Урок математики по теме "Число пять. Цифра 5"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ивушкина Ольга Ивановна

Технологическая карта урока  математики  на тему "Число 5, Цифра 5" по программе "Щкола 2100". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_5.docx33.68 КБ
Файл chislo_i_tsifra_5.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

             Предмет: Математика

Класс: 1 «В» класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Число пять. Цифра5.»

Тема

Число пять. Цифра 5.

Цели

Образовательные: сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке, закрепить знание о взаимосвязи  между частью и целым.

Развивающие: развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.                                                                                      Формировать УУД: 

- Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей  правила поведения  при сотрудничестве.  

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией учебника: работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса:

Планируемый результат

Предметные:

Знать и называть последовательность чисел: знать название и обозначение операций сложения и вычитания; выделять как основание классификации такие признаки, как цвет, размер, уметь различать целое и части.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией учебника: работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса:

Основные понятия

Число, цифра, следующее число, предыдущее число, целое, часть, равенство.

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 58 – 59

- тетрадь

- прозрачная плёнка с графическими моделями чисел 1-4  

- цветные карандаши

- презентация «Число пять. Цифра 5»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

 

 

Организует проговаривание девиза урока

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Устанавливает тематические рамки.

 

  1. 1.Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

( Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. )

- Для чего нам нужно выполнять  эти правила?

2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

-Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по стране Цифирии.  

А помогут нам в этом наши герои Петя, Вова, Катя. Прежде  чем отправиться в страну Цифирию, наш проводник  Петя предлагает нам пройти испытание.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

-организовать актуализацию вычислительных навыков в пределах 4;

-организовать актуализацию способности к установлению порядка чисел от 1 до 4;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного  действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

 

Самостоятельно выполняют математический диктант.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё предположение.

  Фиксируют индивидуальное затруднение.

Организует актуализацию вычислительных навыков в пределах 4.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует выполнение учащимися пробного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

 

1 .Слайд 2 

- На пути в страну Цифирию нам встретилась бурная река. Пройти через неё можно по камушкам. А камушки эти не простые, они содержат задания, которые вы должны выполнить.  Найдите в тетради на странице 28 задание №1 Выполнять задание будете цветными карандашами. Возьмите зелёный карандаш. Внимательно послушаете задание, выполните его устно, а затем раскрасьте нужный кружок на числовом отрезке.

- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала? (4)

Возьмите жёлтый карандаш.

-  3 уменьшить на  1.Сколько получится. (2)

-Возьмите синий карандаш.

Из целого, которое равно 4 вычли часть, равную трём. Чему равна вторая часть?(1)

-Возьмите красный карандаш.

2 увеличьте на 1.(3)

2. Слайд 3

- Проверьте, пожалуйста, свою работу, сверив с Петиным образцом.  Если задание выполнено верно, поставьте «+», если допущены ошибки, исправьте их сверху нарисовав нужный кружок. Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! Ребята, кто допустил ошибки,  не отчаивайтесь, вы смогли самостоятельно их найти и исправить, значит, вы тоже молодцы.

 3. Слайд 4. Вот мы с вами и попали в страну Цифирию , а здесь нас ждут интересные задания.

4. Слайд 5

 Задание для пробного действия.

-Как расположены числа на числовом отрезке?
( В порядке возрастания.)                       - Назовите, какое число предшествует числу 3? (2)

- Как получить последующее число за числом 3? (Прибавить 1)
- Какое число стоит между числами два и четыре?(3)
- Назовите, какое число следует за числом четыре? (5).
- Как можно получить число пять на модели числового отрезка?
(Присоединить ещё один числовой отрезок и на конце написать цифру пять.)
- Покажите стрелочкой на модели числового отрезка, как получить число пять и запишите его цифрой.

Фронтальная проверка.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

III. Выявление причин затруднения и постановка учебной задачи

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

- организовать постановку цели урока;

- организовать формулировку темы урока.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

С помощью учителя ставят цели урока и формулируют тему.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует подводящий диалог.

Организует постановку цели урока и формулирование темы.

- Почему у меня стоит вопросительный знак?
(Мы не договорились, как правильно писать цифру пять и как её можно обозначить с помощью графической модели.)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
( Придумать графическую модель числа пять и научиться писать цифру пять.)
-  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
( Число пять. Цифра пять.)

