План конспект урока математики в 1 классе по теме: Знакомство с числом ноль
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Макаренко Лариса Александровна

Знакомство с числом ноль 1 класс математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenko_la_plan_konspekt_uroka_znakomstvo_s_chislom_nol.docx323.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Знакомство с числом 0»

  1. ФИО (полностью) Макаренко Лариса Александровна
  2. Место работы:  МАОУ «Лицей №36» города Саратова
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: математика
  5. Класс: 1
  6. Тема урока: Знакомство с числом  нуль из раздела «Натуральный ряд чисел и число 0» (40 урок по планированию, 6 урок в разделе)
  7. Учебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), часть 1, учебник с. 84-85.
  8. Цель урока: способствовать ознакомлению с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописанию цифры 0; создать условия для получения числа 0 из последующего числа, определения закономерностей.
  9. Задачи урока:

Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе нуль как отсутствии объектов пересчета; ознакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.

Развивающие: развивать внимание, память, математическую речь; развивать логическое мышление, развивать желание работать самостоятельно, разбираться в проблемных ситуациях.

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, индивидуально, в группе; творческую активность, интерес к математике.

Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха; создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

  1. Тип урока: открытие  новых  знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с цифрами, презентация, компьютер, проектор.
  4. УУД

Предметные: имеют представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «число нуль»; умеют писать цифру 0, получать число 0 из последующего числа, определять место числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.
  • Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей.

Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Мотивация  к учебной деятельности.

(1 мин)

Слышите? Звенит звонок, начинается урок. Садитесь. - С каким настроением будем работать?

Тогда повторяйте за мной:

  • У меня хорошее настроение!
  • Я буду внимателен на уроке и у меня всё получится!

Выбирают мордашку смайлика соответственно своему настроению.

Личностные.

II

Актуализация знаний.

(5 мин)

  1. Касса картинок (каждое задание учитель выкладывает в кассе)

- Начнём мы с математической разминки. Приготовьте карточки с числами.

На экране будут появляться задания, а вы должны будете показать ответ и выложить карточки перед собой.

- Можем мы навести порядок с этими числами? Какой?

- Выложите эти числа в порядке возрастания.

- Можем сказать, что получился натуральный ряд чисел? Почему?

- Что надо сделать?

- Можем теперь сказать, что получился натуральный ряд чисел?     - Что обозначает многоточие в конце?

- Итак, с какого числа начинается натуральный ряд чисел? Каким заканчивается?

Смотрят задания, считают, показывают ответ, выкладывают перед собой карточки.

Выкладывают числа в порядке возрастания.

Проговаривают задания.

Выкладывают число и делают вывод о натуральном ряде чисел.

Предметные.

Регулятивные. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные.

III

Постановка темы и цели урока.

(2 мин)

-  Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (игрушки)

- Соня возьми одну игрушку. Никита, возьми ты игрушку. Аня, возьми игрушку. Дима, и ты возьми игрушку.

-Что у меня осталось? (ничего)

-Интересное слово «ничего». А как в математике обозначают «ничего»?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения

Регулятивные: планирование деятельности; целеполагание.

Коммуникативные.

IV

«Открытие» нового знания. (5 мин)

- Как же мне показать, что у меня нет игрушек?

- Давайте рассмотрим эту цифру. На что она похожа?

Могу назвать её мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как её не назовём,

Она зовётся всё ж нулём.

-Оказывается, у этой цифры есть два названия – «ноль» и «нуль».

- В центре города Будапешт (Венгрия) находится памятник нулю. 

От этого памятника отмеряют  все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Давайте и мы поставим её на почётное место, только куда?   (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) 
– Что можете еще сказать про число ноль?
(Число ноль меньше любого натурального числа)

- Будет число ноль – натуральное?

-Оставьте две первые цифры, остальные уберите. Что они обозначают?

–Когда звонят по такому номеру?

– В народе говорят:

  • С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
  • Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

- Кто знает, что значат эти  выражения?

-А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.

