Урок "Умножение на двузначное число"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Урок для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 20

х.Горькая Балка муниципального образования

Новокубанский район

Конспект урока

по математике

в 4 классе

Письменное умножение на числа,

 оканчивающиеся нулями.

                                           Подготовила: Кирдяшкина Людмила Юрьевна

                                                          учитель начальных классов

                                     8(86195)22918

                                                            kirdyashckina.mila.yndex@.ru

        2014 г.

Цель:  познакомить с письменными приёмами умножения на числа,  

            оканчивающиеся нулями.

Задачи: формировать вычислительные навыки, совершенствовать умение  

              решать задачи, развивать  память, логическое мышление,  

              наблюдательность, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро 4 класс; карточки для  

                          составления алгоритма, тетради, проектор, презентация к  

                          уроку.

   

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все к уроку мы готовы,
Время не теряем зря.
Продолжаем изучать

Математику на «5».

- Чтобы достичь таких знаний, что  вы можете для этого сделать? (дружно работать, слушать внимательно учителя и своих товарищей, правильно считать, не бояться трудностей)

2. Устный счёт. Актуализация знаний.

-Как вы правильно считаете, покажет следующее задание.

-Рассмотрите выражения на  и скажите что больше и во сколько раз сумма чисел 10 и 40 или их произведение. Слайд № 2

10х40…..10+40

Что больше и во сколько раз частное или разность: 25:5…..25-5

Но для начала проверьте правильно ли у меня написаны эти выражения (допущены ошибки в произведении и разности)

3.Индивидуальная работа по карточкам

А) Поставь скобки так, чтобы получилось истинное высказывание:

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 16

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 30

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 2

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 48

Б) Реши уравнения:

           150 + х = 50 ∙ 7                         480 : х = 100 : 10

В) Выполни деление с остатком:

 27 : 10                   27 : 4                 384 : 100                 63 : 10

4. Актуализация знаний.

Вычислите пример разными способами. На доске появляется запись:

8х(2х5) = 8 х 10=80

8х(2х5)=(8х2)х5=80

8х(2х5)=(8х5)х2=80

-Нам нужно найти значение выражения 243 х 20

-Ваши предположения как это можно сделать? (версии ребят)

-Вы совершенно правы.

243 х 20 = 243 х ( 2 х 10)= 243 х 2х 10=4860

-Как поступим с выражением 532 х 300?

532 х 300= 532 х (3 х 100) = 532 х 3 х 100=159600

- Какой вывод можем сделать? ( второй множитель, который оканчивается 0 заменяем произведением чисел одно, из которых 10 или 100).

  1. .  Новая тема.

- Посмотрите ещё раз как умножали. Запись получилась длинная. Можно записать короче если выполнить умножение в столбик. Посмотрите я записала решение одного примера по-разному. Проследите за вычислениями. 3.1. Постановка проблемы.

-Что вы заметили? (ответы одинаковые) Слайд № 3

- А что в этих примерах разное? (по-разному подписан второй множитель)

- Какое вычисление короче?

3.2.Составление алгоритма вычислений. Работа в парах.

- Чтобы решать правильно такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

   Давайте его составим. Для этого возьмите карточки, внимательно прочитайте и разложите их в нужном порядке. Работаем в паре.

- Проверяем. Слайд 4

Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

Умножаю многозначное число на число, не обращая внимание на нули.

К полученному результату приписываю нули.

Читаю ответ.

 (на доске вывешиваю алгоритм)

- Давайте умножим 154 х 200 (объяснение с комментированием детей)

   

         4. Закрепление приёма умножения.

- Выполняем № 41 ( у доски по 1 человеку)

588 х 70 = 41160              647 х 300 = 194 100

279 х 60 = 16 740             175 х 900 = 157 500

- А теперь  выполняем самостоятельно 1 вариант – 3 столбик,  2 вариант – 4 столбик. Взаимопроверка.

2 804 х 80 = 224 320                                     3 007 х 60 = 180 420

1 095 х 50 = 54 750                                       799 х 200 = 159 800

    5. Физкультминутка. Слайд 5

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«папа», «мама», «дом», «трава» – за окном у нас видна.

За окно ты посмотри, что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.  

    6. Решение задач.

- Чтобы справиться со следующим заданием, давайте вспомним

- Как найти расстояние , зная скорость и время? ( надо скорость умножить на время)

- Как найти время. Зная скорость и расстояние? ( надо расстояние разделить на скорость)

- Как найти скорость, зная расстояние и время? (надо расстояние разделить на время)

   (опорные схемы)

- Прочитайте задачу № 44.

