Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют повышению работоспособности и активности. В доступной и непринуждённой форме учитель подводит  учащихся к открытию и закреплению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник».

Цели:

педагогическая: создание условий для изучения числа 5 и установление взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;

ученическая: овладеют умением  соотносить цифру 5 с числом предметов; узнают место числа 5 в натуральном ряду чисел и его состав; научатся складывать и вычитать числа в пределах 5, различать изученные математические знаки.

Тип урока: постановка и решение учебно-практической задачи.

Универсальные учебные действия:

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур; выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.

Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

 Все зашли спокойно в класс.

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво.

 Тихо сели, спинки прямо.

 Вижу, класс наш хоть куда.

 Мы начнём урок, друзья.

2. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, а вы любите приключения?

Тогда я предлагаю  отправиться в путешествие по подводному миру.

-Какими должны быть  путешественники? ( Смелые, отважные, дружные, умные и т.д.)

Итак, опускаемся на морское дно. Какие красивые коралловые рифы перед нами! А что это за  яркие, разноцветные, удивительно-праздничные рыбки?  Как они называются?

(рыбки-бабочки). Посчитайте их.

-Назовите число, следующее за числом 1, 2, 3.

-Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2.

-Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.

Кто знает,  что такое кораллы? (Есть в океане выстроенные острова. Главные их строители крошечные существа, не больше булавочной головки. Чтобы защитить себя эти существа покрываются твердой чашечкой из извести. Чашечка клеится к чашечке. Так вырастают коралловые рифы (желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.)

Упражнение «Сорбонка»

 1 + 3 =    3 - 1 =       4 - 3 =          2 + 2=

Морские звёзды. ( Это морские животные,  имеющие лучи от 5 до 50. Окраска   разнообразна. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками).

–Установите закономерность. Продолжите ряд на три числа.

1, 3, 5, …, …..,

– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5-50 щупальцев).

Кто догадался, какая тема урока? Чему вы  должны научиться на уроке?

Пора быстро выбираться из коралловых рифов.

3. Открытие  нового.

Удивительный подводный мир. А мыс вами  мы оказываемся в  Пещере осьминога.

Осьминоги - хищники, которые кормятся крабами, рыбой и моллюсками. Окраска осьминога зависит от его настроения. Если он возбужден или победил в схватке, то становится красным. От испуга осьминог сильно светлеет, выпускает облако черной жидкости и исчезает под прикрытием этой завесы. Чернила у осьминога не простые: они на некоторое время отбивают у рыб чутье.

Посмотрите внимательно, что вы бы исправили? (добавили в последний столбик камешек). Сколько камешков должно быть? За каким числом следует при счёте 5?

Скучно одному осьминогу на дне морском. Построим  домик для его морских  друзей.

– Сколько этажей будет в доме? (4)

– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)

– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)

– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)

– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)

– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?

– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.)

– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)

– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)

Вывод: Что мы уже с вами узнали, путешествуя по морскому дну? (Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5).

4. Первичное закрепление знаний.

 1. Геометрические построения.

– Морская черепаха организовала школу морских животных. Рыбки очень любят чертить и рисовать. Давайте научим их  чертить звёздочку .

Для этого откройте стр. 40 № 2. Какие инструменты  для этого понадобятся? (линейка и карандаш)

– Как мы должны соединять числа? (По порядку)

Работа в учебнике-тетради.

– Рыбки принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.

– Кто догадался, какая это фигура? (пятиугольник)

– Как вы думаете, почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)

–Давайте и эту фигуру научимся  рисовать. Как соединим числа?

– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)

                                                                                         

– А чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рыбки плавали, ныряли

 В теплой чистенькой воде,

 То сожмутся, разожмутся,

 То зароются в песке.

2. Изображение числа количеством предметов.

– Осьминожка прослушал задание, которое дала Морская черепаха.

Давайте ему поможем выполнить задание № 2 стр. 40.

Рассмотрите внимательно задание и объясните, что надо сделать.

(Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)

Выполним задание в паре.У доски 1пара выполняет задание. Проверка.

№3 с. 40. Это задание сможет выполнить только самая внимательная пара. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.

Проверка. Интерактивная доска.

– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?

Аналогично дальше. Какая  же пара оказалась самой  внимательной?

3) Письмо цифры 5.

– Ребята, чтобы выполнить следующие задания, надо научиться писать цифру 5.

Показ написания.

– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз. Подчеркните самую красивую цифру, которая у вас получилась.

4) Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

1, 2, 3, 4, 5.

 Начинаем мы считать.

 Чтобы не было ошибки,

 Нужно нам отрезок взять.

 А отрезок не простой,

 Он, конечно, … числовой.

Выполняем задание №6 стр. 41.

Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке?

(Прибавляли по одному от числа 3)

– Сколько всего прибавили? (2) Запишем нужное число в клетку.

– Сколько всего получилось? (5) Как называется результат этого действия? (сумма)

– Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)

– Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем.  Запишем нужное число в клетку.

– Сколько осталось? (2)

– Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)

– Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.

– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?

– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2) Сколько получилось?

– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2) Сколько получилось?

Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)

Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Индивидуальная помощь.

Проверка на экране. Кто выполнил все правильно, встаньте.

4. Состав числа 5.

– Ребята, Осьминожка снова растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.

– Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.Самостоятельно выполняем задание. Взаимопроверка.

IV. Итог урока.

Наше морское путешествие подходит к концу.

Мудрая Черепаха хочет проверить, были ли вы внимательны на уроке?

Что можете рассказать о числе 5?

Какими впечатлениями от урока вы будете делиться с родителями дома? Дополните предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а), что…….

А ещё я вспомнил(а)…..

Больше всего мне понравилось……

Морской черепахе очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

Интернет

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ryb9.html Клипарты рыбки, морская звезда, дельфин

http://images.yandex.ru/фоны морское дно

Литература

Энциклопедия «Эти необычные животные» - М., 2008г.

Математика 1 класс. Система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон, автор  Т.В. Бут,  изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме:" Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6".

Урок по математике разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова...

Презентация к уроку математики "Число 8. Сложение и вычитание в пределах 8"

Презентация составлена по учебнику  Петерсон Л.Г. "Математика 1 класс"...

Урок математики 2 класс, учебник И.И. Аргинской, ч.I Тема:"Применение сложения и вычитания в разных ситуациях".

Урок математики по теме"Применение сложения и вычитания в разных ситуациях" проводится в форме путешествия по сказке с использованием ТСО, карточек, таблиц. Учитель использует коллективную, групповую ...

Урок математики "Повторение и закрепление изученного по теме «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Задачи урока:Образовательные: - закреплять умение устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100, вычислять значения числовых выражений в несколько действий; - за...