Урок в 4 классе по теме "Единицы длины" на основе краеведческого материала
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Окорокова Елена Анатольевна

Обобщающий урок по теме "Единицы длины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_4_kl.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок математики в 4 классе

Тема урока: «Единицы массы»

Цель урока:  повторить и закрепить знания о единицах измерения массы

Задачи урока:  создать условия:

                         1. Для мотивированного обобщения знаний единиц

                             измерения массы , их сравнения, преобразования и осознанного

                             применения в решении задач;

                         2. Ознакомления со старинными мерами массы и  историей Дзержинского

                             района;

                         3. Развития воображения, мышления, устной речи;

                         4. Воспитания социализированной личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, слайды к уроку, карточки с заданиями,

                                     фонограмма «Базар», «Русские наигрыши», костюмы скоморохов,

                                      купцов, лотки с товарами.

Ход урока:

1. Мотивационный этап

*Минутка чистописания.

Письмо числа 75 по показу, сделанному учителем в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают с этим числом?

*Объявление темы урока

Целеполагание:

- Посмотрите на тему урока и обоснуйте написание числа  75

(на доске слайд 1. «Единицы массы.

                              Дзержинскому району – 75»)

- Предположите, что будем сегодня изучать на уроке?

(После выслушивания детей слайд 2.

Знать:                                                             Уметь:

  1. старинные меры массы;              1. Преобразовывать величины;
  2. историю района.                           2. Сравнивать единицы измерения;
  3. Решать задачи с величинами.)

- На уроке будут работать консультанты, историки, экологи, эксперты, и все вместе мы будем исследователями.

Итак, мы начинаем.

2. Операционно-познавательный этап.

* Знакомство со старинными мерами массы:

(дети читают стихи)

  1. Наш район Дзержинский еще очень молод,

Но гордиться может собственной судьбой.

Есть у нас сегодня превосходный повод-

Юбилей района праздновать, как свой.

  1. Блестят асфальты чистые,

Гремят трамваи звонко,

Бегут машины быстрые,

Спешат, сигналят громко.

- А когда-то все было иначе. Слово предоставляется историкам.

Историк:  До 1930 года  район назывался – Ипподромский (слайд 3. «Ипподромский район»). На месте района были небольшие сельские поселения, жители которых в воскресный день отправлялись на оживленный базар – ярмарку.

- Вы хотите там побывать? Давайте подумаем, что это нам поможет узнать?

(старинные меры веса, что такое ярмарка)

- А еще это нам поможет проверить, кто быстрее и правильнее умеет решать примеры. Вход на ярмарку – выполненное задание на карточке.

(дети решают устно на карточках в группах, записывая ответы в тетрадь. Проверка по слайду 4.)

    Карточка                                                  Слайд 4:

700 х 100                                                   70000

70000 + 6000                                             76000

76000 х 100                                                7600000

760000 - 60000                                           700000        

999999 + 1                                                  1000000

1000000 : 10                                               100000

64 х 7                                                           448)

(звучит фонограмма «Базар», входят скоморохи). Слайд 5 « Базарная площадь»

Скоморох1:       Торопись честной народ,

                            В гости ярмарка идет!

Скоморох2:        Все на ярмарку спешите

                            И друзей с собой ведите!

(звучит фонограмма «Русские наигрыши» -  входят купцы с товарами)

1 купец:            Добры люди поспешите!

                          И товар у нас купите!

2 купец:            А мы люди ипподромские,

                          Товары у нас каковские:

                          И орешки есть, и коврижки есть!

                          Налетай! Выбирай! Покупай!

3 купец:            Дорогие гости!

                         Ярмарке порадуйтесь.

                          Пряником,

                          Бараночкой,

                          Крендельком побалуйтесь!

                         

- Как вы думаете, ребята, в чем измеряли свой товар купцы?

Историк 1:           Некоторые старорусские меры веса были такими: фунт и пуд.

Слайд 6.

Историк 2:           К 1910 году г.Новосибирск стал центром сибирского мукомолья.

Историк 3:           3 крупнейшие мельницы того времени за сутки перерабатывали 10 тыс.

                              пудов зерна.

Историк 4:           Военно-сухарный завод в год выпускал 1милн. пудов  сухарей.

- Как можно поработать с этими числами? (преобразовать)

- Все ли у нас есть для работы? (Не знаем сколько весит фунт и пуд)

Слайд 7

Консультант:        1 пуд = 16,380кг=16кг

                               1 фунт = 0, 40951кг = 400г

(дети записывают в тетради преобразования с комментированием)

10000 х 16 = 160000 =1600ц =1т600ц

1000000 х 16 = 16000000кг = 160000ц = 160т

- Ребята, как вы думаете, почему не прижились эти меры массы, заменились другими?

(Мера веса во всех странах была разной и для удобства торговли между странами ученые придумали единые меры массы)

- Запишите их в своей тетради, начиная с наименьшей. (Взаимопроверка)

- Напишите, в каком соотношении находятся они между собой.