- Что известно в задаче? (скорость и время 1 и 2 поезда)

- Что мы можем узнать. Зная скорость и время? (расстояние)

- Что обозначает первое выражение? (расстояние , которое прошел 1 поезд)

- Запишите выражение и найдите его значение (65 х 6 = 390 (км))

- Что обозначает второе выражение? (расстояние, которое прошел 2 поезд)

- Запишите выражение и найдите его значение ( 60  х 6 = 360 (км)

- Что обозначает третье выражение?общее расстояние, которое прошли оба поезда)

- Запишите  выражение и найдите его значение (65 х 6 + 60 х 6 = 750 (км)

- Что обозначает последнее выражение? ( на сколько больше первое расстояние, от второго)

- Запишите выражение и найдите его значение ( 65 х 6 – 60 х 6 =  30 (км)

   

       7. Решение уравнений.

-  Чтобы справиться со следующим заданием, давайте вспомним

- Как называются числа при умножении? (первый множитель. Второй множитель, значение произведения)

 - как называются числа при делении? (делимое. Делитель, частное)

- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Решаем  уравнения № 45

К х 9 = 130 + 140

 - Где первый множитель? (к), второй множитель? (9) значение произведения(выражено суммой    130 + 140)

- Что можно найти? (значения произведения)

К х 9 = 270

- Вспоминаем правило как найти неизвестный множитель. Надо значение произведения разделить на известный множитель)

К = 270 : 9

К = 30

В : 6 = 200 – 120        164 – с = 720 : 9

В : 6 = 80        164 – с = 80

В= 80 х 6        с = 164 - 80

В = 480        с = 84

        

7.1. Самостоятельная работа по вариантам  № 47

1 вар.  – 1 строчка                                    2 вар. – 2 строчка

8. Рефлексия. Слайд 6

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • На уроке я узнал….
  • Я научился…..
  • Самое трудное на уроке…

Посмотрим нашу карту знаний.  Слайд 7

8. Подведение итогов. Выставление отметок.

Список используемой литературы:

  1. Моро М.И.,  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.,  Степанова С.В. Учебник по математике для 4 класса начальной школы (1, 2 часть) М: Просвещение, 2012 г.
  2. Бондаренко Е.А.,Корнилаев С.В. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. – М.: БизнесМеридиан, 2011
  3. http://www.eratime.ru/files/image/catalogue/889748594.jpg
  4. http://www.rhythm-co.ru/goods_pictures/1786.jpg
  5. http://www.admos-gifts.ru/i/goods/g/03.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 20

х.Горькая Балка муниципального образования

Новокубанский район

Конспект урока

по математике

в 4 классе

Письменное умножение на числа,

 оканчивающиеся нулями.

                                           Подготовила: Кирдяшкина Людмила Юрьевна

                                                          учитель начальных классов

                                     8(86195)22918

                                                            kirdyashckina.mila.yndex@.ru

        2014 г.

Цель:  познакомить с письменными приёмами умножения на числа,  

            оканчивающиеся нулями.

Задачи: формировать вычислительные навыки, совершенствовать умение  

              решать задачи, развивать  память, логическое мышление,  

              наблюдательность, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро 4 класс; карточки для  

                          составления алгоритма, тетради, проектор, презентация к  

                          уроку.

   

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все к уроку мы готовы,
Время не теряем зря.
Продолжаем изучать

Математику на «5».

- Чтобы достичь таких знаний, что  вы можете для этого сделать? (дружно работать, слушать внимательно учителя и своих товарищей, правильно считать, не бояться трудностей)

2. Устный счёт. Актуализация знаний.

-Как вы правильно считаете, покажет следующее задание.

-Рассмотрите выражения на  и скажите что больше и во сколько раз сумма чисел 10 и 40 или их произведение. Слайд № 2

10х40…..10+40

Что больше и во сколько раз частное или разность: 25:5…..25-5

Но для начала проверьте правильно ли у меня написаны эти выражения (допущены ошибки в произведении и разности)

3.Индивидуальная работа по карточкам

А) Поставь скобки так, чтобы получилось истинное высказывание:

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 16

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 30

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 2

      72 : 12 + 6 ∙ 4 = 48

Б) Реши уравнения:

           150 + х = 50 ∙ 7                         480 : х = 100 : 10

В) Выполни деление с остатком:

 27 : 10                   27 : 4                 384 : 100                 63 : 10

4. Актуализация знаний.

Вычислите пример разными способами. На доске появляется запись:

8х(2х5) = 8 х 10=80

8х(2х5)=(8х2)х5=80

8х(2х5)=(8х5)х2=80

-Нам нужно найти значение выражения 243 х 20

-Ваши предположения как это можно сделать? (версии ребят)

-Вы совершенно правы.

243 х 20 = 243 х ( 2 х 10)= 243 х 2х 10=4860

-Как поступим с выражением 532 х 300?

532 х 300= 532 х (3 х 100) = 532 х 3 х 100=159600

- Какой вывод можем сделать? ( второй множитель, который оканчивается 0 заменяем произведением чисел одно, из которых 10 или 100).

  1. .  Новая тема.

- Посмотрите ещё раз как умножали. Запись получилась длинная. Можно записать короче если выполнить умножение в столбик. Посмотрите я записала решение одного примера по-разному. Проследите за вычислениями. 3.1. Постановка проблемы.