Отвечают на вопросы, рассматривают цифру, выдвигают гипотезы.

Рассматривают памятник.

Работают с числовым рядом по карточкам, отвечают на вопросы.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка         (1 мин)

Показывает быстро движения

Повторяют движения

V

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней среде.

(5 мин)

  1. Письмо цифры 0

Организует работу по учебнику.

-Откройте учебник на стр.84 №195.

-Составьте математический рассказ по первому рисунку.

- Составьте математический рассказ по второму рисунку.

- Как же можно ответить на эти вопросы? Давайте прочитаем в учебнике.

-Организует работу в тетрадях.

- Что мы будем делать дальше?

- Рассмотрите образец. Пропишите цифру в тетради. Подчеркните самые красивые цифры.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и узнайте его точку зрения.

Составляют математический рассказ, читают выводы по учебнику

Будем учиться писать цифру 0.

Выполняют работу в тетрадях и делают взаимопроверку с соседом по парте.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста, иллюстраций; умение ориентироваться на развороте учебника.

Личностные: умение определять и высказывать простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(10 мин)

Организует самостоятельную работу по учебнику:

- Рассмотрите рисунок в №196.

- Прочитайте вопросы и запишите ответы.

- Проверьте ваши ответы. (слайд 15)

- Что можем с этими числами сделать? (сравнить)

-Составьте по 3 равенства и 3 неравенства. Используя данные числа.

Выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях, проверяют его по эталону.

Взаимопроверка в паре.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные: логически, общеучебные.

Физминутка.

(1 мин)

Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем. Снова глазки закрываем.  До шести теперь считаем.  Открываем, поморгаем.     И работать продолжаем.  

Выполняют упражнения.

VIII

Повторение с включением новых знаний.

(9  мин)

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1кл. Часть 1. Урок 09.         6 задание.

Организует работу в паре по карточкам.

Одна пара выполняет задание на компьютере.

Организует групповую работу.

Каждая группа получает задание. Надо сложить пазлы. Наклеить их на картон.

- Что получилось? (иллюстрации к сказке И.Токмаковой «Может, Нуль не виноват?»

- Кто читал эту сказку? Тогда я вам советую её прочитать и узнать о приключениях девочки Али в математической стране.

Выполняют задание в парах, сравнивают результаты с эталоном.  

Выполняют задание в группах, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей.

Познавательные: логические.

IX

  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(1 мин)

Организует беседу:

- Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)

- Мы её решили?

-Вы довольны своей работой? Если да, то поднимите ладошки и поверните их ко мне. А если не очень, то поверните ладошки к себе.

- А  мне понравилось как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Касса картинок

Мультимедийный

Практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73996dae-5afb-426b-ba3d-31d2f084c0ed/ResFile.SWF 

2

Письмо цифры 0

Мультимедийный

Практический

Иллюстрация (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

3

Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1кл. Часть 1. Урок 09. 6 задание.

Мультимедийный

Практический

тест

http://nachalka.info/class1 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

План-конспект урока в 1 классе по теме "Знакомство с задачей"

В основе усвоения нового знания лежит прием сравнения - сопоставления....

План-конспект урока математики 2 класс. Уравнение. Решение уравнений методом подбора неизвестного числа.

План - конспект  урока математики для учащихся 2 класса на тему: «Уравнение. Решение уравнений методом подбора неизвестного числа» в рамках учебного курса математики  УМК «...

План-конспект урока математики 2 класс по теме "Окружность и круг"

План- конспект урока математики по теме "Окружность и круг" предназначен для учителей начальных классов, которые работают  во втором клсссе по УМК "ПНШ"...

План-конспект урока математики 1 класс "Вычитание суммы из числа"

Конспект урока математики УМК «система Л. В. Занкова» 1 класс (Учебник «Математика» 2 часть, с. 9...

План конспект урока математики 3 класс" Вычисление числового выражения. Умножение суммы на число".

План конспект урока математики  3 класс" Вычисление числового выражения. Умножение суммы на число"....