Урок математики
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме

Хулина Оксана Владимировна

Урок – путешествие (повторение изученного  материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike.doc632.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система: УМК «Перспектива»

Предмет: Математика

Класс: 2

Авторы учебника: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Тип: Урок – путешествие (повторение изученного  материала)

Вид: Беседа, самостоятельная работа

Методы: Словесные, частично-поисковые, проблемные, игровые, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

Форма:  Индивидуальная, парная, фронтальная

Тема:  Сложение двузначных чисел с переходом через десяток

Цель:  Повторить сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Задачи: 1.Закрепить навыки сложения двузначных чисел с переходом через десяток.

2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.

3. Воспитывать интерес к предмету, желание и интерес к наблюдению за окружающим миром; уверенность в своих силах.

Оборудование: Мультимедийная  презентация, компьютер. Конверты с заданиями.

        Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой на работу.

Стихотворение читает ученик

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…


– Разве любы нам хмурые лица, ребята? Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок математики.

II. Сообщение темы и задач урока:

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работаем на уроках математики?

- Сложение двузначных чисел с переходом через десяток

- Как вы считаете, можно нам переходить к изучению нового материала, или необходимо  ещё раз повторить приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток?

- Ещё раз повторить приёмы сложения двузначных чисел.

- Хорошо, давайте вспомним приёмы сложения двузначных чисел и постараемся их запомнить.

-  Что мы обычно делаем на уроках математики?

- Решаем задачи, примеры, пишем графический диктант, работаем с геометрическим материалом, решаем неравенства.

- Ваши предложения, с чего вы хотели бы начать работу сегодня?

Мои ученики любят писать графические диктанты. Поэтому, я думаю, что они выберут графический диктант.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Графический диктант

Ученики пишут графический диктант и получают изображение ракеты. Начало работы – красная точка, цифры  указывают на количество клеток, стрелки – на направление движения.

Окно – иллюминатор рисуют произвольно.

3

3

6

6

3

3

8

6

6

2

2

2

2

- Ребята, что у вас получилось?

Ракета

- Как можно по-другому назвать ракету?

Космический корабль

- Для чего нужен космический корабль?

Для  полёта в космос

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, если  мы построили космический корабль?

Отправимся в космическое путешествие

В умах ученых много лет

                                                Жила мечта заветная

                                                Взлететь при помощи ракет

                                                В пространство межпланетное

- Каждому члену экипажа ракеты выдаётся лист самооценки космонавта, который находится в конверте № 1.

- Во время полёта нам необходимо будет выполнять определённые  задания. После выполнения каждого задания, вы ставите в своём листе самооценки космонавта значок, который отражает самооценку вашей работы:

  • Красный  кружок – я всё сделал сам.
  • Жёлтый  кружок – я знаю, как выполнять, но не уверен в своих силах.
  • Зелёный  кружок – при выполнении задания мне нужна помощь

  1. Устный счёт

- Ребята, космонавты сразу могут отправляться в полёт или необходимо выполнение каких-то условий?

Нет, сначала космонавты тренируются на Земле.

-Итак, приглашаю вас на тренажёр. Приготовьте свои числовые веера. Внимание, начинаем подготовку к полёту.

а ) Задачи в стихах:

Ёжик по лесу гулял,

И грибочки собирал:

Белых 2 и 2 опёнка,

2 лисички, 2 маслёнка.

Большую волнушку нашёл он под ёлкой.

Сколько грибов у ежа на иголках?  2+2+2+2+1=9

Двенадцать  сыроежек,

2 рыжика и груздь.

Грибов набрал я много,

А сосчитать боюсь.

Помогите мне, ребята. 12+2+1=15

В небе скворцы порхали

20 штук мы насчитали.

Шесть из них улетели,

Остальные звонко пели.

Ты их сосчитай скорей.

Сколько в небе пернатых друзей? 20-6=14

Если звёздочку возьмём,

То 5 лучиков найдём.

Три звезды себе представьте,

Все лучи сосчитайте. 5+5+5=15

б) Счёт десятками

- На сколько десятков 50 больше 20?

- Сколько десятков составит сумма чисел 30 и 60?

- Сколько десятков составит разница чисел 80 и 40?

- Назовите самое маленькое однозначное число.

-Назовите самое большое двузначное число.

в) Арифметический диктант:

- запишите число, в котором 8 десятков;

- запишите число, в котором 6 единиц и 2 десятка;

- запишите число, в котором 4 десятка и столько же единиц;

-первое слагаемое – 30, второе слагаемое – 5. Чему равна сумма?;

-70 увеличили на 1;

-Уменьшаемое – 15, вычитаемое – 3. Чему равна разность?

Слайд 2  Проверка. Один из учеников читает ответы, а остальные проверяют, при этом на экране  появляются ответы.

80, 26, 44, 35, 71, 12.

- Какое число можно назвать лишним?

Дети могут называть различные варианты:

Число 80 – лишнее, потому что оно «круглое».

44 – лишнее, потому что у него одинаковое количество десятков и единиц.

12 – лишнее, потому что сумма цифр в записи этого числа равна трём, а у всех остальных сумма цифр равна восьми.

