Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Бычкова Елена Сергеевна

Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tdm.rar682.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОС «Школа 2100…».3 класс.

  Урок по математике по теме

«Письменное деление многозначного числа на однозначное ».

Учитель начальных классов

Бычкова Елена Сергеевна

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: 

  • Формировать умение выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное.
  • Вывести алгоритм письменного деления многозначного  числа на  однозначное число
  • Способствовать развитию умения оценивать свою деятельность.

Ход урока.

1.Мотивация ( самоопределение)  к учебной деятельности деятельности. (1-2 мин.)

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.

Добрый день, ребята!

- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня проведу его я. Зовут меня Елена Сергеевна. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

-Сегодня каждый из вас побывает в роли открывателя.  Так как у нас урок открытия новых знаний.

-Каким должен быть ученик открывающий новые знания?

Девиз нашего урока: Учимся

                                     Учиться и

                                     Действовать!

-Как вы понимаете эти слова?

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин.)

Форма работы – фронтальная. 

1.Ведёт подводящий диалог.

(Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Посмотрите внимательно на экран.

( слайд)

49:7   72:24   39:5    56:4            

-Что записано?  ( примеры)

-Как ещё можно назвать?( выражения)

  • Что общего во всех этих выражениях? ( Они все на деление).
  • Как называются компоненты при делении?

( слайд)

-Решите эти выражения записывая только ответы.

-Проверьте себя по образцу ( если получилось такое же число, поставьте рядом с этим примером знак  «+», если другое, то исправьте ответ и поставьте рядом  знак «?») ( слайд)

- У кого есть знаки вопроса, поднимите руку.

- Над чем вам надо поработать?

-Какой пример здесь лишний по записи ответа и почему?

          - Какое важное правило должно быть при делении с остатком?

( слайд)

Пробное дествие.

536:4 ( слайд)

-Прочитайте выражение.

-Я вам предлагаю решить это выражение за 1 минуту.

/Затруднение!!!/

-Кто не смог выполнить задание? Почему?

- Кто решил?

-Сколько получилось в ответе? ( фиксация ответов на доске)

-Выражение одно, а ответы получились разные. Почему? ( не знаем способа)

- А как   его можно решить ? ( на калькуляторе)

- Решив на калькуляторе, вы  научитесь решать такие примеры сами?

В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет.

 Тогда можно решить пример письменно.

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

(Чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…)

- Как по другому можно решить это выражение? ( столбиком).

- Какой это приём? ( письменный)

- Почему?

-В делении это называется ” деление уголком ”, потому что знак деления заменяется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное. ( слайд)

Попробуйте разделить столбиком 536:4

3.Выявление  места и причины  затруднения . (3-4 мин.)

- Что же вызвало у вас затруднение?

-Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

-Кто выполнил задание и может обосновать свои действия?

 4.Построение проекта выхода из затруднения.(4-6 мин.)

- Что нам необходимо для того, чтобы решить это выражение письменно?

-  Какая цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ, который позволит быстро делить многозначные числа на однозначное )  ( слайд)

- Сформулируйте тему урока.

( Письменное деление многозначного числа  на однозначное число ) ( слайд)

5. Реализация построенного проекта(8 – 10 мин).

 

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

- Записываем в тетради:   536

( 1 ученик у доски) доска размечена.

- Назовите делимое.

- Назовите высший разряд.

Вывод алгоритма.

  1. Находим первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в частном.
  3. Делим сотни,

Получаем в частном…

Умножаем, узнаём сколько разделили…

Вычитаем, находим остаток…

Сравниваем остаток с делителем.

  1. Находим следующее неполное делимое. (Алгоритм повторяется)
  2. Всё разделилось?

Если нет, возвращаюсь к пункту 4, если всё, то иду к пункту 6.

  1. Читаю ответ.

 ( алгоритм высвечивается пошагово).

С какого разряда начинаем деление? С сотен.

  • 5 сотен делится на 4? Да.
  • Значит, это первое неполное делимое. Обозначаем простым карандашом вот такую дугу.
  • Определим, сколько цифр будет в частном. 3

  • Ставим 3 точки.