 (Самопроверка по слайду 8)

1 кг = 1000 г

1 ц = 100 кг

1 т = 10 ц

 1 т = 1000кг )

- Объясните необходимость знания этой таблицы. ( Она помогает сравнивать величины, решать задачи)

* Решение задач и преобразование величин

- Слово предоставляется историкам:

Историк 1:     В 1930 году принято решение построить на территории района завод  

                        горного оборудования и трикотажный комбинат. Район получил

                        название Горнозаводской. (слайд 9 «1930г – Горнозаводской район»)

Историк 2:      В 1933 году район переименован в Дзержинский (слайд 10 «1933г –

                         Дзержинский район»)

Историк 3:      В 1936 году на базе завода горного оборудования начато строительство

                        авиационного завода им. Чкалова, а трикотажный завод переоборудован

                        в завод точного машиностроения. (слайд 11 «Карта Дзержинского района»)

- Вспомните, какие предприятия действуют сейчас в районе? (завод «Сибстроймаш», «Сибэлтранс», кирпичный, керамзитовый, объединение «Электроагрегат», 2 завода ЖБИ, молокомбинат)

- (слайд 12) Перед вами годовая продукция молокомбината

сметана – 11000т

сливочное масло – 9000т

творог – 4000т м

- Каждая группа производит расчет по заданию записанному на карточке)

(дифференцированные задания)

1 группа : Впишите недостающие цифры

                11000т = ………….ц

                9000т = ……………кг

                4000т = ………….ц =………..кг

2 группа: Выразите данные числа в наименьших единицах

                11000т =

                9000т =

                4000т =

3и 4 группы: Сколько всего продукции выпускает завод за 1 месяц?

5 группа: Узнайте сколько всего продукции выпускает завод за 1 неделю?

6 группа: Составьте список ошибок, которые могут быть допущены при выполнении  

                задания 1 группы. Как их избежать?

- При проверке  выступающий от группы дает ответ по заданию карточки и оценку ребятам за групповую работу.( При ответе 6 группы показать слайд 13)  

- Насколько полезной вы считаете продукцию молокомбината?

Физминутка

- Ребята, вам нравится наш район? Почему? За что вы его любите? Что делает его красивым?

- 2 парка украшают наш район, какие? («Березовая роща» и ПКИО им. Дзержинского )

- Зеленые насаждения этих парков, как и все другие растения района, города выполняют еще одну очень важную функцию. Об этом скажут экологи.

Слайд 14

Эколог 1:    1га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли

                    1га лиственного леса  - 50-70 т

                  -  Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес?

                    Какие деревья лучше сажать в городе?

Слайд 15

Эколог 2:    1га березового леса выделяет в год 7ц 25кг кислорода.

                    1га соснового леса – 5ц 40кг

                   Сравните, на сколько больше кислорода  выделяет березовый лес за год?

 (1-2 человека работают у доски)

- Почему ученые сделали такие расчеты? ( из-за неблагоприятной экологической обстановки)  

- Что ее делает такой? (выбросы предприятий, автомобилей)

Эколог 1:   Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После            

                    установки на этом предприятии очистных сооружений количество выброса

                    сажи уменьшилось в 20 раз.

- Узнайте, сколько тонн сажи выбрасывается  в атмосферу после установки очистных сооружений?(устно)

Эколог 2:     В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20кг выхлопных

                     газов.

- Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? (устно)

3 Рефлексивно- оценочный этап

- Самостоятельная тестовая работа (проверка учителем)

- Самооценка по шкале в тетради (Оцените степень своей работы на уроке)

Слайд 16

- Что изменилось в ваших знаниях, умениях с помощью урока?

- Подсчитайте жетоны, которые вы получили за урок.2. ( Словесная оценка учителя)

Домашнее задание: по выбору со страницы учебника в соответствии с темой урока.

Тест

1.Найди правильную запись числа 190030г в килограммах и граммах

а) 19кг30г      б) 190кг30г        в) 190кг3г

2. Сколько килограммов в 840ц?

а) 8400кг        б) 84000кг          в)  840кг

3. Сколько тонн, центнеров и килограммов в 26509кг?

а) 2т 65ц 9кг     б) 26т 50ц 9кг       в) 26т 5ц 9кг

4. Во сколько раз 5кг больше 5 грамм?

а) в 100 раз     б) в 10 раз           в) в 1000 раз

5. Какое число надо вставить в «окошко», чтобы равенство стало верным:

6т…ц = 6т 700кг

а) 70           б) 7         в) 700


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»

Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....

Словарные слова и тексты для списывания (на основе краеведческого материала)

Цель данного пособия – помочь учителю организовать повседневную работу над словарными словами, связанными с краеведением, и работу по отработке орфографической зоркости, используя тексты для спи...

Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения

Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 4 классе на основе краеведческого материала. Е. В. Амелина «Летний концерт»

Данный материал предназначен для изучения литературного творчества курских писателей с использованием хрестоматии "Соловушка" и набора открыток с иллюстрациями к произведениям курских писателей. Техно...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...