Открытый урок математики
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Открытый урок математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_matem_2_kl_gender_moy_urok_2013_god_yanvar.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2классе по теме

«Прямоугольник. Закрепление изученного».

Цель: Закрепить определение прямоугольника и умения распознавать прямоугольники среди других фигур, строить фигуры с прямыми углами;

Показать практическое применение математических знаний;

Совершенствовать навыки устного счёта и умение решать задачи;

Развивать умения сравнивать и делать выводы, обобщать, выделять лишнее, учить решать проблемные ситуации, выбирая наиболее рациональные пути;

Воспитывать культуру интеллектуального и коллективного труда при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать взаимное уважение мальчиков и девочек.

Повысить эффективность обучения и воспитания путём осуществления дифференцированного подхода по половому признаку.

Задачи урока:

Личностные :        
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);        
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор.        
 Регулятивные :        
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать своё мнение, предлагать способы решения (на основе продуктивных заданий);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);        
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные :        
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания);        
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);        
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;        
- вступать в беседу на уроке и в жизни;        
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).        
Предметные  результаты

 - использовать в речи названия единиц измерения длины: метр, дециметр, сантиметр;

- читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию;        
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;        
- решать задачи: раскрывающие смысл действий сложения, вычитания;

- моделировать с помощью схем  текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера;

- использовать понятия «увеличить на…», «уменьшить на»;        
- решать уравнения вида  х − а = b;                
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;        
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,  многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольников;

- чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертёжного треугольника;
- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства);

- контролировать и оценивать свою работу и её результаты.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, набор геометрических фигур, индивидуальные наборы геометрических фигур, угольник, линейка.

Формы работы: урок- моделирование, дидактические игры, логические задания.

Методы: графический, иллюстративно- наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, соревновательный, индивидуальная (чаще у мальчиков), групповая и парная работа (динамические пары, пары сменного состава – чаще для девочек), метод эмоциональной разрядки и физической разминки, метод активизации внимания, интерактивное обучение.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивационно - вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.

- Ребята, вы любите принимать гостей? Сегодня у нас на уроке гости, и мы все очень рады нашим гостям, поприветствуйте их.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Сегодня новые задания будем выполнять.

Кто хочет получить отметку «пять»?

Тогда урок пора нам начинать.

II. Целеполагание.

- Сегодня на уроке математики я предлагаю построить дом. (Слайд 1)

- Как вы думаете, нужное это дело или нет? (Дети: у каждого человека должно быть жильё)

- Но прежде, чем построить дом в жизни, человеку надо его построить сначала на бумаге. Этим важным делом мы и займёмся сегодня на уроке.

III. Сообщение темы и целей урока

- Какие математические знания нам пригодятся сегодня на уроке для строительства модели дома? ( Измерения, знания углов, фигур, умения отвечать на вопросы, и находить точные результаты).

- (Слайд 2) Назовите предметы, которые вы видите на доске одним словом?

- На какие группы вам бы хотелось их разделить?

- В какой группе больше фигур?

- Как вы думаете почему? (Встречаются в нашей жизни чаще).

- Почему? (Прямые углы- устойчивее, крепче)

- (Слайд – 3) Тема на доске «Прямоугольник. Закрепление изученного.»

- (Слайд – 4) Посмотрите внимательно, кто заметил, что изменилось? (Пропали красные фигуры: 1 круг и 5 прямоугольник.

- На сколько больших прямоугольников меньше, чем маленьких? ( На 9) 10 и 1.

- Сколько всего углов у больших фигур?

Сколько прямых углов у жёлтых прямоугольников? (20) 5 по 4

- При любой работе есть мужские и женские обязанности.

-Кто догадался, какую работу должны выполнять при строительстве дома мужчины, а какую женщины?

- (Слайд – 5) Мужчины - строить, носить тяжести, укладывать кирпичи, вставлять окна, устанавливать двери – тяжёлая работа.

Женщины - следить за чистотой, украшать, создавать уют, хорошее настроение, разводить цветы, помогать в выборе отделочных материалов и т.д. – лёгкая работа .

- С чего начнём строительство дома? (С фундамента)

- (Слайд- 6) – Что такое фундамент?

