Урок по математике 4 класс "Сравнение дробей"
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме

Тихонова Ольга Викторовна

Цель: организовать сравнение дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.

Задачи: создать условия для открытия обучающимися знаний о сравнении дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями;

содействовать  развитию  логического мышления, математической речи, внимания, навыков самоконтроля, самоанализа;

организовать учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Проект урока по теме «Сравнение дробей (4 класс ОС «Школа 2100»)»

(Проблемно-диалогическая технология)

                                                       Учитель начальных классов

                               О.В.Тихонова

Цель: организовать сравнение дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.

Задачи: создать условия для открытия обучающимися знаний о сравнении дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями;

содействовать  развитию  логического мышления, математической речи, внимания, навыков самоконтроля, самоанализа;

организовать учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. – Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

(на доске)

- Начинайте мы опять решать, отгадывать, смекать

Психологический настрой.

  1. – Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Вспомним запись дробей.

- Проверьте.

- Как называется число над чертой?

- Что обозначает?

- Как называется число под чертой?

- Что оно обозначает?

- Дроби.



Дети предлагают и записывают дроби.

(1 ученик у доски)


- Числитель (табл.)

числитель

- Сколько частей взяли?

- Знаменатель (табл.)

знаменатель

- На сколько частей разделили целое?

Актуализация знаний.

  1. – Запишем ниже 2 дроби: 3    2

               4    4

без запятой, через клетку.

- Возьмите кружки. Закрасьте часть, которая соответствует дроби.

(1 ученик у доски)




- Проверьте.

- Что можете сказать о закрашенных частях?




- (У учащихся у каждого на столе кружки разделенные на четыре части)







            3  >  2 ,  2  <  3

  4      4    4       4

Подводящий диалог.

4. – Кто догадался о теме нашего урока?

- Мы будем сравнивать дроби. Это новое на уроке. Мы это не изучали.

Определение темы урока.

  1. – Сейчас сравнить дроби помог рисунок. Но позже мы будем сравнивать дроби без помощи рисунка, наглядности. Как же сравнить такие дроби? Что заметили?



Проверьте, совпал ли наш вывод с правилом, записанном в учебнике на с. 82.







- Я заметил, что знаменатели одинаковые, а числители разные. Значит, достаточно сравнить числители.




- (Чтение про себя).

- Да. Наш вывод совпал с правилом. (Чтение правила вслух).

Проблемный вопрос.






Открытие знания.




Сравнение открытого знания с правилом.

6 – Выполним  по цепочке №1 (б), с объяснением, применяя это правило.




(Учащиеся выполняют задание по цепочке с проговариванием объяснения вслух).

Первичное закрепление нового материала.

7 – Запишите еще 2 дроби, без запятой, через клетку.

- Закрасьте части круга, на которые указывают дроби.

- Сравните дроби.

- Какой знак поставили? Почему?

- Кто прав?


- Что интересного заметили?


- Как же сравнивать?


Вспомните правило деления.



- Что обозначает черта дроби?

- Какой вывод сделаем?







- Проверьте по учебнику вывод, который сделали мы, совпал ли с правилом на

с. 82.

2      2

6      8






2  >  2

6      8       - так как увидел это на кругах

2  <  2

6      8   - так как 6 < 8

- Числители одинаковые, а знаменатели разные.


- Сравнивать будем знаменатели.


- Чем больше делитель при одинаковых делимых, тем меньше частное.



- Деление.


- Чтобы сравнить дроби с одинаковым числителем, достаточно сравнить знаменатели. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. И наоборот, дробь больше та, у которой знаменатель меньше.

(Чтение про себя).



- Да. Наш вывод совпал с правилом.

(Чтение правила вслух).






Постановка проблемы.




Коллизии.










Открытие знания.

8. Выполним с объяснением №3 (б), используя данное правило.

(Учащиеся выполняют задание по цепочке с проговариванием объяснения вслух).

Первичное закрепление нового материала.

  1. Физминутка.

Дыхательная гимнастика.

- Задуйте большую свечу.

- Задуйте 5 маленьких свеч.

- Надуваем шарик.

- Выдыхаем медленно.



  1. – Продолжаем работу. Самостоятельно по вариантам выполните №5.

1 в. – 1, 2 неравенство.

2 в. – 3, 4 неравенство.

- Проверьте.

- Поставьте знак «+» на полях, если все правильно.

- Кто допустил ошибки? Подойдите, консультанты, объясните, как сравнивать дроби.

- Кому нужна помощь учителя?




Выполняют с/р.

(Кто выполнит, тот встает).

(Проверка на доске).




(Взаимопомощь).









(Учащиеся поднимают руки, если возник спор).

С/р по проверке в классе.

  1.  Составим алгоритм сравнения дробей.

























- Кто попробует записать правило в виде дробей с переменными?

1 шаг – Найти дроби с одинаковыми числителями или знаменателями.


2 шаг – Что одинаково?


3 шаг

Если одинаковы   Если одинаковы

числители,                   знаменатели,

4 шаг

больше та дробь,        больше та дробь

у которой больше      у которой                

числитель                   меньше

                                    знаменатель

По ходу рассуждения учащийся на доске открываются таблички.

(на доске)

карточки

Дроби


Что одинаково?


числитель = числитель

 

знаменатель = знаменатель


> дробь, где                                    > дробь, где

> числитель                                 < знаменатель

a > b, если a > b

m   m

a > a, если n < m

n   m


Опорный конспект.

  1. Подведем итог урока.

- Что удивило на уроке?


- Что было трудным?



- При сравнении дробей с разными знаменателями оказывается больше та дробь, где знаменатель маленький.



Рефлексия.

  1. Какие вопросы можно задать по этой теме на следующем уроке?

– Где можно найти ответы на эти вопросы?

– Это повторите дома. Придумайте и запишите дроби с одинаковыми числителями и знаменателями и сравните их.

– На отдельном листе запишите алгоритм сравнения дробей.

№ 7 (по желанию).

- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?



- правила с. 82.



Д. з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Вычитание дробей"

Конспект урока по математике "Вычитание дробей". Математика. Л.Г.Петерсон...

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Презентация урока по математике "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Представлена презентация по математике по теме "Дроби" для 4 класса программа "Перспектива"...

Конспект урока по математике "Доли. Дроби."

Конспект урока по математике "Доли. Дроби." в соответсвии с ФГОС...

Обобщающий урок по математике "Обыкновенные дроби" (с презентацией в программе Мимио)

План-конспект урока по математике "Обыкновенные дроби" представлен с опорой на презентацию, выполненную в программе мимио-технологии. Работая с интерактивной доской, ребята смогут обобщить и более пол...

Конспект урока по математике «Нахождение дроби от числа» 4 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока математики для учащихся 4 классов программа «Перспектива», «Просвещение» 2019, вторая часть на тему : "Нахождение дроби от числа"...