-Что вы заметили? (ответы одинаковые) Слайд № 3

- А что в этих примерах разное? (по-разному подписан второй множитель)

- Какое вычисление короче?

3.2.Составление алгоритма вычислений. Работа в парах.

- Чтобы решать правильно такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

   Давайте его составим. Для этого возьмите карточки, внимательно прочитайте и разложите их в нужном порядке. Работаем в паре.

- Проверяем. Слайд 4

Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

Умножаю многозначное число на число, не обращая внимание на нули.

К полученному результату приписываю нули.

Читаю ответ.

 (на доске вывешиваю алгоритм)

- Давайте умножим 154 х 200 (объяснение с комментированием детей)

   

         4. Закрепление приёма умножения.

- Выполняем № 41 ( у доски по 1 человеку)

588 х 70 = 41160              647 х 300 = 194 100

279 х 60 = 16 740             175 х 900 = 157 500

- А теперь  выполняем самостоятельно 1 вариант – 3 столбик,  2 вариант – 4 столбик. Взаимопроверка.

2 804 х 80 = 224 320                                     3 007 х 60 = 180 420

1 095 х 50 = 54 750                                       799 х 200 = 159 800

    5. Физкультминутка. Слайд 5

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«папа», «мама», «дом», «трава» – за окном у нас видна.

За окно ты посмотри, что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.  

    6. Решение задач.

- Чтобы справиться со следующим заданием, давайте вспомним

- Как найти расстояние , зная скорость и время? ( надо скорость умножить на время)

- Как найти время. Зная скорость и расстояние? ( надо расстояние разделить на скорость)

- Как найти скорость, зная расстояние и время? (надо расстояние разделить на время)

   (опорные схемы)

- Прочитайте задачу № 44.

- Что известно в задаче? (скорость и время 1 и 2 поезда)

- Что мы можем узнать. Зная скорость и время? (расстояние)

- Что обозначает первое выражение? (расстояние , которое прошел 1 поезд)

- Запишите выражение и найдите его значение (65 х 6 = 390 (км))

- Что обозначает второе выражение? (расстояние, которое прошел 2 поезд)

- Запишите выражение и найдите его значение ( 60  х 6 = 360 (км)

- Что обозначает третье выражение?общее расстояние, которое прошли оба поезда)

- Запишите  выражение и найдите его значение (65 х 6 + 60 х 6 = 750 (км)

- Что обозначает последнее выражение? ( на сколько больше первое расстояние, от второго)

- Запишите выражение и найдите его значение ( 65 х 6 – 60 х 6 =  30 (км)

   

       7. Решение уравнений.

-  Чтобы справиться со следующим заданием, давайте вспомним

- Как называются числа при умножении? (первый множитель. Второй множитель, значение произведения)

 - как называются числа при делении? (делимое. Делитель, частное)

- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Решаем  уравнения № 45

К х 9 = 130 + 140

 - Где первый множитель? (к), второй множитель? (9) значение произведения(выражено суммой    130 + 140)

- Что можно найти? (значения произведения)

К х 9 = 270

- Вспоминаем правило как найти неизвестный множитель. Надо значение произведения разделить на известный множитель)

К = 270 : 9

К = 30

В : 6 = 200 – 120        164 – с = 720 : 9

В : 6 = 80        164 – с = 80

В= 80 х 6        с = 164 - 80

В = 480        с = 84

        

7.1. Самостоятельная работа по вариантам  № 47

1 вар.  – 1 строчка                                    2 вар. – 2 строчка

8. Рефлексия. Слайд 6

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • На уроке я узнал….
  • Я научился…..
  • Самое трудное на уроке…

Посмотрим нашу карту знаний.  Слайд 7

8. Подведение итогов. Выставление отметок.

Список используемой литературы:

  1. Моро М.И.,  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.,  Степанова С.В. Учебник по математике для 4 класса начальной школы (1, 2 часть) М: Просвещение, 2012 г.
  2. Бондаренко Е.А.,Корнилаев С.В. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. – М.: БизнесМеридиан, 2011
  3. http://www.eratime.ru/files/image/catalogue/889748594.jpg
  4. http://www.rhythm-co.ru/goods_pictures/1786.jpg
  5. http://www.admos-gifts.ru/i/goods/g/03.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема: Деление двузначного числа на двузначное число .

Урок "открытия" новых знаний, обучающиеся знакомятся с новым приёмом внетабличного деления двзначного числа на двузначное....

Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число

Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...

Конспект урока по математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число" УМК "Школа России"

Конспект урока математике 4 класс: "Алгоритм письменного умножения на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число"...

Тренажер " Умножение мнногозначного числа на двузначное", " Деление двузначного числа на двузначное. Устный счёт" 3 класс

Тренажер по математике " Умножение многозначного числа на двузначное", " Деление двузначного числа на двузначное. Устный счёт"...