математика 1класс тема:масса
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 
Тема: Конкретно-практическая задача по подбору предмета, равного данному по тяжести (массе).
Цели
 
1. Восстановить в памяти способы сравнения предметов по изученных признакам, подвести к знакомству с новой величиной «масса», учить сравнивать предметы по массе и записывать результаты сравнения с помощью формул и схем.
2. Развивать умение сравнивать, наблюдать, сопоставлять, анализировать.
3. Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к математике.
Оборудование: 
книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», 
чашечные весы,
макет воздушного шара,
предметы для взвешивания,
полоски бумаги,
нитки,
4 мешочка с песком (2 имеют одинаковую массу),
демонстрационные карточки (длина, объем, периметр, масса),
2 кубика одинакового цвета и размера, но разные по массе,
2 колпачка из бумаги.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Ход работы.
I.Орг.момент.
Проверка готовности к уроку.
II.Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня на уроке мы попали в гости к коротышкам из Цветочного города. Дело в том, что самый главный коротышка – Знайка решил построить воздушный шар. (Чтение отрывка из книги – глава шестая) «Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели… Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: «Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.»
Ребята, поможем коротышкам сделать воздушный шар? (Да.)
С чего нужно начать строительство воздушного шара? (Нужно сплести сетку. Для этого необходимо выбрать подходящие нитки.)
Что значит «подходящие нитки»? (Нитки должны подходить по длине, толщине, материалу, цвету.)
Чему вы научились, выбирая нитки для сетки? (Сравнивать по длине и толщине.)
Выберите 4 подходящие нитки. (Дети работаю в паре, подбирают нитки одинаковой длины. Чертят отрезки в тетради.)
Как можно записать результат измерения величин? (На доске появляется надпись «Длина»; L1=L2)
Теперь поможем коротышкам изготовить корзину. Из чего она состоит? (Из бортиков и донышка.)
Как к бортику выбрать подходящее донышко? Что у них должно быть одинаковым? (Периметр.) На доске появляется надпись «Периметр».
Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон любой фигуры.)
Покажите, как можно сравнить периметр двух прямоугольников. (У детей на столах заготовки для изготовления корзины. Дети работают в парах. Записывают в тетрадь P1=P2)
Итак, нитки у нас есть, корзина тоже. Что еще необходимо, чтобы получился воздушный шар? (Надуть шар.)
Послушайте, как работали коротышки. (Чтение отрывка – глава шестая.) «Работа по надуванию шара продолжалась два дня и прекратилась тогда, когда шар стал величиной с дом. После этого Знайка завязал веревочкой трубку, которая была снизу, чтобы из шара не выходил воздух, и сказал: «Теперь шар будет сохнуть, а мы с вами примемся за другую работу». 
Мы хорошо помогали коротышкам, а теперь немного отдохнем.
Физминутка. 
III.Создание проблемной ситуации.
Помогая коротышкам, мы подготовили воздушный шар к путешествию. (Достаю из-под стола воздушный шар. Дети и не подозревали, что появится настоящий воздушный шар.)
«В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков с песком и положить в корзину. «Эй, зачем вам мешки с песком?» - закричал Топик, который сидел верхом на заборе. «А вот мы поднимемся и будем вам сверху на головы бросать», - сказал Знайка. (Глава седьмая.)
Ребята, а правда, зачем нужны мешки с песком? (Выслушиваются версии детей.)
Мешки нужны для того, чтобы поддерживать воздушный шар на определенной высоте. У меня есть несколько мешков с грузом. Внешне они одинаковы. Как выбрать подходящий? ( Кладу мешочки в корзину. Шар не летит. Дети предлагают по-очереди убирать из корзины мешочки.)
По какому признаку будем выбирать мешочки? (По весу, грузу, массе.)
IV. Изучение нового материала.
Умеем ли мы выбирать предметы по весу? (Нет.)
Чему нам предстоит научиться? (Сравнивать предметы по весу.)
В математике эта величина называется «масса». (На доске появляется надпись «Масса».) А с помощью чего можно измерить массу? (Взять в руки, с помощью весов. На столе появляются чашечные весы.)
У меня в руках 2 кубика. Сравните их. (Одинаковая форма, цвет, размер.)
Верно. Все одинаковое. (Быстро прохожу по рядам и показываю кубики. В руки детям не даю.)
Итак, все видели, что кубики одинаковые. А теперь закройте глаза. (Кладу кубики на весы, накрываю разноцветными колпачками.)
Откройте глаза. Посмотрите на весы. По какому признаку сравнивают предметы на весах? (По массе.)
Что вы видите? (На одной чаше весов тяжелый предмет, а на другой – легче.)
А как вы это понимаете? (Там, где чаша весов ниже, там предмет тяжелее.)
А что я могла положить на весы? (Предположения детей. Но никто не думает, что там кубики.)
Хотите узнать, что там под колпачками? (Да.) (Убираю колпачки. Дети видят, что на весах те самые кубики, которые были им показаны. Реакция удивления: «Этого не может быть!», «Чудеса», «Как же так?»)
А как вы думаете, как же так получилось? Вы же видели, что кубики одинакового размера, цвета, формы. (К доске приглашается один ученик, который берет в руки кубики. Сразу замечает, что один кубик тяжелее. Значит там что-то есть. Дети приходят к выводу, что известных признаков мало для сравнения. Массу невозможно определить на глаз.)
Ребята, а как вы думаете, есть ли в математике какое-нибудь обозначение этой величины? (Наверное, есть.)
Масса обозначается латинской буквой М.
Физминутка.
V. Закрепление изученного. 
А теперь откроем учебники на с.100 №3. Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому рисунку подходящую схему. (Работа ведется в парах. Сначала дети обсуждают, а затем фронтальная проверка.)
Проверим, что же у вас получилось. (Схема 1 подходит к 3 рисунку, схема 2 – ко 2 рисунку, схема 3 – к 1 рисунку.)
Как вы это определили? (Смотрели на чашу весов. Чем чаша ниже, тем масса предмета больше.)
VI. Итог урока.
Ребята, мы хорошо потрудились на уроке. С какой величиной мы сегодня познакомились? (С массой.)
При помощи чего можно сравнивать предметы по массе? (С помощью весов.)
Кому было интересно на уроке, кто остался доволен своей работой? Отметьте успех на уроке, закрасив в тетради прямоугольник. (Красный цвет – доволен, все понял, синий – не очень, не все получилось, не все понял, зеленый – не доволен, ничего не понял.)
На этом наш урок окончен
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_1_klass_perimetr.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конкретно-практическая задача по подбору предмета, равного данному по тяжести (массе).

