Решение сложных уравнений (технологическая карта)
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Белолипцева Ольга Александровна

Решение сложных уравнений (технологическая карта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Решение сложных уравнений»

Курс: математика

Автор: М.И. Моро

Класс: 4 класс

Цель:

  1. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  2. Построить алгоритм решения сложных (многоступенчатых) уравнений и сформировать первичное умение его применять.
  3. Закрепить алгоритм решения сложных (многоступенчатых) уравнений (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «ХОЧУ» + «МОГУ».

- Как понимаете смысл данного высказывания:

«Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться».

- Что проходили на предыдущем уроке? (Равенства, неравенства, решение простых уравнений.)

- Как думаете, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Личностные:

- самоопределение, смыслообразование;

Познавательные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

2.1.        Учитель предлагает детям устно дать названия действий и компонентов действий, объяснить ,как найти неизвестные компоненты, записанные на доске:

                                 

- Что такое выражение? (Пример без ответа.)

- Что такое неравенство? (Выражения, между которыми стоит знак неравенства.)

- Что такое равенство? (Выражения, между которыми стоит знак равенства.)

- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестный компонент.)

Дети устно дают ответы. В случае, когда появляются разные ответы, то ответы согласовываются и даётся эталон ответа.

2.2. Повторение правила выполнения действий в многоступенчатых выражениях, применение правила при нахождении значения данных выражений::

1. (     )

2. • / :                                5 • (48 : 6 + 2 : 2) – 280 : 20 • 3 + (50 - 32) : 9 =

3. + / -

2.3. Сравнение записи в каждом столбике, определение вида классификации, доказательство, решение.

- Как можно назвать данные записи?

- Придумайте аналогичный пример, который можно было бы включить в каждую группу. 

82 – 7 • 6 + 19                             х > 7                            х – 12 = 17

249 • 2                                         х – 3 > 7                        х • 3 = 48

               k + 429 = 357 + 568                9x – 2x = 84

               e – 368 = 274 + 319                y : 9 + 637 = 745

- Какие задания можно дать к каждой группе?

        Затем дети устно называют ответы.

2.4. Фиксирование возникшего затруднения учащимися.

Разные ответы, как правило, получаются при решении пятого столбика, т. к. в нём даны сложные уравнения, которые дети ещё не решали. Все варианты ответов учитель фиксирует.

- Мы получили разные ответы. Что можно об этом сказать? (Встретились с новым заданием, которое ещё не изучали, нет способа решения.)

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- использование знаково-символических средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- подведение под понятие.

Регулятивные:

-выполнение пробного учебного действия;

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учёт разных мнений ;

- использование критериев для обсуждения своего суждения.

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение.

- Где оно возникло? (При решении уравнений пятого столбика.)

- В 3 и 4 столбиках тоже уравнения, но они не вызвали затруднения при решении.

- Почему не можем также решить? (В этих уравнениях 2 и более действий, неизвестный компонент связан действиями II и III ступени.

- Как можно назвать уравнения нового вида? (Эти уравнения более сложные, поэтому их так и можно назвать «сложные».)

- Как можно назвать уравнения, которые решали ранее? (Простые.)

- Какова цель урока? (Научиться решать более сложные уравнения.)

- Какова тема урока? (Решение сложных уравнений.)

Познавательные:- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;- осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;- подведение под понятие ;

- определение основной и второстепенной информации;- постановка и формулиро-вание проблемы структурирование знаний;- целеполагание;

Регулятивные:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;- разрешение конфликтов.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

- Есть ли у вас предложения, как решать уравнения нового вида? (Т. к. при решении простых уравнений пользовались алгоритмом, то кто-нибудь из учащихся обязательно предложит воспользоваться им. На доску выносится алгоритм решения простых уравнений.)

При решении по нему дети понимают, что в нём не хватает шагов.

- Давайте уточним цель урока. (Создание алгоритма для решения сложных уравнений.)

        Далее ученики под руководством учителя вносят изменения в алгоритм.

Используя новый алгоритм, учащиеся преодолели возникшее затруднение (Решили первое уравнение из пятого столбика: 9x – 2x = 84)

Личностные: - смыслообразование; - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;- осознание ответственности за общее дело;- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные:- волевая саморегуляция;- познавательная инициатива.

