Конспект урока математики" Прямая. Луч. Отрезок"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Новоселова Надежда Николаевна

Конспект урока по математике на тему" Прямая. Луч. Отрезок" по программе" Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_._pryamaya._luch._otrezok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Лицей №28 г. Йошкар-Олы»

Урок , проведенный во 2 классе по программе «Школа 2100»

Тема урока :»Прямая. Луч. Отрезок»

Провела учитель начальных классов

Новосёлова Н.Н.

Йошкар- Ола

 06 декабря 2012 год

Тема урока: Прямая. Луч. Отрезок.

Цели:

  1. Образовательные: содействовать формированию у учащихся представления о луче, отрезке; об их различиях и сходствах; совершенствование умений выполнять простейшие геометрические построения; формировать умения грамотно называть, прямую, отрезок; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи.
  2. Развивающие: развивать умения работать с информацией, развивать математическую речь, внимание, память, логические и пространственное мышление учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, развивать аккуратность при  выполнении геометрических заданий.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй утро , солнце, небо и земля,

Здравствуйте равнины горы, и леса,

Здравствуйте зверюшки, здравствуйте на век,

Здравствуй радость и добро,

Здравствуй, ЧЕЛОВЕК!

  1. Мониторинг эмоционального настроения.

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы начинаем наш урок. Я надеюсь, что сегодня на уроке у вас будет солнечное настроение у всех.

  1. Актуализация знаний.
  1. Работа с числами.

Назовите числа в порядке возрастания6

78,108,230,336,460,495,680,954.

  1. Какое число лишнее и почему? (78)

На какие группы можно разделить эти числа? Какие числа называются двузначными? Трехзначными? Круглыми?

  1. Назовите предшествующее число числа 231.
  2. Назовите последующее число числа 679?
  3. В каком числе количество сотен и десятков одинаково?
  4. Какое число меньше 960 на 6 единиц?
  5. В каком числе разряд десятков отсутствует? Какая цифра стоит в числе и указывает на отсутствие разряда десятков?
  6. В каких числах сумма цифр равна 18?
  7. Вычисли6 32+8+100-30+4-14-40+300=
  8. Какое число следует при счете за числом: 482,810,529,699,500,479.
  9. Какое число предшествует при счете числу:217,900,400,187,360,590.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, сегодня на уроке будет присутствовать Смайлик, кА всегда веселый, любознательный, потому очень любит учиться. Нарисуйте на полях тетради ваше настроение.

Кроме Смайлика , у нас на уроке еще один гость – Карандашик.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Какое любимое занятие Карандашика?

Посмотрите внимательно на линии и подумайте, на какие две группы их можно разделить? ( замкнутые и незамкнутые)

Давайте поможем Карандашику разделить изображенные линии на две группы.

Молодцы, справились. Линии мы с вами уже умеем чертить.

О каких геометрических фигурах мы сегодня будем говорить? Прочитайте тему урока в учебнике на с. 7.

Посмотрите внимательно на эти задания и сделайте предположения, чему должны научиться на уроке.

Верно. Мы будем говорить о луче, отрезке; об их различиях и сходстве; совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения; формировать умения грамотно называть луч, прямую, отрезок; совершенствовать вычислительные навыки и умения , решать составные задачи.

  1. Изучение нового материала.

Послушайте историю, которая однажды произошла с Карандашиком и Смайликом.

 Однажды Карандашик поставил на листе бумаги точку. Смайлик долго смотрел на неё и решил, что  точка – слишком скучное изображение. « Карандашик, - спросил он, - а сможешь ли ты провести через эту точку прямую? « Карандашик , не задумываясь, ответил: « Сколько угодно!»  

Ребята, а как вы думаете , почему Карандашик так ответил? ( Через одну точку можно провести множество прямых линий)

Молодцы, верно. Но история на этом не закончилась. Карандашик провел через точку прямую линию, и друзья стали вместе радоваться тому, какая ровная линия у них получилась. Но не тут - то было. Откуда ни возьмись, появились Ножницы. А ведь вы знаете, что Ножницы очень любят все разрезать? Вот и в этот раз , немедля, разрезали прямую в том самом месте , где раньше стояла точка. Как ни  уговаривал Смайлик непрошенного гостя, Ножницы все же не остановились и разрезали прямую линию еще в одном месте. Смайлик и Карандашик в один голос воскликнули: « Что же вы наделали? Теперь у нам нет прямой линии!»

Давайте посмотрим, что же произошло с прямой.

Ножницы разрезали ее на три части.

Верно. Давайте определим, что  за части прямой получились? Есть ли на рисунке фигура, с которой мы уже встречались? Что это за фигура?

Что такое отрезок?

Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон.

А можно ли оставшиеся части назвать отрезками? Почему? Как называются эти части?

 Что такое луч?

Луч- это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны.

А где можно встретить лучи?

 Давайте проверим, как обстоит дело с лучами, изображенными  на плоскости.

Сколько лучей мы можем провести из данной точки? ( детям предлагается провести луч, начинающийся в точке, изображенной учителем на доске)

Неограниченное количество.

Что общего у всех лучей, изображенных нами?

Они начинаются в одной точке.

  1. Работа по учебнику.

№2 с. 7. Прочитайте, что необходимо выполнить. Посмотрите на рисунок., назовите, какой точкой обозначено начало луча. Как записываются названия лучей. Прочитайте название первого луча. С какой точки начинаем записывать название луча. Первый луч называется СД. , начинаем записывать название луча с точки, в которой начинается луч. Запишите название остальных лучей самостоятельно. Прочитайте названия. Карандашик доволен вашей работой и предлагает немного отдохнуть.

8.Физкультминутка.

Вот мы руки развели, словно, удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

 Поклонись и улыбнись.

9.Первичное закрепление нового материала.

№3. С. 7.

Прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

№4 с. 7. Рассмотрите рисунок , что здесь изображено? Прочитайте из названия. Как правильно читать названия лучей?

Прочитайте вопрос Карандашика. Что нужно сделать, чтобы лучи стали пересекающимися?

Выполните построение в тетради. Назовите пересекающиеся лучи. Найдите и обозначьте точки пересечения.

№5 с. 8. Что нужно сделать?

 Обратите внимание, из каких точек будем начинать построение. Почему?

 № 6. С.8.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

10. Работа над пройденным материалом.

№10 с. 9

Работа над задачей по плану.

Чтение, разбор, составление схемы, решение, ответ задачи.

№14 с. 9 – самостоятельная работа.

  1. Итог урока. Выставление отметок. Рефлексия.

Ребята, Карандашику и Смайлику очень понравились , как  вы сегодня работали на уроке. Вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке. И украсим наше солнышко лучами.

  • О каких геометрических фигурах говорили?
  • Что такое отрезок? Луч? Прямая?
  • Сколько прямых можно провести через одну точку? А через две?
  • Чем прямая отличается от луча?
  • Чем прямая отличается от отрезка?
  • В какие стороны можно продолжить прямую? Луч? Отрезок?
  • Как записать название луча?

Использованная литература.

  1. Л.Г. Петерсон  Математика . 2 класс . Часть 2 . – М. : Издательство « Ювента» , 2011
  2. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –М., 1975
  3. Я иду на урок: Олимпиады в начальной школе. Книга для учителя. _ М,. 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Числовой отрезок"

План-конспект урока разработан в технологии системно-деятельностного  метода к учебнику математика 1 класс Л.Г. Петерсон...

Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".

Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон....

Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».

Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....