Цели

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=88&clientid=19&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=e68a9907fc4a50333ce1c6e4da8f83ec

  1. Восстановить в памяти способы сравнения предметов по изученных признакам, подвести к знакомству с новой величиной «масса», учить сравнивать предметы по массе и записывать результаты сравнения с помощью формул и схем.
  2. Развивать умение сравнивать, наблюдать, сопоставлять, анализировать.
  3. Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к математике.

Оборудование: 

  • книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»,
  • чашечные весы,
  • макет воздушного шара,
  • предметы для взвешивания,
  • полоски бумаги,
  • нитки,
  • 4 мешочка с песком (2 имеют одинаковую массу),
  • демонстрационные карточки (длина, объем, периметр, масса),
  • 2 кубика одинакового цвета и размера, но разные по массе,
  • 2 колпачка из бумаги.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Ход работы.

I.Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.

  • Ребята, сегодня на уроке мы попали в гости к коротышкам из Цветочного города. Дело в том, что самый главный коротышка – Знайка решил построить воздушный шар. (Чтение отрывка из книги – глава шестая) «Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели… Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: «Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.»
  • Ребята, поможем коротышкам сделать воздушный шар? (Да.)
  • С чего нужно начать строительство воздушного шара? (Нужно сплести сетку. Для этого необходимо выбрать подходящие нитки.)
  • Что значит «подходящие нитки»? (Нитки должны подходить по длине, толщине, материалу, цвету.)
  • Чему вы научились, выбирая нитки для сетки? (Сравнивать по длине и толщине.)
  • Выберите 4 подходящие нитки. (Дети работаю в паре, подбирают нитки одинаковой длины. Чертят отрезки в тетради.)
  • Как можно записать результат измерения величин? (На доске появляется надпись «Длина»; L1=L2)
  • Теперь поможем коротышкам изготовить корзину. Из чего она состоит? (Из бортиков и донышка.)
  • Как к бортику выбрать подходящее донышко? Что у них должно быть одинаковым? (Периметр.) На доске появляется надпись «Периметр».
  • Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон любой фигуры.)
  • Покажите, как можно сравнить периметр двух прямоугольников. (У детей на столах заготовки для изготовления корзины. Дети работают в парах. Записывают в тетрадь P1=P2)
  • Итак, нитки у нас есть, корзина тоже. Что еще необходимо, чтобы получился воздушный шар? (Надуть шар.)
  • Послушайте, как работали коротышки. (Чтение отрывка – глава шестая.) «Работа по надуванию шара продолжалась два дня и прекратилась тогда, когда шар стал величиной с дом. После этого Знайка завязал веревочкой трубку, которая была снизу, чтобы из шара не выходил воздух, и сказал: «Теперь шар будет сохнуть, а мы с вами примемся за другую работу».
  • Мы хорошо помогали коротышкам, а теперь немного отдохнем.

