Открытый урок по теме " Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 -456, 57001 – 18032"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Шаляпина Екатерина Юрьевна


 Тема:  " Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 - 456, 57001 – 18032"

Цели урока:
1.  Познакомить с приемом письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого.
2.  Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.
3.  Воспитывать умение оценивать свой труд.

Ход урока
    

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Сядь  поудобнее, я рада видеть тебя. Никита, ты готов к уроку? На столе у тебя должны лежать учебник, тетрадь, прибор, грифель.
А теперь давай сделаем упражнение, чтобы сосредоточиться твое внимание. Упражнение “Мельница ” с произнесением скороговорки по слогам.  Никита, прошу тебя быть внимательными и активно мне помогать. А  твоя помощь - это твоё участие.
Запиши в тетрадке число и классную работу. Итак, начинаем урок математики.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело.
Десять хороших минут
Сделали 10 хороших дел
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок
- Я желаю тебе сегодня на уроке сделать много хороших дел
 

II. Актуализация опорных знаний. Устный счёт
Началом хороших дел будет для тебя математическая разминка
- Как будешь считать?
1.Игра «Молчанка»
    •    Число ног паука умножить на количество пальцев на руке человека (8 х 5)
    •    Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча (12*3)
    •    Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число (5*10)
    •    Количество букв у рыбы с усами умножить на число гномов у Белоснежки (7*3)
    •    Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов (50/10)


2. а) Запиши пример и составь программу действий (укажи порядок действий):
   24: (3*8)- (7*0)*1+8:1
  б) Реши уравнение:
            х – 16 = 12 ∙ 3   (х = 52)
   в) Заполни пропуски:
            9ц 67кг=….кг
            2ч17 мин=…мин
            2 в 3г = …г
3.Продолжаем разминку
Открой учебник и найди № 300. Причитай задание.

4.Решаем примеры (найди № 301 в учебнике)

III. Работа над новым материалом
1.Минутка чистописания
Запишите число 603076; 89005 и разложи их на разрядные слагаемые
2.-Как ты думаешь, чем отличаются примеры в учебнике от примеров, изученных на прошлом уроке. (У этих примеров отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого)
Тема сегодняшнего урока: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули.
 А сейчас я познакомлю тебя с алгоритмом письменного приёма вычитания многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют значимые единицы, которые записаны с помощью нулей.
Алгоритм объяснения: 30007 - 648
    •    Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
    •    Вычитаю единицы – из 7 единиц 8 вычесть нельзя, занимаем у десятков, ставим точку, у десятков ноль, занимаем у сотен, ставим точку, у сотен ноль, занимаем у тысяч, ставим точку. В одном десятке 10 единиц, да ещё 7 – 17, из 17 вычесть 8, получится 9. Пишем под единицами 9.
Вычитаю десятки – было 10 десятков, один заняли, осталось 9,   9 минус 4 получится 5. Пищу под десятками 5.
Вычитаю сотни – было 10 сотен, одну заняли, осталось 9, 9 минус 6, осталось 3. Пишу под сотнями 3.
Вычитаю тысячи – было 3 тысячи, одну заняли, осталось 2. Пишу под тысячами 2.
    •    Читаю ответ – 2359.

Предлагаю тебе объяснить  как будешь вычитать:
600-26                 1000-124              3007-648
Найди в своём учебнике № 302(I) выполни с записью в своей тетради с  комментированием.

IV. Работа над задачей
Это интересно: давайте поговорим о бумаге. Бумага это китайское изобретение - была изобретена еще во 2 веке. Первые русские рукописи на бумаге появились спустя 12 веков со времени её изобретения. В каком веке появились первые рукописи на бумаге?
1. № 303 — выполнение задачи (разбор) под руководством учителя, запись действий ведется в столбик. Составить программу  решения. Для слабоуспевающих детей провести такое рассуждение:

V. Физкультминутка
Упражнение “Марш с хлопками” на внимание и ориентировку в пространстве.

VI.  Работа над пройденным материалом
1.Игра «Верите ли Вы?!»
-Часть от целого числа находим умножением (Нет)
- Целое число, если известно часть находим делением (нет)
-Периметр состоит из линии  (да)
-Площадь это плоская поверхность (да)

VIII. Итоги урока
-  Как выполняется вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов?

IX. Рефлексия
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
- А теперь давайте поднимем солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно с вами работать. Большое спасибо.     
Домашнее задание № 319, 320  стр. 65.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Конспект открытого урока

Ф.И.О. учителя:  Шаляпина Екатерина Юрьевна

Дата проведения: «  21»  ноября 2014 г.

Класс (год обучения), фамилия И.О. ученика:

4 класс Харламов Никита 

Предмет:  математика

Тема урока:  Приём письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: познакомить с приемом письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого.

Развивающие: развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Воспитательные: воспитывать умение оценивать свой труд.

Учебно-методический комплекс:

1. Учебник «Математика» М.И.Моро, часть 1, 4 класс,

2. Учебник по брайлю «Математика» М.И.Моро, часть 1, 4 класс,

3. Тетрадь по Брайлю.