- Фигуры какой формы нам понадобятся для фундамента модели дома? (Прямоугольники)

-Как отличить прямоугольник от других фигур? (Отвечают мальчики своими словами)

-Какую фигуру называют прямоугольником? (Девочки - повторяют правило)

VI. Работа с задачами.

- Я предлагаю их заработать, решив задачи.

Дифференцированный подбор задач по половому признаку.

Мальчикам надо решить две задачи, одна  будет на доске, другая на листочке. Мальчики запишите  в тетради только решение и ответ. Для решения вам могут помочь схемы, только сначала надо выбрать подходящую к задаче. Внимание! Есть схемы-ловушки. (Слайд – 7) Можно приступать. (Задачи для мальчиков написаны столбиком).

  • За два дня Карлсон съел 12 пирожковк. В первый день он съел 5 пирожков. Сколько пирожков он съел во второй день?
  • После того как Малыш и Карлсон поиграли машиной, папе пришлось заменить в ней 9 колесиков, а винтиков на 2 больше. Сколько всего деталей пришлось заменить папе в машине?

Девочки умницы решат одну задачу в тетради, но сначала сделают схему, потом решение и ответ.

Задача на розовом листочке.

  • На именинном торте Мальвины было  9 розочек, а колокольчиков на 2 больше. Сколько всего цветочков было на именинном торте Мальвины?

Дополнительно. (только решение)

  • Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой, получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи, получится 50 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

- (Слайд 8) Проверка.

-О чём была задача у мальчиков? У девочек?

-Какая схема может помочь решить задачу?

-Сколько действий в задаче?

- Почему?

- Проверьте свою запись в тетради.

(Слайд – 9)- Задача у девочек. Проверьте.

(Слайд – 10) – Найдите ошибку. (Исправляем маркером). Проверьте решение второй задачи.

- (Слайд 11)- Выкладывают на доске фундамент из зелёных прямоугольников.

Фундамент-основа дома, поэтому он должен быть прочным. А как убедиться в прочности фигуры? (Надо проверить углы - они должны быть прямые.)

Проверяем с помощью модели прямого угла. (Угольник на слайде)

  1. Практическая работа.

- Что будем строить дальше? (Основную жилую часть дома)

- (Слайд 12)-Подберите для этого подходящую фигуру. (Фигуры на доске разные, надо подобрать подходящую по размеру к фундаменту. Кто то прикладывал, а кто то мог проверить с помощью линейки – очень важный инструмент) (Линейка на слайде в инструментах)

-Какая фигура подошла? (Большой, голубой прямоугольник, четыре вершины, четыре стороны, две одинаковые длинные стороны и две одинаковые короткие стороны, четыре прямых угла).

-Как выбирали? (Прикладывали, на глаз, измеряли линейкой)

-А в жизни на стройке какой способ удобный? (Измерение рулеткой).

-(Слайд 13) - Что такое рулетка?

(Рулетка-инструмент для измерения длины, свёртывающаяся лента в ролик с делениями) Мужской инструмент.

А женщины чаще используют сантиметр.

-Что такое сантиметр? Где его можно использовать?

-(Слайд –14) Измерьте стороны выбранной фигуры. Сделайте         вывод. (Противоположные стороны равны).

- Найдите среди своих прямоугольников тот, у которого есть сторона длиной 10 см.

- Какой меркой можно заменить 10 см? (дм)

- Измерьте другую сторону?

- Чему равна её длина?

- Кто знает, как назвать короткую сторону прямоугольника? (Ширина)

- Как назвать длинную сторону? (Длина) (Слайд – 15)

- Прочитайте вывод.

-Прежде чем поставить основную часть дома, надо выполнить задание в учебнике.  

VIII.  Работа по учебнику.

 (Стр.15  № 6 Сравнить)

Работают самостоятельно.

- (Слайд 16) - Взаимопроверка. (Ответы на доске.)

  1. Логическая задача с геометрическим материалом.

- Следующий этап строительства - это….. (Крыша) (Слайд – 17)

-Крышу надо собрать из трёх фигур. (Слайд 18)

(Два прямоугольных треугольника, один четырёхугольник.) - слова для учителя.