- Для чего это нужно знать?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV Проектирование и фиксация нового знания

Цели:

-зафиксировать новое знание в речи и знаках;

-организовать усвоение учениками получение числа 5;

- организовать усвоение учениками получение графической модели числа 5;

- организовать усвоение учениками написания цифры 5.

Работают в парах и составляют модель числа 5.

.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё мнение.

Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут в воздухе.

Ученик выходит к доске и пишет цифру пять, громко проговаривая последовательность шагов.

Остальные дети работают в тетради с. 28 № 2.

Выполняют самопроверку по образцу.

Организует работу над составлением графической модели числа в парах

Организует объяснение написания цифры 5.

Организует индивидуальную работу.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

Организует самопроверку по образцу.

1. Работа над составлением графической модели числа пять

- Петя просит вас придумать, как можно с помощью точек нарисовать число пять. У вас на партах лежит прозрачная плёнка, на которой нарисованы графические модели чисел 1-4. Попробуйте путём совмещения моделей чисел друг с другом получить модель числа пять.  Эту работу вы выполните в парах. (повторить правила работы в парах)

Слайд  6
- Из каких частей состоит модель числа пять?

 (Один и четыре, три и два.).

 - У кого получилась такая же модель?

-Расскажите, как мы будем графически изображать число пять?
( Четыре точки ставим в углы, а пятую в центре.)

- Чему сейчас научились? (Строить модель числа 5)

3. Работа над согласованием образца написания цифры пять.

- Итак, модель числа пять мы составили, а теперь научимся писать цифру 5.
( Научиться писать цифру пять.)
- А что такое цифра?
( Это знак для записи числа.)

- Кто из вас раньше видел цифру 5? Где встречается? ( номер дома, монета, страница учебника, на линейке, на часах, лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке )

Слайд 7

(Чтение  стихотворения)
-
 Число пять записывается цифрой пять. Цифра пять состоит из трёх элементов: наклонной линии, правого полуовала и дуги. Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней стороны клетки. Пишем наклонную линию вниз, не доводя до центра клетки, затем пишем правый полуовал. От рабочей точки ведём дугу в правый верхний угол.
- Кто желает по образцу рассказать, как пишется цифра пять?

-Ребята, а кто желает самостоятельно написать цифру пять на доске и проговорить последовательность шагов?

- А теперь запишите в тетради под диктовку друг друга ещё по одной цифре.

Стр. 28 задание №2

 Продолжите самостоятельно написание цифры до конца строки, проговаривая последовательность шагов.
- Предлагаю выбрать среди ваших цифр Королеву страны Цифирии. Для этого сравните каждый шаг в написанной вами цифре с образцом учебника и поставьте точку (корону) над той цифрой, которая, по вашему мнению, совпадает с образцом.
- Кто нашёл Королеву страны Цифирии? (Дети поднимают руку.)
- Молодцы, справились с заданием!

-Чему научились?

(Писать цифру 5)

ФИЗМИНУТКА

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками состава числа 5 с проговариванием во внешней речи;

- организовать составление равенств по рисунку;

- организовать запись выражений.

Составляют равенства по рисунку.

Один ученик проговаривает написание выражения.

Составляют равенства по рисунку.

Один ученик проговаривает написание выражения.

Дети проговаривают состав числа 5.

Организует составление равенств по рисунку, используя такой признак как размер.

Организует индивидуальную работу.

Организует составление равенств по рисунку, используя такой признак как цвет.

Организует индивидуальную работу.

Организует повторение нового знания о составе числа 5.

Слайд 8

1.Работа над составом числа пять.

Учебник с.59 №6, рабочая тетрадь с.28 №3

- По какому признаку разделил вагоны Петя?
( По размеру.)
- Сколько больших вагонов?
(Один.)
- А маленьких?
( Четыре.)
-  Сколько всего вагонов?
( Пять.)

- Значит, пять это один и сколько?

(Это один и четыре.)
-  Пять это четыре и сколько?

(Четыре и один.)
- Какие четыре равенства вы можете записать к этому рисунку?