Физминутка.

III.Создание проблемной ситуации.

  • Помогая коротышкам, мы подготовили воздушный шар к путешествию. (Достаю из-под стола воздушный шар. Дети и не подозревали, что появится настоящий воздушный шар.)
  • «В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков с песком и положить в корзину. «Эй, зачем вам мешки с песком?» - закричал Топик, который сидел верхом на заборе. «А вот мы поднимемся и будем вам сверху на головы бросать», - сказал Знайка. (Глава седьмая.)
  • Ребята, а правда, зачем нужны мешки с песком? (Выслушиваются версии детей.)
  • Мешки нужны для того, чтобы поддерживать воздушный шар на определенной высоте. У меня есть несколько мешков с грузом. Внешне они одинаковы. Как выбрать подходящий? ( Кладу мешочки в корзину. Шар не летит. Дети предлагают по-очереди убирать из корзины мешочки.)
  • По какому признаку будем выбирать мешочки? (По весу, грузу, массе.)

IV. Изучение нового материала.

  • Умеем ли мы выбирать предметы по весу? (Нет.)
  • Чему нам предстоит научиться? (Сравнивать предметы по весу.)
  • В математике эта величина называется «масса». (На доске появляется надпись «Масса».) А с помощью чего можно измерить массу? (Взять в руки, с помощью весов. На столе появляются чашечные весы.)
  • У меня в руках 2 кубика. Сравните их. (Одинаковая форма, цвет, размер.)
  • Верно. Все одинаковое. (Быстро прохожу по рядам и показываю кубики. В руки детям не даю.)
  • Итак, все видели, что кубики одинаковые. А теперь закройте глаза. (Кладу кубики на весы, накрываю разноцветными колпачками.)
  • Откройте глаза. Посмотрите на весы. По какому признаку сравнивают предметы на весах? (По массе.)
  • Что вы видите? (На одной чаше весов тяжелый предмет, а на другой – легче.)
  • А как вы это понимаете? (Там, где чаша весов ниже, там предмет тяжелее.)
  • А что я могла положить на весы? (Предположения детей. Но никто не думает, что там кубики.)
  • Хотите узнать, что там под колпачками? (Да.) (Убираю колпачки. Дети видят, что на весах те самые кубики, которые были им показаны. Реакция удивления: «Этого не может быть!», «Чудеса», «Как же так?»)
  • А как вы думаете, как же так получилось? Вы же видели, что кубики одинакового размера, цвета, формы. (К доске приглашается один ученик, который берет в руки кубики. Сразу замечает, что один кубик тяжелее. Значит там что-то есть. Дети приходят к выводу, что известных признаков мало для сравнения. Массу невозможно определить на глаз.)
  • Ребята, а как вы думаете, есть ли в математике какое-нибудь обозначение этой величины? (Наверное, есть.)
  • Масса обозначается латинской буквой М.

Физминутка.

V. Закрепление изученного.

  • А теперь откроем учебники на с.100 №3. Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому рисунку подходящую схему. (Работа ведется в парах. Сначала дети обсуждают, а затем фронтальная проверка.)
  • Проверим, что же у вас получилось. (Схема 1 подходит к 3 рисунку, схема 2 – ко 2 рисунку, схема 3 – к 1 рисунку.)
  • Как вы это определили? (Смотрели на чашу весов. Чем чаша ниже, тем масса предмета больше.)

VI. Итог урока.

  • Ребята, мы хорошо потрудились на уроке. С какой величиной мы сегодня познакомились? (С массой.)
  • При помощи чего можно сравнивать предметы по массе? (С помощью весов.)
  • Кому было интересно на уроке, кто остался доволен своей работой? Отметьте успех на уроке, закрасив в тетради прямоугольник. (Красный цвет – доволен, все понял, синий – не очень, не все получилось, не все понял, зеленый – не доволен, ничего не понял.)
  • На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Масса" 1 класс

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Масса" по ФГОС. Тип урока: ОНЗ.Тема: «Масса»Основные цели:Образовательные: формировать представление о величине «масса», единицах измерения массы (фу...

Конспект по математике на тему "Масса. Килограмм".

конспект предназначен для 1 класса....

Урок математики в 4 классе Тема: Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер.

Тема урока: «Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер» УМК « Школа России»Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Величины». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучени...

Контрольная работа по математике по теме "Масса" 2 класс

Контрольная работа по математике по теме "Масса" 2 класс...

Конспект урока математики по теме "Масса"

Конспект урока математики по теме "Масса"...