Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Программа кружка составлена для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_1_klass.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

Рассмотрено на заседании                           Согласовано.                                          Утверждаю.

педагогического совета                                Директор                                                Начальник УОиН

МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»                     МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»             администрации Губкинского

от _______ протокол № ____                       __________ Т.В.Солдатова                  городского округа

                                                                                                                                         _________О.В.Башкатова.

                                                                                                                                         Приказ №  __

                                                                                                                                         от «___» _____ 2013 г.

ПРОГРАММА

кружка «Занимательная математика»

(платная образовательная дополнительная услуга)

Класс: 1

Количество часов: 30 ч (1 ч в неделю)

Составитель

Кондратьева Татьяна Ивановна,

высшая квалификационная категория

Губкин

2013

Согласовано с директором                                                                Будзюк Н.В.

МБУ «Научно-методический центр»

Согласовано с заместителем начальника

управления образования и науки

по научно-методической работе                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012). Данная программа  позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить математический кругозор и эрудицию. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель программы:

      развивать математический образ мышления

Задачи:

     расширять кругозор учащихся в различных областях  математики;

     содействовать умелому использованию символики;

     учить правильно применять математическую терминологию;

    развивать умения видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять       причины и характер изменений;

     формировать умение работать в условиях поиска;

     развивать сообразительность, любознательность;

     учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

      Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

      Научность

           Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

      Системность

          Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

      Практическая направленность

        Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

      Обеспечение мотивации

         Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и участие в олимпиадах по математике.

      Реалистичность 

        С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 30 занятий.

      Курс ориентационный

      Осуществляет учебно-практическое знакомство с различными разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет математический кругозор и эрудицию, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся: 

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы;

- математические игры.

   Содержание программы кружка «Занимательная математика» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета «Математика». Занятия  кружка   содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, успешно участвовать в олимпиадах и  конкурсах.

     Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии.

     Средний возраст обучающихся - 7 лет (1 класс). У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

     Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на 1 год - 30 часов занятий. Режим работы  – 1 час в неделю.

  

Ценностными ориентирами содержания занятий являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы кружка

Личностными результатами являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее количество часов

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

15

Математика – это интересно.

1

Игры с кубиками.

3

Волшебная линейка.

1

 

Праздник числа 10.

1

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

1

Математические игры.

4

Числовые головоломки.

2

Игра в магазин. Монеты.

1

Математическое путешествие.

1

2.

Мир занимательных задач

4

Задачи-смекалки.

1

Математическая карусель.

2

Секреты задач.

1

3.

Геометрическая мозаика

11

Танграм: древняя китайская головоломка.

2

Путешествие точки.

1

Конструирование многоугольников из деталей танграма

2

Конструкторы лего.

2

Весёлая геометрия.

1

«Спичечный» конструктор.

1

Прятки с фигурами.

1

Уголки.

1

ИТОГО

30

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины (15 ч)

   Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

   Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание в пределах 100. Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач (4 ч)

  Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

  Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  Старинные задачи. Логические задачи.

  Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

  Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика (11 ч)

  Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

-  проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. 

Содержание занятий

Тема 1. Математика – это интересно

Решение нестандартных задач.  

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с  частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 16. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 17. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.  

Тема 18. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 19. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 20.Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 21. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 22. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 23. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 24. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Тема 25. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7    7 + 2 = 9    9 – 3 = 6   6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

Тема 26. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 27. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 28. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 29. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 30. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

УМК

1.Беденко М.В. Клоуны Бим и Бом. Сложение и вычитание чисел в пределах десятка. – М.: ООО «5 за знания», 2007.

2.Кочурова Е.Э. «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.

3.Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. – М.: «Просвещение», 2012.

Материально-техническое обеспечение

1.Кубики с точками или цифрами.

2.Комплекты карточек с числами.

3.«Математический веер» с цифрами и знаками.

4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.

5.Таблицы для начальной школы.

6.Математические настольные игры.

7.Карточки с математическими заданиями.

 

Список литературы 

1.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2.Волина В.В. Праздник числа. - М.: Знание, 1993.

3.Волина В.В. Занимательная математика для детей. – Санкт-Петербург: Дидактика, 1994.

4.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики.  - М.: «Просвещение», 1995.

5.Все задачи «Кенгуру». – Санкт-Петербург, 2008.

6.Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. – М.: Айрис-пресс, 2008.

7.Кенгуру – 2008. Задачи, решения, итоги. – Санкт-Петербург, 2008.

8.Лавриненко Г.А. Как научить детей решать задачи? -  Саратов: «Лицей», 2000.

9.Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов: «Лицей», 2001.

10.Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания/сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008.

11.Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. – М.: «Просвещение», 2011.

12.Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: Издательство Русанова, 1994. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа Математика 1 класс

По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа "Математика 2 класс"

Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс"  для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....

Рабочая программа Математика 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.);- про...