Девочки работают в парах девочка-девочка. (Одна девочка встаёт и подходит к соседке на другой соседней парте). Мальчики индивидуально.

- К доске пойдёт тот, кто первый соберёт крышу на парте. (Слайд 19)

- Спасибо!

- Кто помнит, как называется помещение под такой крышей? (Мансарда) (Слайд 15)

- Прочитайте лексическое значение слова.

Мансарда-это жилое помещение на чердаке под скатом высокой крыши.

Отлично! Замечательно друзья!

  1. Физкультминутка. (Слайд 21 солнышко) (Слайд 22 после физминутки) - окно на мансарде.
  2. Закрепление письменного вычисления в пределах 100 изученных видов.

- Чего не хватает в доме? (Окон)

-Какие фигуры поставим на место окон? (Прямоугольники) (Слайд 23)

Выбираем из оставшихся фигур.

- Сколько их? (4)

- Какие они?

Задание в учебнике.

Стр.15 № 5 (Есть в № ошибка, столбик 72+28, надо заменить на 72+18)

(Слайд 24) Девочки начинают решать примеры с первого, т.е. слева направо.

Мальчики решают примеры с последнего, т.е. справа налево.

Проверка.

  1. Решение уравнений.

- (Слайд 25)  Но как войти в дом? (Нужна дверь) 

- (Слайд 26) Какой формы? 

Навесить дверь, установить её так, чтобы она находилась в равновесии, хорошо открывалась и закрывалась- дело сложное.

- Выполнять эту работу будут мальчики. (Слайд 27)

А девочки в это время будут высаживать цветы на клумбу. 

- (Слайд 28) На прямоугольнике уравнение:                 76-Х=46 (мальчикам)

Овал. На нём уравнение: Х-18=22                (девочкам)                

(Слайд 29) Проверка.

Дом готов! (Слайд 30)

- Какой получился дом? (Красивый, прочный, надёжный).

Молодцы мальчики!

Умницы девочки!

Спасибо за работу! (Слайд 32) Слайд 31 - дополнительно.

Мне нравится, а вам?

Каждый выполнял свою работу, работу по силам.

Здорово! Какие труды такие и плоды.

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось .

Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.

Домашнее задание. ( Слайд 33) – стр.15 №7, задание на полях (начертить такой же прямоугольник)

  1. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.

-Чтобы построить такие прочные, красивые дома, какие знания, умения и качества нам понадобились?

  • Умение решать задачи;
  • Без ошибок решать примеры;
  • Правильно решать уравнения;
  • Знать геометрические фигуры и их свойства
  • Человек, который выполняет мужскую работу, должен быть ответственным, добросовестным, сильным, умным…..
  • Человек, который выполняет женскую работу, должен быть внимательным, заботливым, уметь создавать уют, наводить красоту и порядок.

- А какую фигуру мы чаще всего использовали при строительстве дома? Почему? (Прочная, все углы прямые, красивая, противоположные стороны равны).

- Кто запомнил как называются стороны прямоугольника?

- СПАСИБО всем, сильным, ответственным и мужественным мальчикам,  заботливым, добрым и аккуратным девочкам.

-Если урок вам понравился приклейте улыбку в тетрадь в конце работы.

- Если вы ничего не поняли и ничего на запомнили, вы не довольны уроком, приклейте белый кружок.

Спасибо девочки и мальчики, спасибо гостям. Урок окончен.  До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .

Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...

Открытый урок математики. Урок- путешествие по теме "Числа 1-10.Закрепление"

Открытый урок по математике.Урок – путешествие.Урок дан в рамках городского семинара по теме  «Школьная среда как один из факторов мотивации у детей здорового образа жизни в условиях реализации Ф...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок математики в 1 классе с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

Открытый урок математики в 1 классе. Вспоминаем пройденное по теме «Нумерация чисел в пределах от 1 до 20» Презентация к уроку.

Урок математики. 1 класс. Урок путешествия в математическую зимнюю сказку.Тема урока:Вспоминаем пройденное по теме «Нумерация чисел в пределах от 1 до 20»Базовый учебник:  Математика 1 класс УМК ...

Открытый урок математики. Тема урока: "Решение уравнений"

 Развивитие умений решать уравнения, закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов....

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....