- Все справились с тренировочными заданиями – значит,  все готовы к полёту.

III.Обобщение изученного

3.1 Сложение двузначных чисел

- О том, что мы отправляемся в путешествие, узнал один ваш хороший  знакомый. Имени его я не знаю, но он передал вам конверт. Посмотрите конверт № 2 и скажите, как вы думаете, что нужно делать?

Ученики смотрят содержимое конверта и определяют, что нужно решить примеры и, воспользовавшись ключом, прочитать слово.

- Как бы вы хотели выполнить это задание – самостоятельно или в паре?

Дети выбирают вид работы, выполняют задание.

Слайд 3 Фронтальная проверка и самооценка в листках космонавтов.

70

80

40

60

20

50

43 + 17 – Т                              24 + 26 – К                             33 + 37 – Л    

74 + 6 – У                                12 + 8 – И                               31 + 9 – Н

Дети решают примеры. При проверке по щелчку  открывается буква, соответствующая ответу. Чтение полученного слова – ЛУНТИК.

70

80

40

60

20

50

Л

У

Н

Т

И

К

- Вы помните, как появился Лунтик на Земле?

(Упал с Луны)

- Лунтик приглашает нас в гости на свою Родину. Как вы думаете, куда мы полетим?

 На Луну.

 Что вы знаете о Луне?

Луна – спутник Земли.

- Вы хотели бы узнать, какое расстояние нам необходимо пролететь, чтобы долететь до Луны? Для этого необходимо выполнить задание в конверте  № 3.

3.2 Решение цепочки примеров

Ученики достают из конверта задание и определяют, что необходимо решить цепочку примеров. 

Дети выполняют задание самостоятельно, делают самопроверку (Слайд 4) оценивают свою работу в листах самооценки космонавтов.

Физминутка

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

3.3 Работа с единицами измерения времени.

- Полёт протекает нормально.  Приближаемся к Луне.

- Ребята, а вы знаете, кто совершил первый полёт в космос?

Юрий Гагарин

Слайд 5

- Когда это произошло?

12 апреля 1961 года

- В этом, 2011 году  12 апреля,  сколько лет со дня полёта Юрия Гагарина в космос мы будем отмечать?

50 лет

- Верно. А совсем недавно, 9 марта, исполнилось 77 лет со дня рождения Юрия Гагарина.

 - Первый полёт в космос продолжался 108 минут. Посчитайте, сколько это часов.  108 минут составляет 1 час 48 минут.

- Оцените свою работу в листке самооценки космонавта.

- Посмотрите, как выглядит спутник Земли на фотографии из космоса.

 Слайд 6

- Ребята, можем мы дышать на Луне, так же, как на Земле?

Нет, необходимы скафандры.

- Верно. Поэтому мы не будем совершать посадку,  просто полюбуемся Луной.

- Продолжаем наше космическое путешествие. Следующая планета, на которой мы побываем – самая большая  планета Солнечной системы.

3.4 Решение задачи с помощью счётного материала.

- Как называется планета, на которую мы отправляемся, вы узнаете,  заглянув в конверт № 4.

№3, стр. 42 (учебник). 

Дети  знакомятся с заданием и ставят цель – решить  задачу.

- Как будем решать задачу – предлагайте.

Задачу можно решить с использованием счётного материала.

Текст задачи: «В товарном поезде 25 вагонов. В одном из пунктов к нему присоединили ещё 15 вагонов. Сколько вагонов стало?»

Ученики читают условие задачи и решают, обозначая 25 вагонов как 2 десятка и 5 единиц; 15 вагонов – как 1 десяток и 5 единиц. Находят сумму, складывая единицы с единицами, десятки с десятками. Затем 10 единиц заменяют одним десятком-пучком и кладут его к десяткам.

Работа с листами самооценки космонавтов.

- Итак, планета,  которую мы видим в иллюминаторы  - это Юпитер.

Слайд 7

- Посмотрите, как мала наша Земля по сравнению с Юпитером: масса Земли в 317 раз меньше массы Юпитера.

Слайд 8

- Назовите, сколько в числе 317  единиц? Десятков? Сотен?

- Мы уже долго находимся в состоянии невесомости, необходимо сделать разминку.

Физминутка.

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

3.5 Сложение в столбик

- Мы продолжаем полёт. Перед нами  - густой туман. Туман рассеется, если вы вскроете   конверт  №5  и определите, что нам необходимо сделать. Эту работу мы выполняем в парах сменного состава.

Ученики работают в парах сменного состава: находят ошибки в записи выражений, исправляют их, находят сумму данных чисел.

+23              54               24     + 64           7              

17             +   46          +6           26          +   33        

 Взаимопроверка. Самооценка в листах космонавтов.

3.6  Работа с геометрическим материалом

-  Задание выполнено. Необходимо проложить маршрут дальнейшего полёта. К сожалению, я не знаю, куда нам лететь дальше. Ребята, какие предложения есть у вас?

 На парте лежит ещё один конверт. Можно посмотреть, что в нём находится.