Познавательные:- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;- выдвижение гипотез и их обоснование;- поиск необходимой информации;- использование знаково-символических средств;- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.);- установление причинно-следственных связей;- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;- построение логической цепи рассуждений;- доказательство.

Коммуникативные:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность;- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;- использование критериев для обоснования своего суждения);- достижение договорённостей и согласование общего решения;- разрешение конфликтов.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Усвоение нового способа действий.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) решают два уравнения: второе уравнение из пятого столбика (y : 9 + 637 = 745) и

25 – (х + 9 ) : 5 = 19 с проговариванием зафиксированного алгоритма вслух.

Данный этап можно организовать следующим образом.

Решение уравнений в парах по вариантам: сначала учащиеся I варианта записывают решение уравнения в тетради с комментированием во внешней речи. Учащиеся II варианта записывают решение под диктовку. Затем они меняются ролями: II объясняет, I записывает.

Познавательные:-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;- извлечение из математических текстов необходимой информации;-моделирование и преобразование моделей разных типов;- использование знаково-символических средств;- подведение под понятие;- установление причинно-следственных связей;-выполнение действий по алгоритму;-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;- построение логической цепи рассуждений;- доказательство.

Коммуникативные:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникаци;-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;- использование критериев для обоснования своего суждения;

Личностные:- осознание ответственности за общее дело;- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

Учащиеся самостоятельно выполнили задания небольшого объёма на новый способ действий. y : 9 + 637 = 745

Работа проверялась учащимися самостоятельно по эталону или образцу с выявлением причин ошибок и их исправлением.

y : 9 + 637 = 745,

y : 9 = 745 – 637,

y   :   9 = 108,

y = 108 • 9,

y = 972.

972 : 9 + 637 = 745,

               745 = 745

Создана ситуация успеха. (Для тех, кто допустил ошибки, ситуация успеха заключается в выявлении причин ошибок и их исправлении.)

Познавательные:- анализ, синтез, сравне-ние, обобщение, аналогия, классификация;- извлечение из математических текстов необходимой информации;- использование знаково-символических средств; подведение под понятие;- выполнение действий по алгоритму;- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;- использование критериев для обоснования своего суждения.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

- Найти среди данных записей сложное уравнение и доказать свой выбор.

- Найти значения переменных и внести в таблицу соответствующие им буквы:

Л        0 + x = 135

О        14 > f > 16

Ы        3a + 291 = 636

М        x • 4 = 24

Ц        k + 429 = 357 +568

О        52 + 69 + 48 +31

Д        x - 5 > 189

24

200

135

15

195

596

115

 

 

 

 

 

 

 

- Какой знак выберите, чтобы произнести полученное слово «молодцы»? Обоснуйте.

Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;-пони-мание текстов, извлечение необходимой информации;-подведение под понятие;-моделирование, преобразование модели;-использование знаково-символических средств; -установление причинно-следственных связей;- выведение следствий;- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;- выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений;-доказательство;-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:- контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;- использование критериев для обоснования своего суждени;- достижение договорённостей и согласование общего решения;- постановка вопроса;- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;- управление поведением партнёра.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания.

- Подвести итог урока, используя слова:

                                             ЗНАЮ

Я                                            УМЕЮ

                                                   МОГУ

Обсуждение домашнего задания.

Обязательная часть.

По желанию.

Например:

1. Придумать свой способ решения сложных уравнений;

2. Реши уравнение № *** по алгоритму, составленному в классе и своим способом;

3. Составить 2 сложных уравнения, реши их. Сделай вывод: каким способом решать легче.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ УРАВНЕНИЙ

Слайд 2

I .Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «ХОЧУ» + «МОГУ»

Слайд 3

НИ ОДНО ЖЕЛАНИЕ НЕ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ОТДЕЛЬНО ОТ СИЛЫ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ЕГО ОСУЩЕСТВИТЬ. РИЧАРД БАХ

Слайд 4

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 минут) Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий АКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 5

+ = - = • = : =

Слайд 6

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ 5 • (48 : 6 + 2 : 220 ) – 280 : 20 • 3 + (50 – 32 ) : 9 =

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ? ЧТО ТАКОЕ НЕРАВЕНСТВО? ЧТО ТАКОЕ РАВЕНСТВО? ЧТО ТАКОЕ УРАВНЕНИЕ? 82 – 7 • 6 + 19 х > 7 х – 12 = 17 249 • 2 х – 3 > 7 х • 3 = 48 k + 429 = 357 + 568 y : 9 + 637 = 745 e – 368 = 274 + 319 7 12 – k : 5 + 168 = 521

Слайд 8

III . Постановка учебной задачи (2-3 минуты) Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.

