Урок математики по теме: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Супрун Людмила Васильевна

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, проведённого в 4 классе. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок разработан на основе  авторской  программы «Математика 1-4 класс» (авторы  М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др./ Школа России).

Урок математики проведён в форме деловой игры. Учащиеся работают в группах, имитируя работу в строительных фирмах. Материал урока позволяет создать условия для закрепления умения выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, сложения и вычитания величин. Выбранные формы и методы помогают развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Закрепление пройденного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления умения выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, сложения и вычитания величин. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные способности.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты образования

Предметные: умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.  

Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические способности; делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметные:

Регулятивные:  уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной деятельности, выполнять задания творческого и поискового характера.

Коммуникативные:   уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формы и методы обучения

Групповая (деловая игра).

Основное содержание темы, понятия и термины

Сложение и вычитание многозначных чисел, зависимости между величинами, решение задач, площадь и периметр прямоугольника, уравнения.

Образовательные ресурсы

карта Краснодарского края, пакеты с «деловой бумагами» (задания группам), таблицы для самооценивания, презентация к уроку.

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Слайд № 1

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

- Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит работать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого, и шаг за шагом будем продвигаться к будущему.

Предлагаю выбрать в каждой группе президента – руководителя фирмы.

- Они  будут моими непосредственными помощниками. С вашего позволения, я являюсь генеральным директором главного предприятия.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.Выбирают руководителя группы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Формирование адекватной оценки и самооценки.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели урока.

Устный счёт.

Слайды № 2-11

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Программированный опрос. Слайд № 12

Проверка.

Слайд № 13

Работа с картой Краснодарского края.

Слайд № 14-15

- Чем будут заниматься наши фирмы, мы узнаем, выполнив устный счёт.

200 – 80 : 2               (100 + 580) - 480            

1мин 10с + 30с         600 – 120 : (4 + 2)      

46 + 66 + 54             1км 600м – 500м    

(100 + 580) - 480         63 + 100 + 37                

 - Сегодня на уроке будут работать строительные фирмы. Перед вами вот такие таблицы с номерами, с помощью этой таблицы вы должны будете оценить  каждую свою работу по баллам.

-Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

- Вашу готовность работать в фирмах мы проверим с помощью опроса.

Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно - минус.

  1. 440+200=600
  2. 2км=200м
  3. 18 месяцев = 1год 6 месяцев
  4. 120*4= 840
  5. 4+5 –числовое выражение
  6. 150+х=260

Х=260-150

Х=111

  1. 300*10= 3000
  2. 5 кг400г-4кг 100г= 1 кг 200г  

- Сегодня на уроке будут работать строительные фирмы по нашему краю. Мы должны сначала решить, что и где будут строить фирмы на территории нашего края, показать это место на карте и рассказать,  какое значение эта стройка будет иметь для жителей.

Вручает пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени. Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания и умения по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Читают выражения и называют ответ

Рассматривают таблицы (приложение № 1) и воспринимают задачу учителя.

Президенты раздают карточки (приложение № 2)

Учащиеся выполняют задания, фиксируя ответы.

Учащиеся в группе  обмениваются карточками, взаимопроверка, подсчет баллов.

Обсуждение в группах. Ответы детей, работа с картой Краснодарского края.

Группы получают задания (приложение № 3)

Выполнять вычисления устно и формулировать свой ответ.

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Принимать и выполнять учебную задачу.

Сличать действия и его результат с заданным эталоном

Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение и нравственную позицию

Фронтальный. Устные ответы

Наблюдение учителя.

Ответы на карточках

Устные ответы.

4.Закрепление вычислительного навыка

Работа с «деловыми бумагами» (сложение и вычитание многозначных чисел).

Слайд № 16

Проверка.

Экспресс-опрос.

-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.

  1. Выполни сложение и вычитание  письменно, сделай проверку.

190600+76845
1008080 – 68747

  1. Найди значение выражения.

