Во время исследования можно воспользоваться помощью: знатоков, библиотекаря, учителя.

Слайд 11.

История. Что? Где? Когда?

Чтобы найти ответы на  1 пункт плана вам необходимо отправиться в библиотеку. Но у нас библиотека необычная, и чтобы в неё попасть надо оставить свои автографы на документе. Он находится у вас на столах.(дети достают листок с примерами).

Необходимо по цепочки решить все данные примеры и отправить их в библиотеку, и лишь тогда каждая команда получит свой пакет документов для исследовательской работы (дети выполняют работу).

Достаньте из документов фото вашего объекта и главный документ, в который вы будете вносить результаты ваших исследований (объяснение учителя).

Слайд 12.

2. Геометрия, чертёж, формулы.

2.Повторение изученного. Исследовательская работа.

- откройте папку №2, достаньте документы и раздайте каждому участнику экспедиции.

1. Рассмотрите изображение вашего исторического памятника.

- Нарисуйте в тетради все геометрические фигуры, использованные архитектором.

                                                                                                                                                   

2.Прежде чем построить здание выбирается место и при помощи формул производится вычисление площади, которую будет занимать данный объект.

- Что лежит в основании вашего здания?

Квадрат, прямоугольник , квадрат, прямоугольник.

Используя масштаб, вы переносите основание в тетрадь и вычисляете периметр и площадь ваших исторических памятников.

Полученные данные записываете в исследовательский документ, но прежде необходимо проконсультироваться с библиотекарем.

Слайд 13.

Расчёты. Задачи. (без краткой записи)

При строительстве здания архитектору необходимо производить много расчётов. Вы тоже сможете это сделать (документы в папке № 3).

1.Пирамида Хеопса возводилась из 3 миллионов каменных блоков массой по 2 тонны каждый. На вершину был положен камень массой 8 тонн. Сколько весит вся пирамида?

2.Парфенон построен из мраморных колонн. Храм имеет по 8 колонн на 2 фасадах и по 15 колонн с 2 сторон. Сколько всего колонн в храме Парфенон?

3.Собор Парижской Богоматери очень высок. Каждый из 5 пролётов по 7 метров. Да ещё высота колокольни 69 метров. Какова высота собора Нотр  Дам де Пари?

4.Первоначально Покровский собор венчали : по 3 основных купола с 3 сторон и 16 маленьких, расположенных вокруг. Сколько всего куполов было вначале на соборе Василия Блаженного?

 Слайд 14.         Проверка. Запись в документ.

Слайд 15. Вычисления. Примеры.

1.Какова высота пирамиды Хеопса?

(96 – 51) : 5 + 91 +37 = … метров

2. На уровне какого ряда находился вход в пирамиду?

60 : 10 + 28 : 4 = … ряда

1.Сколько лет строился храм Парфенон?

(34 – 14) : 8 + 2 х (50 – 48) = … лет

2.Какова высота каждой колонны в храме Парфенон?                                                                        

6 х 9 + 4 х 3 +34 = … метров

1.Сколько весит колокол Эммануэль,  восточной башни собора?    72 : 9 + 5 х (87 – 86) = … тонн

2. Какова длина шпиля собора Нотр Дам де Пари?

24 : 6 х 9 + 5 х 5 + 35 = … метров

1. В каком веке Иван Грозный повелел поставить храм пречистой Царицы Богоматери?

42 : 7 + 2 х (42 – 37) = … веке

2. Какова высота самого высокого шатра в храме Василия Блаженного?  (94 – 54) : 10 + 7 х 6 = … метров

 Ответы проверяются и записываются в документы.

Слайды 16-20.  Защита проектов исследования.

Слайды 21, 22 красота современной  архитектуры.

Слайд 23. Домашнее задание.

Составить задачу, используя объекты архитектуры(современных зданий) на нахождение периметра и площади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по математике на тему: Закрепление знаний таблицы умножения и деления.

Урок-игра по математике на тему: Закрепление знаний таблицы умножения и деления....

Конспект урока математики "Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4"

Цели: Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2, 3, 4, учить применять их при решении примеров и задач, совершенствовать вычислительные навыки учащихсяРазвивать процессы логического мышле...

Тема: «Закрепление знаний табличного сложения в пределах 20»

Тема:   «Закрепление  знаний  табличного   сложения в  пределах  20»  ...

Конспект урока по математике. 3 класс, УМК "Школа России" Тема: «Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000»

Цели деятельности учителя: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепление знания нумерации трехзначных чисел; совершенствование умения решать задачи; продолжение р...

Технологическая карта урока математики по теме:"Закрепление знаний табличных случаев умножения и деления с числами 2 и 3"

Урок способствует формированию функциональной грамотности учащихся, развитию интереса к математике, активизации познавательной деятельности....