  • Делим сотни. 5 разделим на 4, будет … 1
  • Проверяем, сколько разделили…
  • Умножим 4 на  1, получу …  4

  • Это столько сотен сколько раздели, а было у нас сколько сотен? 5

  • Вычтем 4 из 5, получится остаток …1

  • Сравним остаток с делителем. 1<4, значит разделили верно.

  • Образуем второе неполное делимое. 13

  • Делим 13 на 4. Получим … 3

  • Умножим 4 на  3, получу …  Это столько десятков разделили. 12

  • Находим остаток. 1

  • Сравним остаток с делителем. 1<4

  • Образуем 3 неполное делимое. 16

  • 16 ед. разделю на 4, получу … 4

  • Умножим 4 на 4, получим … 16

  • Находим остаток. 0

  • Число разделили полностью? Да

  • Читаем ответ. 134

А теперь поработаем  в парах. У каждой пары есть элементы алгоритма , попробуйте расположить их по порядку.  ( проверка по образцу на слайде).

 Физминутка (2 - 3 мин.)

Поднимает руки класс –

это раз.

Повернулась голова –

это два.

Руки вниз, вперёд смотри

- это три.

Руки в стороны пошире

развернули – на четыре.

Самого себя обнять –

это пять.

Всем ребятам дружно

сесть – это шесть.

А когда мы скажем восемь

– значит тишины

попросим

6.Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин.)  

 – С объяснением на доске. (192:6)  ( 2 ученика, 1 читает алгоритм, 2 выполняет деление).

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.) 

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

623:7=

Проверьте себя  ( по образцу и эталону)

Подробный образец

Эталон

623

1.Найти первое неполное делимое.

623

2. Определить число цифр в

частном.

 

 623

  56

     63

     63

       0

3. Найди цифры в каждом разряде частного.

10.Рефлекия учебной деятельности. (2-3 мин.)

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему учились?

- Довольны ли вы своей работой?

  • Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
  • Что удалось…
  •  - Учились находить первое неполное делимое? 
  • - Учились определять количество цифр в частном?
  • - Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
  • Надо ещё поработать…

Наше исследование подходит к концу.

-Давайте вернёмся к плану нашего исследования.

У – узнать…

Р – рассказать…

О – объяснить…

К - коллективно, дружно работать.

-Что нового вы сегодня узнали?

- О  каком  математическом открытии рассказали?

- Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием?

    – Результативно ли прошло наше исследование?  Как доказать?

- Под каким девизом мы сегодня работали? Помог ли он в исследовании нашей темы?

-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения  - ?

 -Кто хорошо понял новый вычислительный приём, поднимите карточку с - !

-Пора подводить итоги, друзья!

Исследовали умножение мы

 не зря,

В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания.

А гостей мы поблагодарим за внимание!

Спасибо за работу! Урок окончен.

11. Домашнее задание. 

   Карточки?

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число."

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока6 Научить делить многозначные числа на однозначные письменным  способом.Задачи: Развивать способности находить решения и делать выводы; совершенствовать...

Урок математики в 4 классе по теме «Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное»

Урок «Приемы письменного деления многозначных чисел на однозначное» является одним из уроков в разделе «Умножение и деление многозначных чисел». На предыдущих уроках мы закрепляли пройденный материал,...

Урок математики по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное", 3 класс

Урок открытия нового знания по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное" , 3 класс, УМК "Школа 2000". С элементами надпредметного курса "Мир деятельности"....

Конспект урока по математике в 3 классе «Деление многозначного числа на однозначное с остатком »

Урок открытия новых знаний  построен по системно-деятельностному  методу. На уроке дети научатся делить  углом многозначные числа на однозначные с остатком и выполнять проверку.  З...

Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

Конспект урока по математике (4 класс) на тему: "Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные"

Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом....

Конспект урока по математике «Отработка алгоритма письменного деления многозначного числа на однозначное», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематизация и обобщение знаний учащихся о делении; формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач; отрабатывание навыка деления многозначного числа на...