Дети вскрывают конверт № 6, рассматривают задание, формулируют задачу: построить ломаную линию.

- Как вам удобнее выполнять это задание самостоятельно или в паре?

Ученики выбирают вид работы и выполняют задание.

Задание в конверте:  Незамкнутая ломаная линия состоит из 3 звеньев. Длина первого звена 2 см. Длина каждого последующего звена на 2 см больше предыдущего. Найти длину ломаной, обозначить вершины ломаной.

Выполнение взаимопроверки.   Самооценка в листах космонавтов.

- Маршрут определён – мы приближаемся к шестой по расстоянию от Солнца планете Солнечной системы.  Вы узнаете название планеты, если соедините начальные буквы в словах:

Слайд  9

Эта планета называется Сатурн.

Слайд 10

- Сатурн хорошо известен своими знаменитыми кольцами, состоящими из  тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.

- Какая  это по счёту от Солнца планета?

-Сколько всего планет в Солнечной системе?

-Назовите их.

- Эти обломки опасны для нашей ракеты, поэтому мы полюбуемся планетой издалека и продолжим наше путешествие.

3.7  Решение неравенств

- Впереди по курсу – метеорит. Как вы думаете, опасно для корабля столкновение с метеоритом? Что будем делать?

Посмотреть содержимое  конверта  № 7.

Задание в конверте

2 м 3дм   и   24 дм            65 см    и     7 дм             12 м      и      43 дм

Ученики открывают конверт, смотрят задание и определяют, что необходимо сравнить  меры длины  и поставить нужный знак.

Самостоятельная работа и взаимоконтроль (Слайд 11)

Самооценка в листах космонавтов.

- Работа выполнена, мы продолжаем полёт.

- Новое сообщение из капитанского отсека. Топлива хватит только для полёта до Земли. Какое принимаем решение?

Принимаем решение – курс – планета Земля.

-Раз-два! Скорость света.

-Три-четыре! Мы летим.

-На любимую  планету,

-Поскорей попасть хотим!

-Мы приближаемся к родному дому. Посмотрите, ребята, как прекрасна наша Земля на фотографии, сделанной из космоса.

Слайд 12

Стихотворение читает ученица

Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,

Но вот уже земной встречаю я рассвет.

                                   Земля, Земля, планета голубая,

  Ты лучше всех, прекрасней всех планет!

- Наш космический корабль благополучно приземляется. Вот уже видны встречающие. Но что я вижу? Посмотрите, что случилось с нашим другом Лунтиком?

Слайд 13

                         

                                                                                                                                                           

Предполагаемые ответы детей: Лунтик  скучает по своей Родине – Луне или Лунтику грустно расставаться со своими  друзьями.

- Мы можем расстаться, если вашему другу так грустно?

- Как можно поднять настроение?

Поиграть в интересную игру.

Слайд 15

Задание на логическое мышление. Нужно объяснить выбор цвета и выбор фигуры. Проверка – по щелчку.

IV. Рефлексия

- Ребята, сегодня мы с вами совершили космическое путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.

Слайд

Ученики берут смайлик, который соответствует настроению, и прикрепляют на соответствующей строке.

-Выберите начало фразы и продолжите высказывание.

Слайд 16

                                                                  

узнал

запомнил

Я сегодня

научился

удивился

повторил

               

V. Итог урока

- Чем мы занимались на уроке? (Построили ракету и отправились  в космическое путешествие)

- На каких планетах мы побывали? ( Юпитер, Сатурн, Земля)

- Сколько всего планет в Солнечной системе? (9)

-Что мы повторили во время путешествия?

(Сложение двузначных чисел)

- Что необходимо знать и выполнять при сложении двузначных чисел?

(Правило записи чисел при сложении в столбик, приёмы сложения двузначных чисел)

 VI. Домашнее задание.

- Всего в солнечной системе 9 планет. Где вы можете узнать об остальных  планетах?

В библиотеке, в сети Интернет.

Задание по учебнику стр. 42, №4, 6

Задание в рабочей тетради стр.56 № 1, 2

Источники информации:

  1. Внеклассные мероприятия 2 класс, 3-е издание. – М., Вако, 2008.
  2. Дерягина Л.Б. Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. – Литера, 2006.
  3. Журнал для педагогов начальной школы. - /Пед. Совет/ № 2, 1996.
  4.  Попова И.,  Усачева В. Занимательная математика.  – М., Учитель, 2007.  
  5. http://deadland.ru/files/u19979/luntik-paint-3.jpg   Лунтик грустный
  6. http://forum.sibmama.ru/usrpx/22493/22493_800x600_photos0800x600_1.jpg 

   Лунтик весёлый

  1. http://img.66.ru/news/0/0/79/797.jpg    Юрий Гагарин
  2. http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/5/7/105675_148398.jpg  Земля
  3. http://sch904.edusite.ru/images/p24_sun-system.jpg  Солнечная система
  4. http://link2universe.files.wordpress.com/2010/09/hs-2010-20-f-full_jpg.jpg?w=500&h=517  Юпитер
  5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e2/Jupiter-Earth-Spot_comparison.jpg   сравнительные размеры Земли и Юпитера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...