Слайд 9

ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ? ЧТО ТАКОЕ НЕРАВЕНСТВО? ЧТО ТАКОЕ РАВЕНСТВО? ЧТО ТАКОЕ УРАВНЕНИЕ? КАКОЕ УРАВНЕНИЕ НАЗЫВАЮТ ПРОСТЫМ? КАКОЕ УРАВНЕНИЕ НАЗЫВАЮТ СЛОЖНЫМ? х • 3 = 48 k + 4 30 = 357 + 5 43 9 x – 2 x = 84 y : 9 + 637 = 745

Слайд 10

ТЕМА: Цель: Решение сложных уравнений. Научиться решать сложные уравнения

Слайд 11

IV . Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК?

Слайд 12

+ = Начало Это уравнение? Уравнение сложное? Обозначаю последнее действие - = • = : = Выписываю неизвестный компонент Обозначаю части и целое Чтобы найти … надо … Выполняю действие Найден корень уравнения? Делаю проверку Равенство верное ? Конец ДА ДА НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ

Слайд 13

V . Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут) Цель: Усвоение нового способа действий КОММЕНТИРОВАНИЕ, ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Слайд 14

y : 9 + 637 = 745 y : 9 = 745 – 637 y : 9 = 108 y = 108 • 9 y = 972 972 : 9 + 637 = 745 745 = 745

Слайд 15

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ

Слайд 16

№ 429 (С. 125) Работа в парах. 54 : m + 734 = 740 873 – n : 9 = 549

Слайд 17

VII . Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут) Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Слайд 18

Л 0 + X = 135 О 14 > F > 16 Ы 3A + 291 = 636 М X • 4 = 24 Ц 712 – K : 5 + 168 = 521 О 52 + 69 + 48 +3 1 Д X - 5 > 189 24 200 135 15 195 596 1 1 5 ? ! .

Слайд 19

VIII . Рефлексия деятельности (2-3 минуты) Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?

Слайд 20

Я ЗНАЮ УМЕЮ МОГУ ХОЧУ

Слайд 21

Д. З.: 1. ПРИДУМАТЬ СВОЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ УРАВНЕНИЙ; 2. РЕШИ УРАВНЕНИЕ С. 125 В № 429 (1) ПО АЛГОРИТМУ, СОСТАВЛЕННОМУ В КЛАССЕ И СВОИМ СПОСОБОМ; 3. СОСТАВИТЬ 2 СЛОЖНЫХ УРАВНЕНИЯ, РЕШИ ИХ. СДЕЛАЙ ВЫВОД: КАКИМ СПОСОБОМ РЕШАТЬ ЛЕГЧЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение сложных уравнений 3 класс 1 часть

Учебный материал, который помогает детям научиться решать уравнения в которых один из  компонентов уравнения представлен в виде математического выражения. В презентации даются тесты для повторени...

Решение сложных уравнений 3 класс 2 часть

Обучающий тест для учащихся 3 класса  для обучения решению сложных уравнений, в которых компоненты  -  сложные  математические выражения. Дети должны увидеть последнее действие в у...

Урок математики в 4 классе.Тема "Решение сложных уравнений".( Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).

Данный урок направлен на выявление правила решения сложных уравнений и формирование умения пользоваться им при решении  сложных уравнений и задач. В процессе урока  дети решают проблемные за...

Решение сложных уравнений

Алгоритм решения уравнений...

Урок математики в 4 классе "Решение сложных уравнений"

для проведения урока класс был разделён на группы. Урок посвящён зимним Олимпийским играм в Сочи....

Технологическая карта урока математики "Решение сложных уравнений на нахождение неизвестного слагаемого" 4класс

Технологическая карта урока математики "Решение сложных уравнений на нахождение неизвестного слагаемого" 4класс...