4. Прибор для записи по Брайлю.

5. Грифель для письма по Брайлю.

Ход урока

I.Орг.  момент.

 Сядь  поудобнее, я рада видеть тебя. Никита, ты готов к уроку? На столе у тебя должны лежать учебник, тетрадь, прибор, грифель.

А теперь давай сделаем упражнение, чтобы сосредоточиться твое внимание. Упражнение “Мельница ” с произнесением скороговорки по слогам.  Никита, прошу тебя быть внимательным и активно мне помогать. А  твоя помощь - это твоё участие.

Запиши в тетрадке число и классную работу. Итак, начинаем урок математики.

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело.

Десять хороших минут

Сделали 10 хороших дел

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок?

- Я желаю тебе сегодня на уроке сделать много хороших дел.

II. Актуализация опорных знаний. Устный счёт.

 Учебно-познавательные  компетенции

компетенции личностного самосовершенствования

Началом хороших дел будет для тебя математическая  разминка

- Как будешь считать?

1.Игра «Молчанка»

  • Число ног паука умножить на количество пальцев на руке человека (8 х 5)
  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча (12*3)
  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число (5*10)
  • Количество букв у рыбы с усами умножить на число гномов у Белоснежки (7*3)
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов (50/10)

2. а) Запиши пример и составь программу действий (укажи порядок действий):

   24: (3х8)- (7х0)х1+8:1

  б) Реши уравнение:

                        х – 16 = 12 х 3   (х = 52)

   в) Заполни пропуски:

            9ц 67кг=….кг

            2ч17 мин=…мин

2 в 3г = …г 

3. Продолжаем разминку 

компетенции личностного самосовершенствования

Открой учебник и найди № 300. Причитай задание (задание выполняется устно)  

4. Решаем примеры (найди № 301 в учебнике, задание выполняется устно) 

компетенции личностного самосовершенствования

Если ты не сделал ни одной ошибки – поставьте себе оценку «5», если 1-2, то «4», если больше 2 ошибок, то «3»  .

III. Работа над новым материалом 

учебно-познавательная компетенция

  1. Минутка чистописания

Запишите число 603076; 89005 и разложи их на разрядные слагаемые

2. Как ты думаешь, чем отличаются примеры в учебнике от примеров, изученных на прошлом уроке. (У этих примеров отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого)

Тема сегодняшнего урока: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули.

 А сейчас я познакомлю тебя с алгоритмом письменного приёма вычитания многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют значимые единицы, которые записаны с помощью нулей.

Алгоритм объяснения: 30007 - 648

  1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

  1. Вычитаю единицы – из 7 единиц 8 вычесть нельзя, занимаем у десятков, ставим точку, у десятков ноль, занимаем у сотен, ставим точку, у сотен ноль, занимаем у тысяч, ставим точку. В одном десятке 10 единиц, да ещё 7 – 17, из 17 вычесть 8, получится 9. Пишем под единицами 9.

Вычитаю десятки – было 10 десятков, один заняли, осталось 9,   9 минус 4 получится 5. Пищу под десятками 5.

Вычитаю сотни – было 10 сотен, одну заняли, осталось 9, 9 минус 6, осталось 3. Пишу под сотнями 3.

Вычитаю единицы тысяч - было 10 единиц тысяч, одну заняли, осталось 9. Пишу под единицами тысяч  9.

Вычитаю десятки тысяч – было 3 десятка тысяч, один заняли, осталось 2. Пишу под тысячами 2.

  1. Читаю ответ – 2359.

Предлагаю тебе объяснить,  как будешь вычитать:

600-26                 1000-124              3007-648

Найди в своём учебнике № 302(I), выполни задание с объяснением алгоритма письменного приёма вычитания  (учебно - познавательная компетенция)

информационные компетенции

Это интересно: давайте поговорим о бумаге. Бумага это китайское изобретение - была изобретена еще во 2 веке. Первые русские рукописи на бумаге появились спустя 12 веков со времени её изобретения. В каком веке появились первые рукописи на бумаге?

№ 303 — выполнение задачи (разбор) под руководством учителя, запись действий ведется в столбик. Составить программу  решения.

IV. Физкультминутка

Упражнение “Марш с хлопками” на внимание и ориентировку в пространстве.

V.  Работа над пройденным материалом

компетенции личностного самосовершенствования.

Игра «Верите ли Вы?!»

-Часть от целого числа находим умножением (Нет)

- Целое число, если известно часть находим делением (нет)

-Периметр состоит из линии  (да)

-Площадь это плоская поверхность (да) 

VI. Итоги урока

-  Как выполняется вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов?

VII. Рефлексия

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Устно закончи следующие предложения

учебно-познавательные компетенции.

«Я похвалил бы себя ….»;

«Мне очень понравилось ….»;

«Я понял, что ….»;

«Меня удивило ….».

 Спасибо за урок.