2008004 – 76685 + 1457

 (Тот, кто отвечает, получает дополнительный вопрос)

-Как называются числа при сложении? (слагаемые)

-Как называется результат сложения? (сумма)

- Как найти неизвестное слагаемое? (из суммы вычесть другое слагаемое)

-Как проверить сложение? ( вычитанием).

-Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

-Результат вычитания? (разность)

- Назови в своем примере уменьшаемое, вычитаемое. Как найти вычитаемое? (надо из уменьшаемого вычесть разность).

Выполняют сложение и вычитание письменно.

Проверяют выполненные действия. Оценивают свою работу.

Сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.

Наблюдения учителя.

Устные ответы 

5. Закрепление умения решать задачи.

Работа с «деловыми бумагами» (решение задач с величинами).

Слайд № 17

Проверка.

Слайд № 18

Задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника.

Слайд № 19

Проверка.

Слайд № 20

- А теперь вам предстоит решить задачи. 

1. Одна бригада рабочих заасфальтировала 5 км 060 м шоссе, другая бригада- на 2 км 280 м больше. Осталось покрыть асфальтом 965 м шоссе. Какой длины шоссе должны были заасфальтировать эти бригады?

2. Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.

 -Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.

Учащиеся выполняют решение задач, самостоятельно выбрав способ решения.

Проверяют правильность решения. Выполняют оценку.

Учащиеся выбирают задания и выполняют.

Проверяют правильность решения. Выполняют оценку.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Сличать действия и его результат с заданным эталоном.

Применять знания и способы действий по определению периметра и площади в изменённых условиях.

Сличать действия и его результат с заданным эталоном.

Наблюдение учителя

Самоконтроль и самооценка

Наблюдение учителя

Самоконтроль и самооценка.

6. Физкульт-минутка.

Слайд № 21-28

- Животные благодарят вас за участие в их судьбе и предлагают вам потанцевать вместе с ними.

Выполняют предложенные движения.

Осуществлять профилактику утомления.

Коллективный.

7. Продолжение закрепления изученного материала.

Найди ошибку.

Слайд № 29

-Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найдите и исправьте их (на раздаточной карте)

          27346          384058        16620        600000

   9875              615942          9064        39482

 37221            2000000          7554              

Учащиеся в группах исправляют ошибки.

Сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Аукцион знаний

Проверка.

Слайд № 30

- А сейчас мы попробуем построить из кирпичиков уравнения.

-Уважаемые работники фирм! Возьмите конверты, достаньте содержимое и внимательно рассмотрите.

 - Вам дано уравнение, но его решение рассыпано, помогите его собрать. Проверьте правильность решения.

- Какой компонент был неизвестен?

 - Как его нашли?

Проверка решения уравнений.

37028+х=43028        у-18376=35000    24900- у =8000        5000- х =1700

Х=43028-37028        у=35000+18376   у=24900-8000          х=5000-1700

Х=6000                     у=53376               у =16900                   х =3300

37028+6000=43028    у-18376=35000     24900- 16900=8000    5000- 3300 =1700  

Дополнительное задание: объясните, как нашли неизвестное.

Учащиеся в группах составляют уравнения из рассыпанных «кирпичиков» (приложение № 4)

Проверяют правильность решения. Выполняют оценку.

Выбирать правильное действие при решении уравнений.  Сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

Сличать действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коллективный

8. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение и оценка.

Слайд № 31

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы.

- Какие умения и навыки помогли нам сегодня на уроке?

- Что узнали нового?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Спасибо за работу.

Руководители групп выставляют оценки в итоговую ведомость (приложение № 5)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оценивание учащихся



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел."

В материале предстален урок по математике по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел." для 4 класса по учебнику Н. Б. Истоминой. Можно использовать по любому У...

План - конспект урока математики по теме "Закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание"

План-конспект урока, данного на семинаре директоров школ Почепского района. Урок - сказка. Ребята учились принимать и сравнивать цели и задачи  учебной деятельности, находить средства и способы е...

Урок-игра по теме: "Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание вида *+-1, *+-2, *+-3, состав однозначных чисел"

Тип урока: урок закрепления полученных знаний. Цель урока: закреплять знания детей о составе однозначных чисел, закреплять умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, формировать умения решать зада...