 1 + 4 = 5   

  4 + 1 = 5    

  5 – 1 = 4      

  5 – 4 = 1
-  Запишем эти равенства в тетрадь. Комментирует…

Слайд 9
-  По какому признаку разделил вагоны Вова?

(По цвету.)

-  Сколько зелёных вагонов?

(Два )

- Сколько жёлтых вагонов?

(Три.)

- Сколько всего вагонов?

( Пять.)

-  Значит, пять это два и сколько?

(Это два и три.)

-  Пять, это три и сколько?

(Три и два.)

-  Какие четыре равенства вы можете записать к этому рисунку?

    2 + 3 =5

    3 + 2 = 5  

    5 – 2 =3  

    5 – 3 = 2

- Запишем эти равенства в тетрадь. Комментирует…

Слайд 10

-  Что вы можете рассказать о числе пять?

Проговорите хором состав числа 5.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI. Самостоятельная работа.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по образцу, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по образцу. Фиксируют с помощью знаков «+» или «?» заполнение каждого выражения.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по образцу.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Помогите Кате  поставить в «окощках» знак действий «+» или «-» так, чтобы получились верные равенства.

Учебник с.59 №7, задание выполняется в тетради с.28 №4

 

Слайд 11. Проверьте  по образцу. Поднимите руку, кто допустил ошибку при заполнении первого выражения? Поставьте простым карандашом рядом «?». Поднимите руку, кто выполнил это задание верно? Поставьте рядом с выражением знак «+».
(Аналогично проводится проверка заполнения выражений с фиксацией результатов с помощью знаков «?», «+».)
-  Поднимите руку, кто выполнил все выражения без ошибок? Молодцы! Ребята, если кто – то из вас допустил ошибки, не огорчайтесь, вы сможете её исправить. Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
(Состав числа 5.)


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в тетради.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Вот и подошло наше путешествие по стране Цифирии. Подведём итог нашей работы.

-  Какова тема сегодняшнего урока?
(Число пять. Цифра пять.)
-  Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
( Придумать графическую модель числа 5 и научиться писать цифру пять.)
- Как по-вашему, достигли   мы поставленной цели? Докажите свою точку зрения, используя схему.

                  знаю

Я________запомнил

                   смог
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетради:

Красный кружок, если активно участвовали в работе, легко справлялись с заданиями и не встретили затруднений;

Синий кружок, если работали с классом и встретили 1-2 затруднения и смогли их преодолеть;

Зелёный кружок, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

- Мне и нашим героям понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

 

  Уметь оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других (КоммуникативныеУУД).       

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число 5. Цифра 5. Выполнила: Ивушкина О.И., учитель начальных классов, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа город Фролово.

Слайд 2

«Знаешь – говори, а не знаешь – слушай!»

Слайд 4

1 2 3 4 Проверьте

Слайд 5

Страна Цифирия

Слайд 6

1 2 3 4 ? Модель числового отрезка

Слайд 7

Модель числа 5

Слайд 8

Цифра 5

Слайд 9

1 + 4 = 5 5 – 4 = 1 5 - 1 = 4 4 + 1 = 5 Запишите равенства к рисункам

Слайд 10

2 + 3 = 5 5 – 3 = 2 5 – 2 = 3 3 + 2 = 5 Запишите равенства к рисункам

Слайд 11

4 5 1 1 5 4 5 2 3 5 3 2 Состав числа 5

Слайд 12

1 + 4 = 5 5 - 4 = 1 3 + 2 = 5 4 + 1 = 5 5 - 3 = 2 5 - 1 = 4 Проверьте решение

Слайд 13

Проверьте неравенства 4 5 1 5 5 3 5 2 < < < <

Слайд 14

Спасибо за сотрудничество!

Слайд 15

Петерсон Л.Г. Сценарии уроков к учебнику МАТЕМАТИКА для начальной школы по программе «Учусь учиться» - М. НОУ УМЦ «Школа 2000…», 2008 г. Пятёрка в дневнике http://babiki.ru/uploads/images/f/7/0/2/931/e4444a4aac.jpg Скворечник http://www.apus.ru/im.xp/050053049048052054048053.jpg Страна Цифирия http://dob.1september.ru/2001/05/9.jpg Числа – анимашки http://www.smayli.ru/data/smiles/alfavit-328.gif Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...