   VIII. Домашнее задание. Выставление оценок

     стр. 65 № 319, 320  

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Самоанализ урока педагога

  1. Ф.И.О. учителя Шаляпина Екатерина Юрьевна
  2. Дата проведения «  21 »  ноября 2014 г.
  3. Класс  4
  4. Предмет  математика
  5. Тема урока  Приём письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548,

 62 003 – 18 032

  1. Тип урока  комбинированный
  2. Цели урока:

Образовательные: познакомить с приемом письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого.

Развивающие: развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Воспитательные: воспитывать умение оценивать свой труд

  1. Выводы по уроку (с указанием суммы баллов и уровня эффективности урока)

Цель поставленная на уроке, была достигнута. Этому способствовали следующие формы работы на уроке: индивидуальная, исследовательская работа с текстом. На уроке применялись такие методы работы как индивидуальный опрос, сообщение учителя и ученика.

         Уровень эффективности урока:

   75 баллов / 92 = 0,8 - высокий

0 баллов – элемент отсутствует; 1 балл – элемент частично присутствует; 2 балла – элемент  присутствует в полной степени.

Аспект, виды анализа

  1. Элементы урока

Уровни оценки

0

1

2

I. Анализ цели урока

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) места урока в системе уроков по данной теме

+

2.  Постановка целей и задач перед учащимися (четкость формулирования образовательных, развивающих и воспитательных задач урока)                    

+

3.  Сообщение в начале урока темы, порядка организации учебной деятельности в ходе урока          

+

4.   Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока                                                                                                      

+

II. Анализ структуры и организации урока

1.  Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм

+

2. Стимулирующее введение  (актуализация знаний)

+

3.Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока  

+

4.  Целесообразность распределения времени по этапам урока, обоснованность отступления от плана

+

5.Организация окончания урока (без задерживания учащегося с урока)

+

6.Оптимальный темп ведения урока и плотность урока

+

7. Наличие на уроке эмоциональных разрядок, физкультминуток

+

8.Рациональность использования информационных ресурсов

+

III. Анализ содержания урока

1.Доступность изложения, использование наглядности

+

2.Использование самостоятельных творческих работ, создание проблемных и нестандартных ситуаций

+

3.Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм

+

4. Связь содержания урока с жизнью, другими предметами

+

5. Связь содержания с потребностями и интересами ученика

+

IV.Анализ деятельности учителя

1. Использование на уроке эффективных методов и приемов обучения    

+

2.  Применение разных форм общения в ходе учебного занятия (монолог, диалог)

+

3. Использование различных видов, форм учебной деятельности, их чередование

+

4. Стимулирование ученика к выбору вида задания и формы его выполнения

+

5.Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Учет психологических особенностей каждого ученика

+

6.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии

+

7. Развитие коммуникативных навыков

+

8.Обязательное рецензирование ответов учащегося

+

V.Анализ формирования ключевых компетенций учащегося

1. Ценностно-смысловые компетенции.

+

2.Общекультурные компетенции

+

3.Учебно-познавательные компетенции.

+

4.Информационные компетенции

+

5.Коммуникативные компетенции.

+

6.Социально-трудовые компетенции

+

7.Компетенции личностного самосовершенствования

+

VI. Анализ итога урока и домашнего задания

1. Методы и приемы проверки домашнего задания

+

2. Характеристика работы класса (успешность овладения содержанием урока, вскрытие недостатков)

+

3.Формирование положительных и социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока

+

4.Объем и характер домашнего задания (тренировочный,    творческий, закрепительный, дифференцированный и т.д.)

+

5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока, его посильность

+

6. Методика задания на дом (инструктаж по рациональной организации работы при выполнении домашнего задания, запись заданий на доске и в дневниках учащихся, задание по повторению материла и т.д.)

+

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий проведения урока

1.Приемы и методы работы над осанкой учащихся

+

2.Проведения физкультминуток, элементов релаксации

+

3.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке  

+

Сумма баллов:

75

Уровень эффективности урока:

   баллов / 92 = 75 баллов/92 = 0,8

1,0-0,8         - высокий

0,8-0,7         - довольно высокий

0,7-0,6         - средний

0,6-0,5         - низкий

0,5 и ниже  - критический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прием письменного вычитания для случаев вида 7000-456

Урок математики в 4-ом классе по УМК  "Школа России"  на тему  " Приемы письменного вычитания для случаев вида 7000- 456, 57001-18032"...

Конспект урока по математике«Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 -456, 57001 – 18032»

«Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 -456, 57001 – 18032»  Конспект урока по математике для 4 класса, по учебнику  М.И. Моро...

конспект и презентация урока математики во 2 классе по теме "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24" по программе "Школа России" ФГОС

Представлен конспект и презентация урока  математики   по   учебнику   Моро во 2 классе по теме "Приём письменного вычитания в случаях  вида 52-24"  по программе "Шк...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24»

Цели  урока: ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.Целевые  установки: предметные:второклассники  познакомятся  с  приёмом...

Урок математики во 2-м классе Тема: "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24"

Методическая разработка урока по математике с учётом ФГОС НОО...